Алексей Новодворский ("Альт Линукс") о внедрении Linux в школах
АрхивОнлайн"Никаких знаний нет, когда дети изучают исключительно офисные приложения, и высшей доблестью считается подготовка презентации со вставленным видео. Конечно, это тоже нужно уметь делать, но это не должно занимать 100 процентов и даже 20 процентов учебного времени".
Осенью прошлого года в открытом конкурсе по внедрению в российских общеобразовательных учреждениях свободного программного обеспечения отечественного производства победил системный интегратор "Армада". Согласно подписанному контракту, стоимость которого составила 59,5 млн. руб., "Армада" обязалась разработать и протестировать пакет свободного ПО. В течение 2008 года данный комплект будет установлен более чем в 1200 школах пилотных регионов - республики Татарстан, Пермского края и Томской области. После внесения необходимых доработок, подобными программными продуктами планируется оснастить еще более 60 тысяч российских школ.
Дистрибутивы Linux, предназначенные для установки на школьные компьютеры, основаны на последней линейке дистрибутивов компании "Альт Линукс". Заместитель генерального директора "Альт Линукс" Алексей Новодворский ответил на наши вопросы об этом проекте.
- Каким образом "Альт Линукс" стал участником проекта по продвижению свободного ПО в российские школы?
- Мы были одним из его инициаторов, готовили свои наработки и концепции для него. Мы работаем с органами государственной власти с 2003 года, за это время нам удалось донести до них какие-то концептуальные моменты. Наша компания собиралась участвовать в этом конкурсе и принимала активное участие в его подготовке. Вполне естественно, что проект, который связан с большим объемом внедрений и разработок методических материалов, не может реализовать только лишь разработчик свободного ПО. Было ясно, что проект такого масштаба должен возглавить системный интегратор. Мы очень рады, что нашли в этом вопросе взаимопонимание с "Армадой". Нам очень приятно работать вместе. Вместе с ними мы и выиграли конкурс.
- В чём цель проекта? Познакомить школьников с Linux, дать им представление об архитектуре операционных систем вообще, или предоставить им инструмент, который поможет им лучше осваивать традиционные предметы - математику, химию, биологию и т.д.?
- И то, и другое, и третье. Первое направление, из-за которого и появилась такая срочность во внедрении - проблема легализации софта в школах. Это очень острая юридическая и даже криминальная проблема, ведь все слышали о деле Поносова. По моему глубокому убеждению, сколько лицензий проприетарного софта ни закупай, эта проблема останется. Лицензии могут заканчиваться, кроме того, они не позволяют устанавливать этот софт на домашние компьютеры учеников, а это учебное пособие, которое все равно будет установлено - уже в обход лицензии. На мой взгляд, сама система лицензирования проприетарного софта нереализуема, и мы, поставляя в школы проприетарный софт, всегда будем провоцировать людей на нарушений закона. Эта ситуация неразрешима при нынешней системе лицензирования.
С одной стороны, нам бы просто хотелось, чтобы дети и учителя могли свободно обмениваться программным обеспечением. Если они нашли какую-то программу и установили ее, то нужно, чтобы они не думали о каких-либо возможных последствиях, вплоть до криминальных. Это крайне важно. Вторая причина состоит в том, что никаких денег не хватит, чтобы регулярно закупать большое количество разнообразного софта для школ. А выбор, который предоставляет свободный софт очень и очень велик. Ведь это многие тысячи программ, и всегда среди них можно найти себе что-то по вкусу. Кроме того, всегда есть возможность обратиться напрямую к разработчикам и к сообществу. А проприетарный софт такую возможность предоставляет далеко не всегда.
Третье. Мы не просто внедряем в школах свободный софт, но также стремимся рассказать обо всех его возможностях, предоставить исходные тексты. Зачем школе исходные тексты? Я считаю, что здесь важна возможность "раскопать" все до конца. Это важный элемент инженерного образования, которое у нас в школах на протяжении последних 10-15 лет практически у нас исчезло. Вполне естественно, что люди с инженерным складом ума, с техническими наклонностями всегда стремятся докопаться до сути, понять как что устроено. Помните, когда в наших школах впервые появлялись калькуляторы или примитивные компьютеры, дети их разбирали буквально по винтикам, выясняя, как что работает и как выполняются те или иные команды. И это действительно способ получения специалистов, причем самых разных - от механика-тракториста до инженера-исследователя. Сейчас же дети этой возможности лишены.
Мне могут возразить, что этой возможностью воспользуется примерно один школьник из тысячи. Но я буду счастлив, если даже один из тысячи залезет в эту программу, разберется в ней, а потом напишет что-то свое. Возможно, это будет и не операционная система, хотя один из миллиона способен написать и операционную систему. В любом случае, школьник получает доступ к реальным истокам, к работе других программистов. Все это коренным образом изменит в нашей стране ситуацию с кадрами. Я не противник изучения офисных программ, это тоже нужно, особенно для тех, кто будет заниматься бизнесом и управленческой работой. Но это лишь одно из направлений, а оно у нас в школе стало единственным. И компьютер в школе ассоциируется с офисными программами. Все остальное мы потеряли. Поэтому я очень рассчитываю, что нам удастся произвести перелом, который очень важен для школ. Пусть этот процесс начнется с компьютеров, но в дальнейшем он повлияет на изучение и других предметов, в том числе естественнонаучных.
- На ваш взгляд, внедрение свободного софта способно поднять интеллектуальный потенциал российских школьников?
- Можно говорить громкие слова о большом интеллектуальном потенциале, но они не будут ничего значить, потому что это именно "потенциал". Свободный софт, если он будет внедрен, поможет привлечь школьников к исследованию, развить в них инженерную составляющую. Из знаменитой триады "знание-умение-навыки" у нас в школе остались только навыки и немного умения. Но что касается знания, то, по крайней мере, в области информатики они просто пропали. Никаких знаний нет, когда дети изучают исключительно офисные приложения, и высшей доблестью считается подготовка презентации со вставленным видео. Конечно, это тоже нужно уметь делать, но это не должно занимать 100 процентов и даже 20 процентов учебного времени. Если помните, у нас в школе компьютеры появились под лозунгом "программирование - вторая грамотность". Сейчас про это уже забыли, и я надеюсь, что нам удастся ситуацию хоть немного переломить.
- Но согласитесь, что далеко не все школьники после школы пойдут работать программистами. Какая-нибудь девочка пойдет в секретарши, и на работе столкнется с Microsoft Office, хотя в школе она изучала OpenOffice.org. Ведь между ними, все-таки, разница есть. Не создаете ли вы дополнительные трудности для таких школьников?
- Я думаю, что разница небольшая. Но мы сейчас говорим о сосуществовании двух операционных систем. Каждая школа будет выбирать для себя. Положа руку на сердце, скажу, что разница между двумя версиями Microsoft Office гораздо больше, чем разница между одновременно вышедшими версиями Microsoft Office и OpenOffice.org. Можно сказать, что переход с Microsoft Office 2003 на 2007 гораздо сложнее, чем переход с Microsoft Office 2003 на OpenOffice.org.
Мне ни в коем случае не хотелось, чтобы извечное противостояние между Windows и Linux, между проприетарным и свободным софтом прошло через школьников и учителей. Мы ни в коем случае не собираемся это педалировать. Я считаю, что ближайшие лет пять эти две операционные системы будут сосуществовать. Но, все-таки, впоследствии мы придем к тому, что название операционной системы окажется менее важным и постепенно будет забываться, отходить на второй план. Ведь сегодня большинство пользователей мобильных телефонов и смартфонов не знают, какая операционная система используется в их устройствах. То же самое ждет и настольные компьютеры.
- Школьникам нужны не только программы, но и учебники, которые помогут изучать программы. Кто возьмет на себя подготовку учебных пособий?
- Я сейчас не готов ответить на этот вопрос, хотя у нас уже есть определенные варианты. Могу лишь сказать, что в настоящий момент есть немало различных курсов, в том числе и хороших, которые распространяются под свободной лицензией. Есть и опыт написания методик, который мы тоже обязательно используем. На данный момент у нас есть предложения от многих ведущих специалистов, которые имеют богатый опыт по внедрению этих курсов.
- В основе дистрибутивов, которые будут внедряться в школах пилотных регионов сейчас лежат ваши разработки. А как в дальнейшем они будут развиваться? Ведь для школ нужны стабильность и надежность, а новые релизы дистрибутивов зачастую выпускаются с недоработками, которые, впрочем оперативно исправляются. Но одно дело - опытный пользователь, который может быстро найти и скачать нужные обновления, а другое - школа, тем более - в удаленном регионе, где нет нужных специалистов, да и к тому же могут быть проблемы с доступом в интернет.
- Все дело в том, что важно не сделать разовый дистрибутив, а запустить процесс. Разработка свободного софта - это всегда процесс. Мы должны запустить его и вовлечь в него разработчиков обучающего софта, прикладных программ и т.д. Что касается обновлений, то здесь нужна мощная система технической и методической поддержки. Поэтому мы сейчас в пилотных регионах ее будем создавать. Она должна быть лучше, доброжелательнее и оперативнее, чем у наших оппонентов
- Есть ли уже соглашения с другими разработчиками софта о привлечении их в качестве партнеров по данному проекту?
- Партнеров у нас достаточно много, это все фирмы, которые работают над репозиторием Sisyphus. Это, прежде всего, компания Etersoft, которая делает свободную расширенную версию Wine, специально заточенную под запуск обучающих Windows-приложений в среде Linux. Но я очень надеюсь, что это временная мера, и дальше разработчики обучающих программ будут выпускать версии для различных операционных систем. В разработке терминал-сервера большую роль сыграли наши друзья из Киева - фирма Media Magic. Стоит упомянуть и наших региональных партнеров - пермскую фирму "Невод", казанскую фирму "Центр", которая делает замечательные терминальные решения и разрабатывает программное обеспечение. Совместно с ними к 1000-летию Казани мы делали татарский Linux. Это непосредственные партнеры нашей компании, но есть еще другие участники консорциума. Здесь имеются некоторые трудности, но они успешно преодолеваются, и я рассчитываю, что мы удачно выступим единым фронтом. Вообще, все, кто занимается разработкой свободного софта, работают вместе, ведь код открыт и всем доступен.
- И последний вопрос. На какие цели могут быть направлены средства, которые Linux-вендоры зарабатывают в подобных проектах?
- Это инициативные разработки, подключение ко всяким интересным международным проектам, и, конечно, совершенствование инфраструктуры техподдержки. Мы считаем, что будущее за нами, поэтому инвестируем в развитие.