Практикальня N2
АрхивГолубятняСегодня в "Практикальне" мы рассмотрим довольно специфическую ситуацию. Я скачал фильм с совершенно похабным кадрированием и не смог с этим смириться.
Сегодня в Разделе Практических Рекомендаций По Разруливанию Насущных Софтверных Задач (сокращенно - Практикальне) мы рассмотрим довольно специфическую ситуацию, которая, допускаю, большинство пользователей по жизни обойдет стороной. Меня, однако ж, не обошла, из-за чего промыкался с неделю, изыскивая варианты решения. В принципе, можно было искренне и чистосердечно забить (на ситуацию), но я ж заводной, мне ж только завестись. Ну я и завелся. На неделю.
Дело вот в чем. Я скачал фильм, сварганенный бакунианцами в DVD формате, однако ж, с совершенно похабным кадрированием. Таким:
В результате подобного купажа картинка, залитая чернотой на половину экрана, смотрится омерзительно. Если вы просматриваете такой фильм на стационарном устройстве, скажем, на хорошем телевизоре либо проекторе, то теоретически существует вариант растяжки кадра на весь экран подручными средствами (настройками) самого гаджета. Говорю - теоретически, поскольку, растягивая кадр вверх и вниз, для сохранения пропорций нам придется лишиться части активного изображения справа и слева. При просмотре фильма на каком-нибудь PMP или ЗЫЗе шансов избавиться от «мертвых зон» вообще нет никаких, что, согласитесь, печально, учитывая скромные размеры мобильных экранчиков.
Короче говоря, выход один - гирю надо пилить! В смысле – резать кадр. Для человека, занятого видеомонтажом с утра до вечера, поставленная задача – пирожок вопрос. Но вот при хоббийно-спорадических наездах на видеоредакторы возникают непреодолимые трудности, вытекающие из банальной учебной курвы: знаешь, что сделать можно, а как конкретно – не знаешь. Приходится лезть в мануал, а кто хоть раз лез в мануал, знает: стоит его открыть, как через мгновение вы осознаете, что ничего не знаете, и начинается мучительный процесс вспоминания, плавно перетекающий в невроз из-за невозможности изыскания быстрого решения.
15 минут копошения в мануале и – шмяк! - книжка смачно летит в леонбергерскую свинью под аккомпанемент не менее смачного ругательства. Переходим ко второй стадии – тормошению друзей-приятелей. Звоню Антонелле – моей главной гинепиге: «Женя, где можно найти Блохнина – у меня вопрос по видеомонтажу?» Добрейшей души человек, Сергей Блохнин, имел однажды неосторожность неформально подойти к разъяснению технических моментов, связанных с цифровым видео, ламеру Козловскому и ламеру Голубицкому, после чего оба вышеназванных негодяя стали злоупотреблять по самое небалуйся. «А он как раз сейчас у меня в гостях!», - злорадствует Антонелло, предвкушая сессию садизма.
Слушаю Блохнина, обстоятельно рассказывающего о том, как элементарно обрезается кадр в Edius – новом Сергеевом фаворите нелинейного редактирования, и погружаюсь в тоску-болото: «Так я Эдиус в жизни в глаза не видел…». «Так поставь и поработай – тебе непременно понравится!» - подталкивает в трясину уже по самый копчик директор «Сплайна».
Каким-то невообразимым образом банальнейшая задача по купированию кадра, перекодированию и последующему просмотру фильма перерастает в неподъемно-грандиозную задачу по установке и изучению нового видеоредактора от Grass Valley (бывший Canopus). В какой-то момент даже забыл, за каким рожном затеял весь сыр-бор – до того увлекательно оказалось путешествие в незнакомую программу, безумно напоминающую интерфейсом мой любимый Avid Liquid.
Часа через три, наигравшись вдоволь с Эдиусом, выскользнул из софтверного угара и вспомнил, зачем пришел: э-хе-хе, батенька, чтобы научиться резать кадр в новом редакторе трех часов недостаточно! Нужно учицца и учицца, как завещал один великий.
Вот только учицца лень, так что временно плюю на Edius (вернусь к нему на досуге всенепременно!) и набрасываюсь опять на хорошо знакомый Avid Liquid –вспомнил неожиданно, как там режется кадр. И снова – разочарование: Ликвид отказывается напрямую портировать vob-файл на таймлайн! Я конечно понимаю, что vob – это тот же mpeg, но нет ни малейшего желания что-то потрошить-перекодировать: хочется сразу и по-быстрому!
Вспоминаю, что Антонелло в последние дни носится как оглашенный с ламерским редактором VideoStudio 11, перекупленным канадским Corel у Ulead: «Попробуй, голубец, не пожалеешь! В этом миленьком редакторчике все делается просто как через два пальца!». Опять двадцать пять: повторение истории с Эдиусом. Ну а чо? За мной не заржавеет: ставлю VideoStudio… Ха! А вот и не ставлю! Почему? Потому что он на Висту не ставится! Хотя должон. Переписка с представителями Corel в Москве занимает три дня: «Удалите то, удалите сё, почистите папку C:\Documents and Settings\All Users\Application Data\Ulead Systems\Ulead VideoStudio\11.0.»
Удалил. Очистил. Тот же фигвам. Разозлился не на шутку: «Да что же это за гнусность за такая?!». Нырнул в сеть, колбасил-лопатил до поздней ночи – отрыл решение на каком-то новозеландском форуме (давно заприметил закономерность: чем глубже дыра, тем больше шансов на победу): VideoStudio, оказывается, не дружит с антивирусами (Nod32 как минимум), которые подло фильтруют какие-то dll-ки в процессе инсталляции. Подло – не подло, но еще Жеглов предупреждал: «У нас просто так в тюрьму не сажают». Если Nod32 перехватывает dll-ки VideoStudio, значит, либо dll-ки эти кривые, либо чешские программисты тайно сочувствуют коммунизму.
Отключил антивирь и после очередной переустановки VideoStudio встал как влитой. Отдадим должное – редактор оказался предельно интуитивным, к тому же перекрывал с лихвой все любительские потребности в видеомонтаже. Тем не менее, затратив час на изыскание путей циркумцизии кадра, так ничего и не обнаружил. Уверен, где-то в VideoStudio эта возможность порыта, где-то она захавалась, вот только желания продолжить поиски до победного как-то не возникало. Уж лучше тогда почитаю мануал Эдиуса – из любви к перфекционизму.
Короче говоря, не буду томить читателя: решение проблемы кадрирования отыскалось в совершенно неожиданном месте. Плюнув на редакторы нелинейного монтажа я, в конце концов, переключился на кодеры и обнаружил нужную опцию едва ли не в первом попавшем под руку пакете. Rhozet Carbon Coder был рекомендован мне все тем же великим гуру монтажа Сергеем Блохниным в качестве высококлассного приложения к Edius. В сам редакторский пакет входит Canopus Procoder Express – обрезанная версия Canopus Procoder’a, который, в свою очередь, представляет собой обрезанную версию … Rhozet Carbon Coder! Другое название, другая, якобы, компания, а в реале – причудливый маркетинговый ход, доступный разве что понимаю японцев (которые все это хозяйство, включая Edius, и создали).
Так вот, проблема кадрирования в Rhozet Carbon Coder решается элементарно до неприличия: в закладке Source нажимает Add и выбираем нужный «vob»-ик, жмем кнопку Advanced, выбираем закладку Video Filter, Add и добавляем из списка фильтр Relative Crop (относительная обрезка):
Далее в появившейся таблице с настройками фильтра выбираем опции Horizontal Cropping и Vertical Cropping и с помощью кнопок «вверх-вниз» задаем участки экрана для обрезки. Участки эти выделяются салатовым цветом, поэтому перебора-недобора опасаться не приходится:
Заключительный – и очень важный! – аккорд: прежде, чем переходить к следующему этапу задания, запомните в таблице настроек размер нового кадра (опция Current Setting), которая будет указана в таком виде: (720х576) ->(690х400). Последние цифры (в моем случае - 690х400) соответствуют размеру обрезанного кадра, который следует указать в закладке Target при определении формата видеофильма на выходе.
Читатель, думаю, догадывается, что кодирование результата обратно в стандарт DVD ни к чему хорошему не приведет, поскольку стандарт и в Африке стандарт и при любом выборе (4х3, 16х9, NTSC или PAL) у нас опять получится кадр с «мертвыми зонами», потому как разрешение 690х400 нестандартное. Оптимальный вариант – кодировать в какой-нибудь DivX, xViD, H.264 для последующего просмотра на ноутбуке либо PMP и указать на выходе в принудительном порядке именно нужную вам резолюцию – те самые 690х400 в моем случае.