Дорогое мое бесплатное
АрхивЭта история никак не умещалась в тему номера, но мне хочется ее рассказать, потому что редко бывает, чтобы тебя ограбили, а ты еще и счастлив. А дело было так. Будучи в этом году в Сан-Франциско, я зашел в книжный магазин Borders.
Эта история никак не умещалась в тему номера, но мне хочется ее рассказать, потому что редко бывает, чтобы тебя ограбили, а ты еще и счастлив. А дело было так. Будучи в этом году в Сан-Франциско, я зашел в книжный магазин Borders. Зашел без какой-либо явной цели, скорее от нечего делать - на улице было довольно промозгло, гулять не хотелось, так что я решил временно покончить с туризмом и пересидеть непогоду там, где тепло и сухо.
Borders оказался не магазином даже, а настоящим книжным супермаркетом, на четырех этажах которого разместилось невероятное количество книг (точнее, на трех - четвертый отдан на откуп CD и DVD). На бесцельное брожение между книжными шкафами у меня ушло около часа. На улице было по-прежнему тоскливо, однако на втором этаже я обнаружил маленькую кофейню, все посетители которой усердно читали книги. Собственно, читают в Borders повсюду - даже вдоль книжных полок тут и там натыканы маленькие скамеечки. Я подозреваю, что истинное предназначение этих скамеечек - помогать покупателям доставать книги с верхних полок, но абсолютно все скамейки были заняты задумчивыми молодыми людьми с раскрытыми книжками в руках. В кофейне, впрочем, тоже почти все места были заняты, однако мне удалось пристроиться и, попивая вполне приличный по американским меркам кофе (вполне приличный - это когда лучше "Старбакса"), повнимательнее рассмотреть книжки, которые я выбрал.
Скажу пару слов о том, как я их выбирал. По Borders можно блуждать часами, внимательно рассматривая корешки, но если ищешь что-то конкретное, то удобнее воспользоваться компьютерной поисковой системой, которая показывает местоположение нужной книги с точностью до шкафа. Частью с помощью системы, частью наудачу я выбрал три книжки, надеясь, что хоть одна из них окажется достаточно читабельной. На столике передо мной лежала новая книжка моего любимого автора, книжка на интересующую меня тему и просто книжка, за которую я случайно зацепился взглядом. Начал я, разумеется, с последней - в конце концов, уж у нее не было никаких шансов покинуть Borders в моем рюкзаке.
Когда я дошел до 150-й страницы, на улице уже стемнело. Книжка, кстати, оказалась довольно глупой, но мне было интересно, что будет дальше - чем эта дурь закончится, проще говоря. В общем, к кассе я подошел с тремя книгами. И за все три с удовольствием расплатился, хотя изначально не собирался покупать ничего. О покупках я не жалею до сих пор, хотя сейчас понимаю, что заставили меня изменить решение не привлекательные обложки, не броские слоганы, не качество книг и даже не удачная выкладка (две книги из трех я нашел у черта на куличках), а тот простой факт, что в Borders мне дали привыкнуть к почти моим книгам. Привыкнуть настолько, что все мысли об экономии были забыты начисто. Этот весьма распространенный в онлайн-бизнесе подход в офлайне встретишь нечасто - по крайней мере, в столь ненавязчивой и естественной форме. А жаль, потому что именно эта "ненавязчивость" помогает Borders зарабатывать, когда те же книги проще и дешевле купить в Сети [Собственно, и в Сети Borders прекрасно зарабатывает, но это уже другая история].
Второй раз о дорогом бесплатном я вспомнил, воспользовавшись магазином Apple Store в качестве бесплатного интернет-кафе. Это известная практика, поскольку почти все выставленные компьютеры подключены к Интернету, и за тем, кто и как их использует, никто особенно не следит. Компания лишь предоставляет людям - не покупателям, а людям - возможность воспользоваться своей продукцией, не требуя ничего взамен. Щедрость? Глупость? Головотяпство?
Может быть. Но компания Apple [Я понимаю, что сразу после неудачной российской пресс-конференции Apple хвалить эту компанию российскому журналисту как-то не с руки, но эта колонка не про Apple] с одного квадратного фута торговой площади пожинает в шесть раз больше, чем универмаги Neiman Marcus, в четыре раза больше, чем компьютерные супермаркеты BestBuy, и в полтора раза больше, чем ювелирные салоны Tiffany [Данные за 2005 год. Более свежих, увы, не нашел, но думаю, что и сейчас дела у Apple идут не хуже].