Виражи космонавигации
АрхивШведская аналитическая компания Berg Insight, изучающая рыночные и технологические тенденции, опубликовала отчет, посвященный перспективам систем спутниковой навигации.
Шведская аналитическая компания Berg Insight, изучающая рыночные и технологические тенденции, опубликовала отчет, посвященный перспективам систем спутниковой навигации. Так вот картина прогресса в этой области рисуется в самых радужных тонах: число персональных цифровых устройств, оборудованных GPS-приемниками, возрастет за пять лет более чем втрое - со 175 миллионов в 2007 году до 560 миллионов в 2012-м.
На первый взгляд эти прогнозы должны только радовать, коль скоро количество людей, способных уверенно ориентироваться даже в незнакомой местности, превысит полмиллиарда. Но, с другой стороны, постоянно находящиеся под рукой устройства спутниковой навигации плодят и новые проблемы, примеров чему в текущих новостях предостаточно.
екий инженер-компьютерщик из Калифорнии, приехавший на новогодние праздники в штат Нью-Йорк, как-то вечером ехал на взятой напрокат машине в совершенно незнакомое место. И будучи технически продвинутым человеком, делал это, естественно, с помощью GPS-навигатора. Параллельно шоссе шла железная дорога, которую навигатор велел пересечь на переезде, что водитель и сделал. Затем последовала команда повернуть направо, водитель опять выполнил указание… Вот только вместо автодороги попал на железнодорожный путь, где небольшой Ford Focus безнадежно застрял. После нескольких тщетных попыток убраться с рельсов водитель заметил приближающийся поезд, поспешно выскочил из машины и побежал навстречу, размахивая руками и пытаясь остановить состав. Что в темноте и на столь небольшом расстоянии, конечно же, не удалось. Практически на полном ходу электричка с полутысячей пассажиров смяла Фордик в лепешку и, тормозя, протащила по путям еще около семидесяти метров. К счастью, никто не пострадал. Обошлось лишь разбитой машиной да оборванным контактным проводом.
Незадачливый водитель винит во всем программу навигатора GPS, который не должен был давать команду поворота на железнодорожных путях. Но по мнению полиции и представителей GPS-индустрии, в подобных случаях ответственность лежит только на человеке, который не должен слепо исполнять указания компьютера. Как пошутил кто-то из разбиравших дело полицейских, "одни компьютерные мозги запутали другие такие же".
Недостаточно подробные карты для GPS-навигации, упускающие множество важных деталей, все чаще вызывают нарекания региональных властей. Например, недавнее исследование в Нидерландах, проведенное специально созданной организацией Фонд изучения навигационных систем, показало, что большинство таких систем не учитывает типы дорог и специфику той местности, где они проходят. В результате коммерческие транспортные маршруты прокладываются через тихие "спальные" пригороды, что существенно повышает риск несчастных случаев. По этой причине в отчете голландского Фонда все навигационные системы, игнорирующие подобные детали, эмоционально названы "убийцами детей".
Казус несколько иного рода отмечен прошлой осенью в Великобритании. Здесь власти небольшого городка Барроу Гэрни настоятельно попросили фирму Tele Atlas убрать их населенный пункт с выпускаемых ею GPS-карт. Причина столь необычного требования проста. Оснащенные GPS-навигаторами водители огромных грузовиков стали регулярно заезжать в Барроу Гэрни в поисках кратчайшего маршрута. А улочки в старинном городке очень узки и зачастую не имеют даже тротуаров, что уже не раз приводило к дорожно-транспортным происшествиям и повреждению построек. Корень проблемы в том, что до настоящего времени навигационные карты для грузовиков и легковых автомобилей выпускаются одни и те же. Со временем та же фирма Tele Atlas обещает сделать отдельную базу данных для большегрузного транспорта, а пока рекомендует обращать побольше внимания на дорожные знаки. Беда лишь в том, что предупреждающие знаки ставят местные власти, а проблемы создают заезжие водители, с появлением GPS все чаще склонные эти знаки игнорировать.
Еще одна причина серьезных претензий к системам GPS-навигации - неоперативное внесение изменений в карты. Например, в штате Миннеаполис водители жалуются, что GPS-системы отправляют их по магистрали Interstate 35W на мост через Миссисипи, который обрушился 1 августа 2007 года.
Впрочем, таксисты уже научились извлекать из минусов GPS вполне ощутимую выгоду. Об одной из таких профессиональных хитростей недавно рассказывалось на страницах веб-дайджеста "Компьютерные риски". Опытный таксист в одном из крупных американских городов доверительно поведал, что тоже поставил в машину GPS-навигатор. И теперь у всех пассажиров первым делом спрашивает, как они желают ехать - по маршруту компьютерной системы или по улицам, выбранным таксистом. В подавляющем большинстве случаев пассажиры выбирают систему GPS. Которая честно прокладывает по карте оптимальный маршрут. Формально кратчайший, но отнюдь не самый быстрый из-за регулярных заторов в хорошо известных таксисту местах. Сам он старается там никогда не ездить, однако счетчик в пробках исправно тикает, а пассажиры, соответственно, платят за собственный выбор. По оценкам таксиста, новая методика езды покрыла ему издержки на GPS-систему за пару недель. Так что иногда прогресс поворачивается довольно неожиданной стороной.