Это вам не капитализм!
АрхивИз журнала "Компьютерра"Один мой знакомый часто мотается по делам в Поднебесную. Как-то за рюмкой чаю он рассказал историю о том, что был у него прикольный эксклюзивный брелок, который он забыл в гостинице...
Один мой знакомый часто мотается по делам в Поднебесную. Как-то за рюмкой чаю он рассказал историю о том, что был у него прикольный эксклюзивный брелок, который он забыл в гостинице. Приехал в командировку через три месяца, подошел к сувенирной лавке, а там продаются точно такие же. Раньше их точно не было, значит, китайцы мигом подхватили идею. Я ему не поверил, а зря...
На Новый год коллега решил подарить внуку еще один вертолет, поскольку старый "Колибри" внучек совсем доломал. После упорных поисков в интернете я пришел к выводу, что везде, где таковые вертолеты продавались летом, их нет - за неделю до Нового года очень трудно найти подарок. Кроме того, за полгода, прошедших с покупки первого микровертолета, модельный ряд сильно обновился. Появилось много моделей чисто китайского производства (ответ "Сильверлиту").
Китайцы быстро просекли фишку, запустив в производство уже двухмоторные вертолеты соосной схемы (с двумя несущими винтами, крутящимися в разные стороны). Вот такой аппаратик я и нашел коллеге за 1999 рублей с учетом доставки. Поиграть с ним не вышло - предновогодняя суета выбивает из колеи. Игрушка называлась DragonFLY King HX-242, произведена в Китае в 2006 году, хотя на нашем рынке появилась только в конце 2007-го. Вертолет комплектуется "взрослым" четырехканальным пультом управления (27 МГц), дальность действия проверить не удалось (не менее ста метров по описанию). Что интересно, приемник и передатчик имеют съемные кварцы, как у настоящих моделей, так что при разных частотах комплектов можно использовать несколько моделей одновременно.
Мне же понравилась другая модель, которая стоила всего 1720 рублей, но увы, ее уже раскупили. По названию "Микро Москит", как водится, в Сети ничего не нашлось, кроме украинского магазина. И лишь по ссылке со специализированного форума удалось разузнать место, где они продаются. Цены на сайте приятно удивили - игрушка стоила всего 960 рублей, а вертолет, похожий на тот, что купили коллеге, - 1200 рублей. Доставка еще не налажена, пришлось тащиться в ТЦ "Москва" в Люблино, где располагался магазин.
Часть витрины "китайского" магазина
Кое-что на сайте меня насторожило: все демо-ролики были китайского производства. Мои подозрения подтвердились, как только я вошел в магазин, - за прилавком восседали три чистокровных китайца. Ассортимент оказался значительно скромнее, чем в "Хобби для всех" на Братиславке, но цены отличались разительно. Они были ниже интернетовских в 1,5-2 раза, ниже, чем у соседей, на 20-30%. Китайцы едва-едва лопотали по-русски, поэтому в зале сновали два наших соотечественника. Первого продемонстрированного "Комара" я решил не брать, уж больно его колбасило в воздухе. Второй летал получше. Вот в чем преимущество покупки в магазине: не понравилось, как летает, - заменили (когда привозят по заказу, вообще не факт, что игрушка полетит).
Когда я спросил продавца, почему так низки цены, особенно на "ЛиПовые" аккумуляторы и бесколлекторные движки, то услышал достойный ответ: "Это вам не капитализм!" Продавец, разумеется, шутил, но от этой шутки мне почему-то стало грустно.
Испытания моделей дали разные результаты. Относительно вертолета коллеги мои худшие подозрения подтвердились: машинка не смогла подняться выше 30 сантиметров. Через пару дней выставили претензию интернет-магазину. Замену привезли на следующий день, и этот экземпляр удалось поднять в офисе с пола несколько раз. Вертолет держался в воздухе стабильнее, чем "Колибри", два несущих винта придавали ему большую устойчивость.
Моего "Комара" мы тоже испытали в офисе, снимая на видео. Вертолетик летал, и мне этого было достаточно. В Новый год мы с дочерью попробовали полетать по квартире. Последствия были плачевные, в первом же полете на винт намотался "дождик", вертолет упал и сломал "лапу". Следующий полет закончился сломанным винтом. Склеить лопасть не удалось, и пришлось опять тащиться в Люблино. На сей раз в отделе не было наших соотечественников, оставалось объясняться с китайцем жестами. Но господин Ли быстро сообразил, зачем я приехал, и презентовал мне винт с одного из неликвидных "Комаров". Впрочем, если я умудрился за два полета сломать винт, то подаренного нового мне хватит максимум еще на пару полетов, и я поинтересовался, есть ли в продаже некондиция. Китаец кивнул - на полках были отложены коробки, которые я засек еще в прошлый раз. Убитого "Комара" удалось сторговать за 700 рублей, но закупочная цена наверняка значительно ниже, можно было торговаться до 400-500 рублей.
Отремонтировать неликвидный вертолет особой надежды не было, но для начала я установил его на зарядку. Реакция нулевая, "глаза" не загорались. Блок питания и пульт управления, похоже, были живы - второй "Комар" реагировал на управляющие сигналы с некондиционного пульта. После вскрытия насекомого был поставлен обнадеживающий диагноз: дырка в аккумуляторе. Еще летом на Митинском рынке я купил три подобных аккумулятора на 180 мАч, а перепаять пару контактов было минутным делом. О чудо, "Комар" замигал светодиодными глазками. Нормально летать на новом аккумуляторе он не захотел, поднимался не выше 20 сантиметров, но все же летал.
Заменив винт на исправном "Комаре", я несколько раз поднял его под потолок. Координация движений у меня после праздников слегка нарушилась, и удерживать вертолет в воздухе больше пары минут я не рискнул. Худо-бедно стало получаться движение вперед, удержание машины на определенной высоте и более-менее мягкая посадка. Полноценные же испытания были отложены до выезда на дачу.
Радиоуправляемый двухмоторный вертолет "Комар": передатчик трехканальный 27 МГц, аккумулятор Li-Po 210 мАч, дальность полета 20 м, время полета 7 мин.
Более продвинутый микровертолет Lama V3, близкий по стоимости к описанным игрушкам - 3456 рублей. Диаметр ротора 340 мм, вес 215 г, длина 360 мм, электродвигатели тип 180 2 шт., передатчик на 4 канала, контроллер 4-в-1 (приемник, гироскоп, микшер, регулятор хода), аккумулятор Li-Pо (7,4 В, 800 мАч), полетное время 10-12 мин.
Характеристики этого девайса я выяснить забыл, но он мне понравился больше "Ламы". Его описание на сайте, увы, отсутствует.
Микровертолет DragonFLY King HX-242
DragonFLY King HX-242 в полете. Снимок сделан со вспышкой, из-за чего не видно динамики.
Дочь разбирает комплект вертолета: сам вертолет, пульт управления, антенна к пульту, батарейка к пульту, микроотвертка, зарядное устройство и запасной хвостовой винт.
В темной комнате полет "Комара", мигающего двухцветными "глазами"-светодиодами, - очень впечатляющее зрелище.
Сломалась одна из четырех лопастей нижнего несущего винта. Все попытки склеить ее "Моментом" закончились безуспешно.
В старом аккумуляторе была аккуратненькая дырочка.
На место старого припаян новый аккумулятор.