Такой одинаковый и разный мозг
АрхивИз журнала "Компьютерра"Психологические различия между западным и восточным мировосприятием пролегают гораздо глубже "культурного слоя" и затрагивают память, восприятие и даже физиологию работы головного мозга
Психологические и культурологические исследования показали, что для западного мировосприятия характерен аналитический подход: выделение индивидуальности объектов, вычленение их из контекста ситуации и разложение по полочкам понятий, тогда как восточноазиатская культура отличается "целостным" взглядом на мир, рассматривая объекты и явления в неразрывном единстве с окружением. Оказалось, что эти психологические различия проникают гораздо глубже "культурного слоя" и затрагивают память, восприятие и даже физиологию работы головного мозга.
Ученые из Массачусетского технологического института впервые исследовали различия в активности головного мозга людей, принадлежащих к европейской и азиатской культурам при решении разных задач. В эксперименте под руководством Джона Габриели (John Gabrieli) участвовали десяток коренных американцев и столько же представителей восточной Азии, приехавших в США совсем недавно и еще не успевших попасть под культурный пресс "самой свободной страны мира". Во время теста активность различных областей мозга регистрировалась с помощью магниторезонансного сканера, позволяющего проследить интенсивность кровообращения в тканях (чем она выше, тем выше активность области).
Испытуемые должны были сравнить рисунки в виде набора линий, заключенных внутри квадратов. В первом испытаним проверялась способность отделять объекты от окружения: "подопытным" предлагалось сравнить длину линий, не обращая внимания на квадрат, то есть вынести абсолютное суждение о длине линий. Второй тест выявлял способность делать относительные суждения, то есть рассматривать объекты в совокупности с окружением: нужно было выявить пропорции между линиями и квадратом. Эти задачи умышленно были настолько просты, что с поведенческой точки зрения представители обеих "культур" справились с ними одинаково хорошо: например, не было задержек по времени или иных затруднений при решении разных тестов той или иной группой.
"Особенности национального мышления" вскрылись на более глубоком уровне. Оказалось, что при решении одной и той же задачи активность мозга у представителей разных групп кардинально отличалась. При решении тестов на целостное восприятие "американский" мозг (которому это дается труднее, чем поиск абсолютных выводов) "ярко" включил области, ответственные за концентрацию внимания, он как бы давал себе команду: "сосредоточься и будь внимателен, это надо проглотить разом". В целом мозг американцев, как следует из карт распределения активности, был гораздо сильнее "напряжен" при решении проблем целостного восприятия, нежели мозг азиатов, которым эти задачи давались почти без напряжения. С тестами на разложение и анализ дело обстояло с точностью до наоборот: американцы щелкали их так лихо, что даже массачусетский сканер не уловил признаков явной активности "звезднополосатого" мозга, тогда как "восточный" мозг заметно "светился", отделяя линии от квадратов. По словам исследователей, они не ожидали, что различия между культурными группами окажутся столь велики. Кроме того, ученые использовали опросные тесты, чтобы как-то охарактеризовать степень идентификации человека с той или иной культурой. Как оказалось, чем выше степень такой самоидентификации, тем более выражены различия в активации отделов мозга при решении разных задач.
Пока неясно, насколько устойчивы эти различия: станет ли восточное мышление более аналитическим в котле американской жизни или сохранится в первозданном виде до конца дней своего носителя? И главное: каковы же причины этих отличий?
Как считает Габриели, причины кроются в социальном укладе жизни восточных и западных культур. Социальные отношения на Востоке носят взаимозависимый характер, согласно которому человек воспринимается как часть целого. Западная же культура превозносит индивидуализм и самоутверждение, где каждый желает быть "граммом, а не миллионной частью тонны". Возможно, это объяснение и верно, но какова первопричина такого различия в культурах? И не она ли привела к столь большой разнице в механизме восприятия и мышления? Этот вопрос остается пока дискуссионным.