Кунштюки 3: Механические пианино
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в музыкальный блог Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн".
В бытность мою студентом, мне как-то довелось изучать в больших количествах подшивки газет типа "Московских Ведомостей" конца ХIХ - начала ХХ веков. Среди прочего попалось рекламное объявление удивительного, поистине, содержания. Собственно, рекламировалось механическое пианино (пианола) на бумажных перфолентах с пневматическим механизмом, но главное во всём был - рекламный слоган: "Благодаря этому пианино (имярек) вы можете музицировать, даже не умея играть!" (воспроизвожу примерно).
На самом деле механические пианино, или пианолы, были вполне себе обычными пианино, просто с механическими "дополнениями", казавшимися современникам чудом техники, и, в общем-то, являвшиеся ими. В БСЭ указывается, что пианолами назывались как механические пианино соответствующей марки, так и приставные устройства, превращавшие пианино или рояль в механическое фортепьяно.
Изображение ссылается на Wikipedia
Граммофоны вытеснили пианолы с рынка, однако "наследить" создатели последних успели более чем на сотню лет вперёд.
Перфоленты для таких механических пианино (информационная технология, однако!) назывались Piano Roll. Их выпуск начался в 1896 году, и продолжается по сегодняшний. Ещё любопытнее, что практически в каждом MIDI-редакторе имеется средство редактирования MIDI-событий, имитирующее "антикварный" Piano Roll (в Cakewalk Sonar, например, оно так и называется - Piano Roll, в Cubase - Key Editor, но не в названии счастье).
Да и идея "самоиграющего инструмента" так никуда и никогда не девалась, - и речь тут даже не о синтезаторах, воспроизводящих записанные в их память мелодии, но именно о полноценных акустических инструментах, - только напичканных соответствующей механикой и/или - теперь - электроникой.
Вот, например, Yamaha с 1986 года активно производит и продаёт фортепиано Disklavier.
Изображение ссылается на сайт Yamaha.
Гибридные акустические инструменты, набитые электроникой по самые не балуйся, с кучей технологических прибамбасов, как то переключение в "молчащий" режим (так что инструмент слышен только через наушники, при этом без потери качества звучания), синхронизация с музыкальными дисками (так что рояль может "подыгрывать" под аудиозаписи), а начиная с серии Mark IV, - эта серия инструментов обзавёлась возможностью беспроводных соединений. Ну, и логичным развитием событий стал запуск подписных сервисов DisklavierRadio (20 долларов в месяц) и DisklavierMusicStore - где можно покупать фортепианную музыку и "скармливать" её 80-гигабайтному винчестеру, встроенному в Disklavier Mark IV.
Интернет вместо перфолент. Всё остальное - те же, там же...