Торовы фильтры
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в музыкальный блог Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн"
Поскольку почтеннейшая публика начала проявлять недовольство излишне длительной паузой, покаюсь: во-первых, новый Reason со всеми своими многочисленными причиндалами, конечно, засасывает наглухо, особенно, когда есть музыкальные идеи.
Кроме того, и Ваш покорный слуга, и Герр Карпов погрязли в работе над аудиоматериалом - каковой поддаётся весьма скверно, - так что мы мало пишем в Nota Bene: слишком много "практической деятельности".
Ну да хватит разглагольствований. В прошлый раз речь шла о коллекции осцилляторов, каковой славен Thor. Теперь речь пойдёт о фильтрах и маршрутизации. И уже в следующем постинге - попытаемся пробраться через тёмный лес автоматизации: в лучших традициях Reason, внутри Thor "перемотать" можно практически всё и со всем...
В общей сложности в Thor наличествуют три слота под фильтры - два сепаратных, на которые можно направлять сигналы от осцилляторов в различных комбинациях и пропорциях, и один общий, располагающийся перед секцией обработки (перед модулями Delay и Chorus).
Как и в случае с осцилляторами, на выбор предоставляется сразу несколько типов фильтров, применявшихся и активно применяющихся до сих пор в синтезаторах самых разных типов.
Первым идёт очередная реинкарнация классического Low Pass Voltage Controlled Filter, повторяющего, как утверждают разработчики, фильтр, запатентованный Робертом Могом, светлая ему память, - и который с тех пор кочует из инструмента в инструмент. Впрочем, в отличие от оригинального Ladder VCF, фильтр, представленный в Thor может работать в нескольких режимах (6, 12, 18 и 24 дБ/окт сразу в двух вариациях), и вдобавок сам может работать осциллятором, генерируя слышимый тон.
State Variable Filter также способен работать в разных режимах, - как низкочастотный, полосный или высокочастотный, а также режекторный и пиковый, причём для двух последних вариантов предусмотрена ручка перемены диапазона (если её автоматизировать, звук начинает "ездить" туда-сюда).
Comb-фильтр - это, в сущности, очень короткая задержка и регулируемой обратной связью, - фильтры подобного рода с изменяющейся частотной характеристикой используются, например, в фазерах и флэнжерах.
Comb-фильтр присутствует в более ранних версиях Reason - в синтезаторе Malstrom (где также есть полосный и НЧ-фильтры); State Variable очень похож на фильтр, используемый в сэмплере NN-XT и синтезаторе Subtractor.
А вот формантного фильтра раньше в Reason нигде не встречалось.
Учёное определение форманты - "акустическая характеристика звуков речи (прежде всего гласных), связанная с уровнем частоты голосового тона и образующая тембр звука. Если попросту, то формантный фильтр позволяет придавать звукам Thor некоторое сходство с человеческим голосом. Очень такое пронизывающее сходство, надо сказать.
Около первых двух слотов располагаются кнопки, которые показывают, сигнал от каких осцилляторов направляется на фильтры, - а от каких отправляется дальше на Shaper (если он включён), общий усилитель (Amp), и в "глобальную" секцию, где ждёт ещё один фильтр, второй LFO (первый модулирует Amp), глобальная огибающая, Delay и Chorus.
Кроме первого LFO, рядом с усилителем располагаются огибающие модуляции, огибающие фильтров (она одна, но степень её воздействия на фильтр регулируется ручкой ENV, которая есть у всех фильтров), и, наконец, Amp Envelope - огибающая усилителя, регулирующая динамику тембра в целом (до его направления в "глобальную" секцию).
На том пока закруглимся, продолжение следует.