Убить ЗИЛа
АрхивИз журнала "Компьютерра"Как-то раз мой приятель купил ребенку арбалет. Он искренне верил, что это всего лишь красиво сделанная детская игрушка, но осмотрев ее внимательнее, решил сначала самостоятельно испытать оружие.
Как-то раз мой приятель Паша купил в подарок ребенку арбалет. Павел искренне верил, что это всего лишь красиво сделанная детская игрушка. Но осмотрев ее внимательнее, он решил сначала самостоятельно испытать оружие. В углу дачного участка ржавел древний холодильник "ЗИЛ", который давно было пора отволочь на свалку. Почему в качестве мишени Паша выбрал именно его, объяснить трудно - возможно, агрегат ему чем-то не угодил. Просвистев метров сорок в воздухе, стрела игрушечного арбалета... насквозь пробила стальную стенку холодильника. Вот так игрушка! Что выслушал в тот день Паша от жены и тещи, лучше и не вспоминать... А речь я веду к тому, что потребитель не всегда может получить полную и объективную информацию о покупке.
Поиск очередной новой игрушки привел меня на сайт с занимательным названием "8заек". Там мне приглянулся оригинальный девайс - "вездеход с пушкой" "Amphibious chariot", как было написано на коробке. Радиоуправляемая машинка, судя по описанию, умела ездить, плавать и стрелять. Просили за это чудо китайской техники всего 1,7 килорубля.
Первый тест мы с моим коллегой Палычем провели в офисе. Палыча я привлекаю к таким мероприятиям потому, что он горячо интересуется новыми игрушками - его любимому внуку уже одиннадцать лет. После того как я вставил в вездеход аккумулятор, предварительно открутив пушку, он ожил и бодро погнал по офису. "Слава богу, заработало", - подумал я. Проверить покупку в присутствии курьера времени не было, нужно было срочно ехать на переговоры.
Полный тест-драйв амфибии мы с дочерью провели только в выходные. Вручив Кате отвертку, которая входила в комплект, я доверил дочке собственноручно установить аккумулятор (Ni-Cd на 7,2 В, 700 мАч). Управление Катерина освоила быстро, и машинка засновала по дивану.
Новинка имеет привод на все колеса, схема похожа на привод танка: правый двигатель крутит синхронно два правых колеса, левый - два левых. Двигаешь правую кнопку на пульте вперед - выполняется поворот налево, левую - поворот направо, обе кнопки вперед - амфибия едет прямо. Есть и еще две чудненькие кнопочки: одна управляет выстрелом пневмопушки, при нажатии второй складываются колесики, и танк превращается в корабль. Именно эти две кнопки и подбили меня на покупку игрушки. Диаметр колеса - около 5 сантиметров, так что амфибия может преодолеть препятствие высотой 2,5-3 см. Что касается управления на воде, то у амфибии нет руля, зато есть два винта.
Сверху орудийной башни расположен люк. Чтобы зарядить пушку, надо открыть люк и засыпать шестимиллиметровые пластмассовые шарики (коробка таких шариков входит в комплект). При снятой пушке за аккумуляторным отсеком обнаружились две контактные площадки, к которым подключается орудие, - их можно использовать для подключения чего-нибудь еще.
Катерина погнала вездеход на кухню для проведения первого теста. На одном из сайтов я прочитал, что машинка может увезти сразу четыре пивные банки (в сумме 2 кг). Мне в это верилось слабо, так как в свое время я пробовал погрузить на модель "Тигра" 300-400 г оборудования ("КТ" #650), и уже c такой нагрузкой он начинал кое-где буксовать. Пива дома не оказалось, и вместо него Катя нагрузила амфибию двумя мандаринами и двумя апельсинами. C нагрузкой машинка забегала по кухне ничуть не менее резво, чем без нее (видеоролик см. на сайте inside.computerra.ru). После теста мы взвесили транспортируемые фрукты - вышло 700 г, и, судя по поведению вездехода, этот вес для него не предел. Пока дочь развозила по квартире цитрусовые, я включил воду, чтобы наполнить ванну для следующего эксперимента. Больше всего мне хотелось как раз искупать девайс.
Из куска пенопласта и двух табуреток я соорудил пандус. Но ванна так сделана, что ее нельзя наполнить до краев - от бортика до воды остается как минимум 10-15 см, в связи с чем вездеходу пришлось осваивать еще и прыжок. Первая попытка закончилась переворотом, вторая была удачнее - машинка закачалась на волнах. Я дал команду сложить колеса, но вдруг равновесие нарушилось, и амфибия опять перевернулась. Нормально въехать в воду, сложить колеса и поплыть машинка может только с очень пологого берега. Для продолжения теста пришлось складывать колеса на берегу, а потом аккуратно опускать игрушку на воду. В итоге оказалось, что машинка уверенно держится на воде и легко управляется. Аккумулятора хватает примерно на полчаса заплывов. После купания я снял пушку и заглянул в аккумуляторный отсек. Вода все-таки просочилась - видимо, были не до конца затянуты винты, которыми крепится пушка.
Следующий оригинальный девайс мне пришлось искать с неделю. На сей раз я выбрал иную методику поиска. Перебирать случайным образом сайты мне надоело, легче оказалось посмотреть полный ассортимент у оптовика (например). Купить игрушку напрямую у оптового торговца нельзя, приходится звонить в один из интернет-магазинов, ссылаться на сайт оптовика и просить привезти игрушку по артикулу - все равно большинство магазинов отовариваются в одном и том же месте. Двух продвинутых игрушек - робота-уборщика и машинки с системой визуального программирования - на складе, как водится, не оказалось. Пришлось заказать их предшественницу - TurboZ, программируемую машинку с радиоуправлением. Стоила она какую-то ерунду - около 500 рэ. При открытии дома коробки меня неприятно удивил маленький размер машинки - на такую дополнительное оборудование не поставишь. "А что ты хотел за такие деньги?" - вступился за производителя внутренний голос.
На крыше мини-автомобильчика, очень похожего на "Ниву-Шевроле", располагаются шесть кнопок, с помощью которых игрушку можно программировать. Кнопка "GO" - запуск программы, "D" - активизация демонстрационной программы, "Вперед" - движение машинки вперед приблизительно на 1 м, "Левый поворот" - поворот на 30-45 градусов влево, "На козла" - по этой команде машинка на некоторое время встает на задние колеса и продолжает движение, "Разворот" - поворачивается на 180 градусов.
В комплект входит пульт управления на 27 МГц. Батарейку типа "Крона" для пульта и три элемента типа ААА, которые укладываются в контейнер на машинке, надо покупать отдельно.
Программируется игрушка элементарно - жмешь кнопки в желаемой последовательности (при каждом нажатии устройство пищит, подтверждая принятие команды). Далее по нажатии кнопки "GO" программа запускается, машинка отрабатывает введенную последовательность команд (до 32 шагов) и останавливается. При желании выполнение программы можно прервать, нажав еще раз кнопку "GO" на пульте, машинка при этом вернется к ручному управлению.
Что интересно, c пульта радиоуправления можно подать только две команды: "вперед" и "поворот налево". Тем не менее этих двух команд оказалось достаточно, чтобы управлять движением.
Катя вскрыла машинку за 10-15 минут. Мне было очень интересно, на какой микрухе выполнена ее схема, но тут меня ждал его величество облом - кристалл микросхемы посажен в бескорпусном варианте прямо на плату и залит компаундом.
Передние колеса висят на пружинках-рессорах (что приятно удивило), не поворачиваются ни вправо, ни влево. Привод на задние колеса сделан через редуктор с пластмассовыми шестеренками от единственного электродвигателя. Каким образом машинка может поворачивать налево - для меня загадка, тем не менее она поворачивает1.
Меня сильно удивило поведение машинки при выполнении команды "Разворот" - "Мини-Нива" не хотела ее отрабатывать. Когда я задал раз десять подряд эту команду, девайс теоретически должен был закрутиться, но машинка ехала прямо. Движение продолжалось, пока она не наехала на коробку из-под телевизора, потом, побуксовав, резко отвернула влево и опять поехала прямо, пока не наткнулась на ножку стула. Далее все повторилось. Эти действия очень похожи на процедуру объезда препятствия, но внутри машинки нет каких-либо датчиков, ни контактных, ни инфракрасных. Как автомобильчик догадывается, что наехал на препятствие, осталось для меня загадкой.
1. Да-а, не раскурочивал автор в детстве электрифицированные колесные игрушки, имевшие по большей части некое подобие дифференциала в редукторе. В данном случае, видимо, такой дифференциал дополнен механизмом подтормаживания одного из колес. - Прим. ред. [вернуться]