Железные дороги
АрхивБаза данныхДревнеегипетские железнодорожники, горные фуникулёры, монорельсы, бронепоезда, магнитная левитация, железнодорожные макеты и хакеры.
Хотя железные дороги кажутся едва ли не устаревшей технологией, они появились сравнительно недавно. Если, конечно, иметь в виду железные дороги в современном понимании этого слова и не задумываться, что ещё в древнем Египте с помощью подобных путей перемещали лодки.
1. Фуникулёр. В наше время особой практической ценности это рельсовое средство передвижения не несёт - фуникулёр, скорее, предназначен для увеселения публики. Принцип его действия состоит в том, что по рельсовой трассе, расположенной под наклоном, вверх и вниз передвигаются вагоны, соединённые канатом и, таким образом, уравновешивающие друг друга. На трассе есть две станции - верхняя и нижняя, и на верхней установлен маломощный двигатель. В середине линия разветвляется на две колеи (таким образом вагоны разъезжаются). Интересно, что фуникулёры бывают и подземные.
2. "Магнитная левитация" (маглев). Поезда на магнитной подвеске могут достигать практически немыслимых скоростей - до 600 км/ч. То есть, фактически, они составляют конкуренцию авиасообщению на коротких дистанциях. Не так-то просто построить такой поезд, а тем более трассу для него. На этих составах приходится устанавливать специальные стабилизаторы, которые постоянно замеряют расстояние от вагона до пути и соответственно полученным данным изменяют напряжение на электромагнитах. Увы, к сожалению, первые эксперименты по установке таких путей сообщения в конце восьмидесятых - начале девяностых годов были не очень успешными. Впрочем, сейчас магнитные железные дороги действуют в Китае и Японии, да и Корея, похоже, на подходе.
3. Монорельс. Может показаться, что этот вид железной дороги появился столь же недавно, как и маглев, но такое мнение ошибочно. Первую монорельсовую дорогу построил в XIX веке российский крестьянин Иван Эльманов. Она называлась "дорога на столбах" и работала на конной тяге. Ну а один из первых монорельсов на электрической тяге был построен уже в 1887 году в США. Сейчас используется три типа подвески поездов, передвигающихся по таким путям: подвесная, опорная и с боковым навесом. Как и фуникулёры, монорельсовые дороги часто строятся для увеселения публики в парках развлечений, но во многих странах они зарекомендовали себя как неплохой городской общественный транспорт. Конечно же, стоит упомянуть и московскую монорельсовую дорогу, поезда которой курсируют между станциями метро "ВДНХ" и "Тимирязевская", хотя о её практической ценности можно поспорить. Поезда ходят редко, а цена на билет слишком высока.
4. Бронепоезд. Насколько известно, впервые бронепоезда были использованы в середине XIX столетия во время гражданской войны в США. В обычные составы включали площадки, на которых возили мортиры. Первый же настоящий бронепоезд разработал французский инженер Мужен в 1884 году, однако для его изобретения требовалась специально построенная колея. И лишь в начале XX века, во время англо-бурской войны, бронепоезда стали широко использовать для перевозки грузов на линию фронта и защиты путей коммуникации. В годы Второй Мировой подобные составы применялись для обороны стратегических объектов в тылу и снабжались зенитными орудиями. Сейчас, конечно, использование таких поездов вряд ли целесообразно.
5. Макеты железных дорог. У многих из нас в детстве были заводные или электрические паровозики, которые бегали по крохотным рельсам по кругу. Но есть люди, которые серьёзно занимаются игрушечными поездами и микроскопическими железнодорожными путями. И иногда конструкции, собираемые профессионалами своего дела перерастают размеры среднестатистической комнаты.
Появлением слова "хакер" мы обязаны именно железнодорожным моделистам. В шестидесятые годы в Массачусетском институте технологий (MIT) был кружок для увлекающихся таким хобби. Нетривиальные решения, использовавшиеся для управления макетом, и назывались словечком "hack". От переплетений реле и проводов, оживлявших игрушечную железную дорогу, всего лишь один шаг до компьютеров. Позднее эти молодые люди заинтересовались компьютерами и жаргон перекочевал в эту область.