Reason 4: "божественный" Thor
АрхивNota BeneПостинг в музыкальный блог Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн"
...А-а, что, простите? Что обещал? А, про Thor... Да, надо бы. Давно пора, вообще-то.
Итак, в Reason 4 добавился ещё один синтезатор, к тем двум, которые у него со второй версии. Развесистый синтезатор, с громким пафосным названием Polysonic Synthesizer, что, с натяжкой, можно перевести как "многоснастный синтезатор".
По большому счёту, это такая несколько упрощённая вариация на тему модульного синтеза. Thor - это, конечно, не Reaktor (осанна! аллилуйя! ужос в ночи!), скорее такой конструктор Lego с готовой маршрутизацией, - общая конструкция типична для "синтезаторов вообще", а вот отдельные конструкционные блоки можно выбирать и комбинировать между собой самыми разными способами.
Видимо, рассказывать про него будем в виде нескольких отдельных постингов, - тем более что прошлый 10-килобайтный трактат на тему принципов синтеза, кажется, у народа особой любовью не пользовался :)
Ну, поехали.
Итак, создаём Thor Polysonic Synthesizer. По одним разработчикам ведомым причинам, в четвёртой версии Reason все инструменты создаются с загруженным по умолчанию патчем (отключается: в Edit -> Preferences -> General убираем галочку Load Default Sound in New Devices).
Thor отдалённо напоминает своим устройством Combinator: поначалу отображается только его верхняя панель, в то время как основная часть скрыта. Не, так дело не пойдёт, - жмём кнопку Show Programmer. И ойкаем.
Потому что перед глазами предстаёт изобилие слотов, из которых задействованы лишь два - один осциллятор и один фильтр.
По умолчанию встроены "аналоговый" осциллятор о четырёх режимах (стандартные синусоида, треугольник, "пила" и "квадрат" у которого имеются два подрежима с разными ширинами импульсов). Помимо этого есть ещё два пустых гнезда под осцилляторы.
По умолчанию также загружен фильтр, - тоже обычный для аналоговых/субтрактивных синтезаторов Low Pass Ladder Filter с пятью режимами работы. Но о фильтрах позже, пока нас интересуют именно осцилляторы.
В углу каждого осцилляторного слота наблюдаем кнопку со стрелкой, нажатие на которую выкатывает небольшое меню со списком наличествующих генераторов звука, как то:
- Analog (загружен по умолчанию)
- Wavetable
- Phase Modulation
- FM Pair
- Multi Oscillator
- Noise
Ну, и, естественно, есть пункт Off, поскольку Thor можно использовать исключительно как средство обработки сигнала от других модулей в Reason.
Интересно, что Phase Modulation и FM Pair сразу идут фиксированными парами, - что, собственно, объясняется особенностями принципа модуляции (см. "О принципах синтеза"); в случае FM, во всяком случае, осцилляторы должны колебаться на частотах, жёстко кратных друг другу, в противном случае получается негармоничный звук. То есть совсем.
Естественно, тут можно сказать, что одной пары из осцилляторов базовой и модулирующей частот - мало (у DX-7 друг друга модулируют до шести операторов, например, а в софтверном FM-7 - до восьми, если повар нам не врёт). Но, во-первых, у FM-пары - 32 вида режима на каждый из осцилляторов, во-вторых, - и в этом сила Thor'a - его можно произвольно комбинировать с другими осцилляторами и фильтрами, получая на выходе очень даже "жирное" звучание. Можно, кстати, скомбинировать сразу три FM-пары, и вдобавок синхронизировать первый со вторым и/или третьим (для этого около второго и третьего осцилляторных слотов имеются соответствующие кнопки).
Синхронизация осцилляторов - это когда один осциллятор (master) перезапускает период другого осциллятора (slave), так что базовая частота у обоих оказывается одинаковой; причём в Thor можно задавать ширину диапазона синхронизации (bandwidth), которая, как поясняется в мануале к Reason, регулирует, насколько резко осциллятор-"мастер" будет перезапускать период второго осциллятора (чем выше частота, чем резче).
"Осциллятор" Wavetable перекочевал в Thor из классических аппаратных синтезаторов PPG, Korg Wavestation и т.п. В распоряжении пользователя оказываются 32 режима (собственно, волновых таблиц), воспроизведение фрагментов которых можно регулировать ручкой Position.
Осциллятор "Multi" производит не одну, а сразу несколько немного расстроенных между собой волноформ, степень расстроенности которых можно менять соответствующим регулятором.
Общими для всех осцилляторов являются такие параметры, как Octave и Semi (смещение высоты тона на октаву и/или полутона), а также Tune/Fine (тонкая подстройка). Параметр KBD отвечает за то, в какой степени осциллятор реагирует на высоту ноты, взятой на клавиатуре. Если KBD выставить на ноль, осциллятор будет звучать на своей частоте независимо от того, какая нота взята.
Сигналы со всех осцилляторов поступают сначала на мини микшер (где можно регулировать взаимное соотношение громкостей всех осцилляторов), а затем - на фильтры... Но об этом в следующем постинге.
NB: Уважаемые читатели, имел ли кто-нибудь дело с аппаратными синтезаторами Casio серии CZ, PPG/Waldorf и Korg Wavestation? Просьба отметиться в комментариях. Заранее спасибо!