Поиск в Рунете: кто кого
АрхивСтатьиGoogle медлено растёт, "Яндекс" не боится, "Рамблер" строит "вертикаль", в Gogo.ru надеются на Mail.ru, а в "Нигме" - на китайцев.
"Господа, хватит меряться индексами" - говорит Игорь Ашманов заспорившим директорам по поиску. Но от темы сравнения своих поисковиков их отвлечь оказывается тяжеловато. Сравнивают всё: не только размер индексной базы, но и популярность и перспективы роста.
Представители почти всех поисковых систем, работающих с русским языком, собрались на конференции "Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в интернете", которую проводила в Москве компания "Ашманов и партнёры".
Обсуждение популярности вышло даже более жарким, чем сравнение размера поисковых баз. Дело в том, что если со своими или чужими индексами специалистам всё более или менее ясно, то с измерением популярности есть некоторые проблемы.
В Google, к примеру, вообще не разглашают собственную информацию о посещаемости, ссылаясь обычно на отчёты Nielsen//NetRatings. Увы, для российского сегмента интернета отдельная статистика не собирается, да и традиционная для Запада Alexa в Рунете не обеспечивает достаточной точности. Приходится доверяться местным источникам.
Расклад, тем не менее, в общих чертах ясен: "Яндекс" лидирует, Google и "Рамблер" ведут борьбу за второе место, а Gogo.ru и MSN пока не успели завоевать большой популярности. "Google - самый мелкий из крупных?" - подытоживает обсуждение позиций Google Ашманов. Руководитель российского офиса Google Владимир Долгов согласно кивает.
Из доклада Фёдора Вирина, директора Mail.ru по исследованиям, можно было узнать подробности о пользователях поисковиков. По словам Вирина, "Google - это для мальчиков, а Mail.ru - для девочек". Аудитория Google состоит, в основном, из технически подкованных людей, Mail.ru и "Рамблера" - из новичков, а "Яндекс" занимает промежуточное положение. Цифры подтверждают то, о чём все и так догадывались.
Сегодняшняя статистика может очень быстро измениться, и разработчики поисковиков прилагают к этому все усилия. Именно это придаёт конкуренции такую остроту. "Конечно мы боимся, - говорит директор "Яндекса" по технологиям Илья Сегалович. - Бояться нормально, но мы работаем, чтобы не бояться. Постоянно запускаем новые сервисы". По доброй воле "Яндекс" не отступит.
Увереннее всего себя чувствовали представители Google, и не удивительно. Пусть никто не делал громких заявлений об укреплении позиций Google в России (даже наоборот - не раз подчёркивалась его нишевость), но иногда казалось, что неотвратимость наступления самого популярного в мире поисковика просто подразумевается.
Сами гуглеры тоже предпочитали не вмешиваться в бурные дискуссии, но от вопросов не уклонялись. "Что будет с PageRank? Ходят слухи, что Google хотят отказаться от него в пользу некоего VR," - спрашивает кто-то из зала. "Внедрение VisitedRank не отменит подсчёт PR," - отвечает Оксана Команеску из Google.
Поисковику Microsoft в Рунете пока что нечем хвастаться, кроме, быть может, рекламной кампании с Иреной Понарошку. "MSN считает русский язык нерелевантным, и получается, что Microsoft поставляет Internet Explorer 7 с неработающим поиском," - укоряет Илья Сегалович Всеволода Леонова, ведающего в российском Microsoft онлайновыми проектами.
Впрочем, в Microsoft видят ситуацию совсем в другом свете. По их расчётам, года через три MSN с уверенностью можно будет назвать третьим из главных поисковиков. Дорогостоящие рекламные кампании вкупе с интеграцией в IE7 здесь, по видимости, должны сыграть не последнюю роль. Впрочем, и сам поиск по русским ресурсам, по мнению Долгова, в Microsoft наверняка вскоре улучшит.
Больше всего новостей сообщил руководитель отдела поиска в "Рамблере" Аркадий Морейнис. Оказывается, несмотря на падение популярности рамблеровского поиска, компания вовсе не намерена ставить на нём крест. Наоборот, активно разрабатывается новая версия поисковой машины, которая будет построена по "вертикальному" принципу.
Каждая вертикаль - это некий тематический поиск. После ввода запроса пользователю будут выдаваться результаты сразу по нескольким вертикалям. На демонстрировавшихся скриншотах запрос о фотокамере привёл к отображению ссылок на магазины, в которых можно найти искомый фотоаппарат, его изображения, ссылки на статьи о нём и прочую разнородную информацию, разделённую на темы.
Это в некотором роде напоминает козырь Gogo.ru - мультимедийность. "Gogo - первый российский поисковик, ищущий по видео," - хвастается директор по разработке поисковых проектов Mail.ru Михаил Костин. Ещё Gogo.ru умеет "на лету" исправлять опечатки в запросе и искать сразу по тем ключевым словам, которые посчитает правильными.
Пока что Gogo не занимает какой-то значимой доли на рынке интернет-поиска. Тем не менее, у него есть неплохие шансы стать основным поисковиком, используемым на портале Mail.ru (сейчас Mail.ru лишь транслирует выдачу "Яндекса").
Ещё один новичок - поисковик Nigma. Однако подход его создателей значительно отличается от всего, о чём говорили остальные. "Мы не гонимся за пользователями" - говорит Виктор Лавренко из "Нигмы". "За чем же вы тогда гонитесь?" - удивляется Ашманов. "За технологиями!" - отвечает Лавренко.
Он утверждает, что технологиями "Нигмы" интересуются по всему свету. В солнечной Калифорнии его ждёт научный руководитель Сергея Брина, чтобы обсудить проблемы поиска в интернете, а заручившись поддержкой Запада, можно отправляться на завоевание Востока.
"Почему бы не сделать китайский поисковик, - рассуждает Лавренко. - В китайском языке нет словоформ, и искать легче лёгкого. Да и конкуренции почти никакой". Участники круглого стола воспринимают эти заявления со снисходительными улыбками на лицах.
"Нишевые поисковики будут всегда, - говорит Сегалович. - Когда на рынке только один основной игрок - это очень страшно. Гугл писал, что они не хотят быть цензорами всего интернета, ведь это очень большая ответственность. Хотя бы поэтому нужна конкуренция. Ситуация сейчас напряжённая, все грызут землю, чтобы пользователю сделать что-то хорошее. И ему от этого будет только лучше".