Игорь Ашманов: Величина рынка оптимизации - 100 млн. долларов
АрхивСтатьиЧто собой представляет рынок оптимизации в Рунете, корреспондент "Компьютерры-Онлайн" попытался выяснить у одного из организаторов конференции "Поисковая оптимизация 2007" Игоря Ашманова.
У профессии поискового оптимизатора - дурная слава. Людей, пытающихся влиять на работу поисковых систем, многие склонны ставить в один ряд со спамерами. Сами оптимизаторы, впрочем, не считают свою деятельность предосудительной: в отличие от спамеров они ни от кого не прячутся и готовы говорить о своём бизнесе в открытую. 15 ноября на конференции "Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в интернете" встретились оптимизаторы и представители поисковых систем. Что собой представляет рынок оптимизации в Рунете, корреспондент "Компьютерры-Онлайн" попытался выяснить у одного из организаторов конференции Игоря Ашманова.
- Во-первых, как связана компания "Ашманов и партнёры" с оптимизацией?
- У нас есть оптимизаторское подразделение. Оно довольно прибыльное, там работает человек 50, у нас крупные клиенты. Мы занимаемся продвижением - в основном, белым. Ссылки, конечно, покупаем, не без этого, но дорвеями и сателлитами сильно не занимаемся. Ещё у нас есть агентство по работе с контекстной рекламой. Сейчас там работает всего два или три человека, но обороты большие и растут. Кроме того, у нас много связано с производством контента и всяческих обучающих услуг. У нас есть рассылка, книжка недавно вышла, есть семинары, конференции (эта и по рекламе).
- Но, как я понял, для оптимизаторов не вполне типично совмещать оптимизаторский бизнес с чем-то ещё.
- Мы гордимся тем, что мы - технологическая компания. В оптимизаторский бизнес мы пришли, можно сказать, случайно. Когда я ушёл из "Рамблера", я расчитывал создать именно технологическую компанию. У меня была пара контрактов на примете. К примеру, мы начали делать "Антиспам".
Но как только я ушёл из "Рамблера", мне начали обрывать телефон люди, которые хотели понять, как продвинуть свой сайт. Раньше они не могли получать у меня таких консультаций, потому что я был исполнительным директором в "Рамблере". А тут они увидели волшебное слово "консалтинг" на нашем сайте и начали разрывать меня на куски: приглашать в рестораны и уговаривать с ними работать. Это было лето 2001 года, когда никто на регулярной основе таких услуг не оказывал.
Тогда я взял Андрея Иванова. Я его знал, потому что он когда-то загадил весь "Яндекс" своей страницей и стал первым человеком, забаненным в "Яндексе". Я его "выдернул" из Казани, мы составили словарь предметной области, придумали формат отчётов, придумали список работ, придумали коммерческое предложение и бизнес пошёл.
Всю жизнь мы считали себя технологической компанией. Есть, наверное, ещё парочка или троечка оптимизаторских компаний, которые разрабатывают свои технологии (в основном оптимизаторские). У нас другая ситуация: мы делали "Антиспам", сейчас делаем SEO Rate (это такой маркетинговый центр, который позволяет посмотреть положение своего сайта, сравнить с конкурентами), мы делаем свои поисковые машины и у нас много-много всего своего технологического.
- Могли бы вы оценить величину оптимизаторского рынка?
- Я думаю, в этом году - порядка ста миллионов долларов.
- А в сравнении с общим рынком интернет-рекламы?
- Оптимизаторский рынок - это величина того же порядка, что рынок контекстной рекламы. Может, меньше раза в полтора-два, но порядок тот же самый. Это видно и по размеру среднего заказа на оптимизацию и контекст. "Бегун" в этом году собирается сделать 70 миллионов, "Яндекс" - 140, то есть в этом году будет миллионов 200. Оптимизаторский - 100.
- Кто же те люди, которые приносят все эти деньги оптимизаторам?
- На птичьем языке маркетологов они называются СМБ - средний и малый бизнес. У нас клиенты покрупнее, но то, что у нас считается крупным, на Западе считается средним. На верхушке - "Альфа-Банк", крупные страховые компании, нефтянка. Совсем крупные компании вроде "Лукойл" целиком ещё не приходили со своими бюджетами. В основном, они покупают медийную рекламу, а не контекст и оптимизацию. А у нас, главным образом, средние компании вроде "Дикой Орхидеи" или "Райффайзенбанк". Там средний размер контракта - несколько тысяч долларов в месяц.
- Они обращаются к оптимизаторам, потому что оптимизация для них выгодней, чем другие виды рекламы?
- Не знаю, над этим стоит подумать. Я оптимизацией сам давно не занимаюсь и с клиентами не разговариваю. Думаю, они используют всё сразу. Что касается малого бизнеса, то он просто не может себе позволить рекламироваться в интернете и особенно в печатной прессе. Сейчас там такая зашумлённость, что купив полосу в журнале за 5-10 тысяч долларов, получаешь два звонка в месяц. Выходит, что нет выхода. Иногда люди бросаются в почтовый спам, иногда в контекст и оптимизацию. А для крупных клиентов здесь дело в другом, на мой взгляд. Для них это вопрос имиджевый. По своему главному запросу генеральный директор обычно хочет увидеть свой сайт. Лучше первым.
- Получается, что рынок большой, спрос большой, деньги тоже немалые, но ведь компании, которые строят свой бизнес на оптимизации, полностью зависят от других компаний - от поисковых систем. Не боятся ли они, что в один прекрасный день маханизм ранжирования изменится, и бизнесу конец?
- Не конец. Всё равно кто-то должен быть в первой десятке. Конечно, бизнес относительно рискованный, но вы не задумывались, что бизнес страховых компаний или бизнес туристических агентств, который зависит и от погоды, и от действий правительства, и от выдачи виз - он тоже довольно рискованный, там тоже происходят массовые разорения.
- Но они же не зависят от единственной компании, которая их ко всему прочему недолюбливает.
- Ну представьте себе, что какая-то компания продаёт туры в Сирию, а в Сирии вдруг начали жечь голландские посольства, потому что какой-то идиот в Голландии опубликовал карикатуры на Мухаммеда, чтобы выпендриться, и в Сирию уже никто не поедет. Туристический бизнес - очень рискованный. Компания выкупила отель, забронировала, а никто не поехал. Я разговаривал с некоторыми бизнесменами - они постоянно находятся в страхе и живут на очень низкую маржу.
Здесь бизнес не такой рискованный. К тому же есть средство хеджирования - это контекст. Если вдруг изменились условия, и вы вылетели из первой десятки по нескольким запросам, можно всё же суметь объяснить клиенту, что "Яндекс" что-то вытворил, и уйти в контекст на какое-то время. В основном, такое случается с высокочастотными запросами, так что если двигать клиента по целому рою низкочастотных запросов и заниматься контекстом, то устойчивость сильно выше, и даже резкая смена алгоритма не приведёт к резкому падению.
- Методы оптимизации ведь все давно известны?
- Да, сейчас это, в основном, ссылки.
- И большинство методов может быть автоматизировано?
- Многие сейчас их действительно автоматизируют. Я знаю, что средний чек клиента у нас - 60-80 тысячи рублей в месяц. Я знаю компании, у которых средний чек - 500 долларов, зато эккаунт-менеджер управляет пятьюдесятью контрактами, шлёт им простые автоматизированные отчёты и никем не занимается специально. Всё автоматизируется, но за счёт падения качества услуги.
- Использование технических методов, скорее, относится к нехорошим способам продвижения?
- Да, тут есть некая грань.
- То есть, выходит, что самая чёрная область одновременно и самая наукоёмкая?
- В общем, да. Есть дорвейный бизнес - MFA (Made For AdSense) - там действительно и автоматическая регистрация доменов и автоматическое создание контента и автоматическая синонимизация текстов. Это и есть самое преследуемое. Наш сервис SEO Rate, который позволяет следить и за своим положением и за положением конкурента - это тоже автоматизация. Мы ходим на "Яндекс" и парсируем его выдачу. "Яндекс" не возражает, да и мы ничего не делаем. На SEO Rate сидят все мои аккаунт-менеджеры и готовят отчёты для клиента. А за автоматическое создание контента конечно банят.
- А кто у нас главные оптимизаторы в России? У кого больше оборот?
- Если не брать дорвейщиков (всякий "Блокнотик" или "Рупоиск" - хабы для дорвейщиков) и оставить только оптимизаторские компании, то получится, что всех крупных мы собрали в наш "SEO Клуб". По оборотам главные мы, может быть Kokoc.com, ещё парочка. BDBD объявлял о большом обороте.
- Есть ли истории крупных сделок?
- Самые крутые клиенты - у Ingate и у нас. Скажем, у "Кокоса" клиентов много, но средний чек небольшой и клиенты поменьше. Не все крупные любят, чтобы их называли.
- А бывали случаи, когда кто-то сильно пострадал или выиграл от внезапного изменения ранжирования?
- Бывает, конечно, что что-то произошло, и клиент уходит. Некоторые хотят сменить оптимизатора, но громких скандалов я не помню. Есть скандальная питерская компания "Продвижение", которая звонит клиентам других оптимизаторов и всячески тех ругает. То есть ведёт себя не слишком прилично. А скандальных историй на рынке я не припомню. Может быть, мои аккаунт-менеджеры и рассказывают какие-то байки, но что-то громкое я бы услышал.
- А вы не предполагаете, что когда-нибудь появится поисковик, который будет полностью избавлен от влияния оптимизаторов?
- Понятно, что такой поисковик создать нетрудно. У него просто не должно быть апдейтов - один раз проиндексировал и только это и показывает. Но появится ли такой популярный поисковик? Сомнительно. Есть, правда, интересный пример. Baidu в Китае - это несомненный лидер. Он занимает около 70 процентов рынка, и при этом практически все результаты у него проплачены. Одни ссылки называются "быстрый поиск", другие - "интересные сайты". Я уже даже забыл, что есть что, потому что и то и другое - типичный китайский эвфемизм. Там различий практически не делают, но китайцев это не волнует. Оптимизироваться под Baidu, наверное, можно, но пока оптимизаторский бизнес в Китае совершенно не развит. К нам обращались с просьбой запустить оптимизацию на китайском рынке, но там гораздо проще заплатить за позицию.
Но многие оптимизаторы всё же переходят на контекст, хотя бы в качестве хеджирования. Это куда менее рискованный бизнес, и слой интеллекта требуется не меньший. Если у клиента сотня ключевых слов, и по всем нужно участвовать в аукционе, нужно уметь правильно подбирать слова, нужны специальные программные средства. На Западе это всё уже доросло до того, что клиенты продвигаются по 10000 слов, их сразу связывают с бухгалтерией и с eBay, куда они отправляют трафик.
- Сегодня много говорят о том, что Google потихоньку теснит "Яндекс", да и Microsoft тоже пытается заняться поиском в Рунете. Предположим, что эта тенденция продлится. Тогда придётся и под них оптимизировать?
- Естественно. Только что на конференции выступал человек и говорил, что под Google оптимизировать легче, потому что Google специально не борется с оптимизаторами. В общем, можно и под Google оптимизировать, но есть слухи, что трафик с него не продающий. То есть "Яндекс" занял очень хорошую позицию в транзакционных запросах - в тех, которые и правда продают. А Google - в навигационных. С его помощью можно найти сайт, но не факт, что пользователь что-то купит.
- То есть Google нового рынка для оптимизаторов не откроет?
- Пока нет. Дело в том, что Google в России используют всякие техноманьяки и молодёжь, которая хочет себя идентифицировать с модными брендами: iPhone, MacBook, Google. Вопрос в том, что будет - перепрыгнет он эту пропасть до массового пользователя или нет. Чтобы перепрыгнуть, нужны серьёзные маркетинговые и другие усилия. Когда Google занял первое место в мире, границы между сообществом техноманьяков и остальными были размыты. Маньяки двигали вперёд интернет-сообщество. А сейчас не так. Есть пользователи, которые протоптали себе дорожку на "В контакте" или Facebook и могут уже вообще ничего не искать или искать редко или в какой-то определённой машине. Я не уверен, что Google будет всё время набирать популярность. То, что он набрал лишний процент - это на гране ошибки измерений. Так же и в Китае - Google там не растёт, зато растёт Baidu.
- С какими-нибудь странами, кроме России и Китая, наши оптимизаторы пробуют работать?
- Самый простой способ - продвигать русские компании на Западе. Во-вторых, наши дорвейщики бросились делать дорвеи под Google. Возможно, знаете UmaxSearch? Это хаб дорвейщиков, который создал Гурешов с компанией. У них всё хорошо, оборот - несколько десятков миллионов долларов. Они зарабатывают деньги, и даже на них стали делать поисковик Webalta.ru. То есть в первую очередь - американский рынок, но это, в основном, дорвейщики. Есть те, кто оптимизирует русские сайты под Запад. Но работают ли наши оптимизаторы на американском или китайском рынке - не знаю. Не слышал.