Reason 4, с почином
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в музыкальный блог Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн".
NB: В одном музыкальном салоне на ВДНХ в углу чинно расположился модульный аналоговый синтезатор - новый, прошу заметить; на ценнике - пятизначное число, и, глядя на него, как-то проще начинаешь верить утверждениям продавца, что это, мол, самое-самое-самое крутое нечто. Воображение, впрочем, рисует и другую картину: солидная студия приобретает такой агрегат, потом солидные клиенты этой студии используют его для басовых и солирующих линий в написании суперхита "И была у нас любофф, и твою я пИла крофф", после чего гламурные школьницы скачивают этот суперхит в MP3 128/44,1 и слушают его на телефоне в копеечных наушниках-таблетках... Главное, все довольны.
Ладно, на этом лирику оставим. Речь, на самом деле, идёт о Reason 4, - вот он, красавец, здравствуйте.
Reason "в народе" пользуется противоречивой репутацией. Для многих это по-прежнему трекер-переросток (особенно для тех, кто имел дело только с первыми версиями), для иных и вовсе зло: один коллега-музыкант, узнав, что ваш покорный слуга Reason-таки использует, покрестил меня "сотонистом". Ну да Ктулху рассудит - когда проснётся.
Итак, Reason 4. Различий с предыдущей версией немало - другой интерфейс, пара новых виртуальных инструментов, и, как утверждают резонные люди (о! каламбур!), переписанные алгоритмы эффектов, так что звук оказывается плотнее и "жирнее". Надо сказать, что на репетиционной базе мы это дело уже опробовали, - и действительно, две гитары, бас и барабаны Reason 4 "пробивает" лучше предшественника даже на тех же настройках.
Ну, а самое главное, - это решение Propellerheads пойти на поводу у нывших и подпрыгивавших по-заячьи фанатов, клянчивших "нормальный" секвенсор. Бедой всех версий Reason до настоящего времени было отсутствие поддержки переменных размеров и смены темпа в одной композиции, что приходилось обходить самыми разными способами, - например, подключением Reason ко внешнему управляющему ПО (Cubase, Sonar, Logic), либо просто монтированием отдельных частей, записанных в виде отдельных композиций. Не шибко удобно, надо сказать.
Теперь в нижней части окна Reason, где располагается список задействованных инструментов (Tracks and Devices), по умолчанию болтается своя инструментальная панель Transport, в соответствующем ей треке и задаётся смена темпов и размеров, если нужно (см. скриншот).
Для каждого трека в меню Automation можно "отрисовывать" изменения всех поддерживаемых инструментов параметров, - причём если у сэмплера NN-XT их не так много, то Malstrom крутится-вертится вообще всё - ваш покорный слуга насчитал 88 параметров, каковые можно подвергнуть автоматизации - все сразу или по отдельности. Выбранные пользователем панели автоматизации (Lanes), естественно, отображаются в треке инструмента.
Мягко говоря, нерациональное использование пространства на экране - основное окно Reason занимает 780 пикселей по горизонтали, и не растягивается, - частично компенсируется выносом части элементов меню в отдельную боковую панель. Оттуда теперь можно вызывать необходимые устройства, что, кстати, весьма удобно, и там же задаются параметры выравнивания по сетке (Quantize), транспозиции и т.д. "Грувы" тоже переехали туда (см. скриншот).
Нажмите, чтобы просмотреть полноразмерное изображение.
Интересно, что при установке Reason 4 считывает информацию о прежней версии и автоматически импортирует настройки интерфейса, - такие, как загружаемая по умолчанию композиция (набор инструментов или просто пустой рэк) или даже используемый MIDI-контроллер. С последним, кстати, успешность не гарантирована.
Что же касается новых инструментов, то их всего два: монофонические арпеджиатор (для тех, кому лень возиться с секвенсором Matrix) и синтезатор Thor.
И вот про него чуть позже, потому что это страшно...