Предчувствие Интернета
АрхивАвторы трех великих утопий ХХ века - Александр Богданов ("Красная звезда", 1908), Герберт Уэллс ("Люди как боги", 1923) и Иван Ефремов - ("Туманность Андромеды", 1955-56) каждый по-своему предвидели появление масштабных сетей связи. Статья посвящается 100-летию со дня рождения Ивана Ефремова (2007 год по паспорту, 2008-й - по фактической дате).
Авторы трех великих утопий ХХ века - Александр Богданов ("Красная звезда", 1908), Герберт Уэллс ("Люди как боги", 1923) и Иван Ефремов - ("Туманность Андромеды", 1955-56) каждый по-своему предвидели появление масштабных сетей связи. Статья посвящается 100-летию со дня рождения Ивана Ефремова (2007 год по паспорту, 2008-й - по фактической дате).
ТВФ и Интернет в романе Ивана Ефремова
Первое упоминание о ТВФ как средстве связи встречается в "Туманности Андромеды" во второй главе (потом о нем идет речь и в четвертой). Описываемый там атрибут ТВФ - вектор дружбы - чем-то напоминает современный мобильник (впрочем, без свойства мобильности самого аппарата), но с одним важным отличием: "вектор дружбы - прямое соединение, проводившееся между связанными глубокой дружбой (курсив мой. - О.Ч.) людьми, чтобы общаться между собою в любой момент. Вектор дружбы соединял несколько мест постоянного пребывания человека - жилище, место работы, излюбленный уголок отдыха".
Сама сеть ТВФ построена по принципам сотовой связи - например, дежурные скотоводы на девяностометровых наблюдательных башнях, где были установлены ТВФ, "переговаривались между собою направленными передачами и могли сообщить все, что угодно, на центральную станцию своего района". Ефремов отмечал, что люди поняли вред радиоизлучений, не использовали мощные радиопередатчики и не пользовались мобильными радиоаппаратами без нужды.
Распространена точка зрения, что ранее 1970-х годов, когда был создан первый реальный прообраз всемирной компьютерной сети (ARPANET), ни фантасты, ни футурологи предсказать появление Интернета не смогли. Впрочем, нескольким авторам иногда все же приписывают такие прогнозы - среди них Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и даже Андрей Дмитриевич Сахаров.
Отметим две любопытные даты, связанные с историей Интернета:
- 1958 год. "Туманность Андромеды" выходит в свет массовым тиражом. Тогда же в США при Министерстве обороны создается Агентство передовых исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency, ARPA). Среди прочего оно занимается и исследованиями в области обеспечения безопасности коммуникаций в ходе обмена ядерными ударами.
- 1962 год. К тому времени "Туманность Андромеды" была переведена уже на двадцать три языка. Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря компьютерной сети, была серия заметок (см. обзор по истории Интернета на сайте JetInfo, www.jetinfo.ru/1997/14/1/article1.14.1997.html, [article1.14.1997222.html]), написанных Дж. Ликлайдером (J. C. R. Lick-lider)) из Массачусетского технологического института в августе 1962 года. В этих заметках обсуждалась концепция "Галактической сети" (Galactic Network), глобальной сети взаимосвязанных компьютеров. Интересно, что название сети очень похоже на "Великое Кольцо", описанное в романе Ефремова!
Хотя у Ефремова нет законченной идеи Интернета (чему в немалой степени способствовал аналоговый характер информации в описываемой им сети ТВФ и отсутствие децентрализации, этого главного принципа Всемирной Паутины), интересно сравнить его мировую сеть с тем, что существует сегодня.
Кроме получения новостей, а также мультимедийной информации по запросу из баз данных, люди Земли "обсуждали по мировой сети новые важные вопросы, ставившиеся, как обычно, любым желающим". Правда, чтобы получить координаты будущего места работы, одному из главных героев Дару Ветру приходится вызывать оператора соответствующей службы, для поиска данных по географии Сибири он вынужден предварительно соединяться с Домом Сибири, а симфонию должен был искать только в Доме Музыки, предварительно заказывая ее получение на определенное время. Обсуждение же "важных вопросов", по-видимому, проходило только через выделенные центры обсуждений. Да и процедуры поиска информации (аналоговой) идут чрезвычайно медленно даже для нашего времени.
И, наконец, главное. В романе часто и почтительно упоминаются мэйнфреймы - "Машины Общего Раздумья" и "Вещие Мозги" - немногочисленные (их на планете всего четыре) дорогие монстры. Доступ к этим централизованным ресурсам получить непросто, отсюда жесткая иерархичность сетей. Массовые микропроцессоры и персоналки - основы современного Интернета и будущего "повсеместного компьютинга" (ubiquitous computing [См. "КТ" #347]) - во время выхода в свет "Туманности" еще не были изобретены.
Тот самый Богданов
Александр Богданов, о котором идет речь в этой статье, - тот самый человек, на которого обрушился В. И. Ленин в статье "Материализм и эмпириокритицизм" (обязательной для выучивания чуть ли не наизусть студентами советских времен). Бурная революционная юность не помешала Богданову остаться в истории в качестве одного из основоположников "системного подхода" к исследованию исторических процессов, разработчика концепции "всеобщей организационной науки" - тектологии (см. сайт Международного института Богданова). - Л.Л.-М.
Электронная почта у Г. Уэллса
Владимир Гаков отметил [Гаков В., Сервер "Машина времени"] предсказание электронной почты Уэллсом в романе "Люди как боги" (1923), который, по словам самого Ефремова, стал отправной точкой для "Туманности Андромеды". Вот соответствующая цитата из романа Уэллса:
"Некоторое время мистер Барнстейпл не замечал отсутствия телефонной и телеграфной связи; нигде не было видно характерных для современной сельской местности столбов и проводов… Так мистер Барнстейпл узнал, чем заменены в Утопии письма и телефон. Оказалось, что утопийцы не разговаривают по телефону, разве только по особому уговору. Нужное сообщение попросту передается на районную станцию, где известен адресат; там сообщения хранятся, пока получатель не пожелает их услышать. Если ему захочется, чтобы сообщения повторили, он может прослушать все, что пожелает. Эти передачи беспроволочные. Колонны дают электрическую энергию для таких передач, а также и для других потребностей… Утопиец показал рукой куда-то на край долины - там находилась окружная станция, на которой собирается и откуда передается корреспонденция. Станцию обслуживает всего несколько человек; все виды связи автоматизированы. Сообщения можно получить из любого места Утопии".
Таким образом, "интернет-провайдер" в виде этой районной станции, а также функции мэйл-сервера описаны весьма точно! В отличие от Ефремова, Уэллс предсказал суть современной основы Интернета: на районной станции персонал, по-видимому, обслуживает сервер, а связь осуществляется без участия операторов!
Первое по времени среди наших авторов описание прообраза Интернета (впрочем, весьма схематичное и далекое от современной картины) было сделано А. Богдановым в небольшом рассказе "Праздник бессмертия" [Богданов А. Праздник бессмертия: Рассказ// Уральский следопыт. - 1991, № 7, с. 25-28.] (он печатался до 1991 года лишь однажды, в 1914 году, в XIV выпуске "Летучих альманахов").
Приведу почти полностью первую из шести небольших главок рассказа:
"Городов - как в прежнее время - уже не существовало. Благодаря легкости и общедоступности воздушного сообщения люди не стеснялись расстоянием и расселились по Земле в роскошных виллах, утопающих в зелени и цветах.
Спектротелефон каждой виллы соединял квартиры с театрами, газетными бюро и общественными учреждениями. Каждый у себя дома мог свободно наслаждаться пением артистов, видеть на зеркальном экране сцену, выслушивать речи ораторов, беседовать со знакомыми [Получается, что Александр Богданов предвидел и Скайп!] (курсив мой. - О.Ч.)…
На месте же городов сохранились коммунистические центры, где в громадных многоэтажных зданиях были сосредоточены магазины, школы, музеи и другие общественные учреждения. Земля превратилась в сплошной фруктовый лес. <…>
На полюсах искусственные солнца из радия растопили льды, а по ночам над Землей поднимались электрические луны и разливали мягкий ласкающий свет".
Не правда ли, очень похоже на описание коммунистической Земли из второй главы "Туманности Андромеды"? (Можно предположить, что и время действия обоих сюжетов примерно совпадает.) А то, что позднее Ефремов назвал стереотелевизиофоном, описано так полно, как только позволял формат небольшого рассказа.
Да, описать детали уже давно привычных нам вещей (Интернета и электронной почты) из прошлого не проще, чем дать величественную панораму будущей коммунистической Земли. Впрочем, цифровая революция и идея "паутины" - не рядовые детали [Увы, именно цифровую революцию, именно цифровой характер сетей связи будущего никто из перечисленных авторов, кажется, не прогнозировал. - Л.Л.-М.].
Блоги кн. Одоевского
Владимир Гаков отметил также описание у Владимира Одоевского (1835, отрывок "Петербургские письма" из романа "4338 год") "магнетического телеграфа" и идеи сетевых дневников. Вот цитата:
"…мы получили домашнюю газету <...> ими заменяется обычная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камер-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения; когда же бывает зов на обед, то и le menu. Сверх того, для сношений в непредвиденном случае между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом".
Утопия Одоевского "4338 год" полностью печаталась в 1926 году в издательстве "Огонек".