"Синтезаторы" XIX века
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в музыкальный блог Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн".
Само слово "синтезатор" (как определение электромузыкального инструмента) вошло в обиход по большей части благодаря разработкам покойного Роберта Мога. Однако на самом деле электромузыкальные инструменты, вполне себе подпадающие под определение "синтезатора", - т.е. устройства, способного создавать музыкальный звук электромеханическими или электронными средствами, - начали появляться почти столетием раньше Moog Modular и других инструментов, носивших гордое название music synthesizer.
Самым первым, возможно, был "Музыкальный телеграф" Элиши Грея, человека, которого во всех учебниках называли бы изобретателем телефона, когда бы Александр Белл не поспел в патентное бюро на час раньше.
Грей обнаружил, что существует возможность контролировать звук, исходящий от вибрирующего электромагнитного круга. Поработав над открытием, он в 1876 году представил "Музыкальный телеграф", двухоктавный клавишный инструмент, в основе которого лежали вибрации стальных прутьев. Модуляция полем электромагнитов позволяла посылать сигнал через телефонную линию.
На телефонные же линии (на свою беду) был ориентирован и "Телармониум" , или "Динамофон" Таддеуша Кэхилла, гигантский полифонический инструмент, первый вариант которого, построенный в 1897 году весил семь тонн, а второй (1906 год) - все двести; третий и последний вариант, говорят, был ещё крупнее.
Клавиатура "Телармониума" 1897 года, основная часть инструмента находилась в отдельном помещении.
По сути дела "Телармониум" представлял собой набор из 145 специальных электрогенераторов, вырабатывавших переменный электрический ток различных частот, и сложной системы всевозможных переключателей и индукторов; в результате "Телармониум" был способен производить синусоидальные звуковые волны. Каждой ноте соответствовал свой генератор, производивший основной тон, а также вспомогательные генераторы, добавлявшие гармоники, так что, по свидетельствам очевидцев, этот агрегат вполне был способен имитировать звучание сразу нескольких акустических инструментов.
К сожалению, "Телармониум" слишком сильно обогнал своё время. Никаких усилителей в ту пору ещё изобрести никто не успел; в качестве громкоговорителей использовались исполинские трубы типа граммофонных, а в основном Кэхилл сотоварищи ориентировались на транслирование музыки Телармониума через телефонные линии. Проблема была в том, что "Динамофон" слишком сильно их перегружал, что телефонным компианиям очень быстро разонравилось. Посыпались судебные иски, да и общий интерес к "Телармониуму" быстро спал, и в результате Таддеуш Кэхилл умер в нищете. Ни одного экземпляра его устройства не уцелело, равно как и записей, что, собственно, и не удивительно.
Зато уцелела патентная заявка, где во всех подробностях расписано устройство "Динамофона".