Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Open-source в России: путь на корпоративный рынок

АрхивСтатьи
автор : Григорий Рудницкий   16.10.2007

Лишь на одном из двухста настольных компьютеров в России используется Linux. Причины, мешающие распространению этой ОС на домашних ПК, очевидны, но что мешает использовать её на рабочих компьютерах?

Программные продукты на основе открытых исходных текстов уже давно перестали быть лишь игрушками для энтузиастов и активно пробивают себе дорогу в бизнес, заменяя и дополняя коммерческие и проприетарные ИТ-решения. По данным Центра инвестиций в высокие технологии холдинга "Финам", объем российского рынка свободного ПО к 2010 году должен достигнуть 200 миллионов долларов, то есть вырасти вчетверо. Дело в том, что этот сегмент растет более высокими темпами, чем российский рынок ИТ в целом.

Конечно, основной объем продаж пока приходится на серверный софт. По самым скромным оценкам, его доля в общем объеме продаваемого в России серверного ПО составляет свыше 50 процентов. Совершенно иная ситуация с настольными компьютерами. По тем же оценкам, доля настольных компьютеров, использующих Linux, не превышает 0,5 процента. С прикладными программами ситуация также весьма неоднозначная. Взять, к примеру, офисный пакет OpenOffice.org, который работает не только под Linux, но и для Windows. По данным "Финам", его используют примерно в 10 раз чаще, чем Linux, но доля Microsoft Office по-прежнему многократно больше.

Очевидны причины, по которым программное обеспечение с открытыми исходниками пока не получило распространения на домашних компьютерах. Однако на корпоративном рынке большинство из этих проблем не так важны. Что же препятствует распространению open-source на компьютерах в компаниях?

Если говорить о специализированных решениях для ведения бизнеса, о бухгалтерском ПО, о CRM и ERP, то и тут, с одной стороны, есть интересные проекты и задумки, а с другой, далеко не все они воплощаются в жизнь. Связано это с тем, что бизнес-приложения, в отличие от текстовых редакторов, веб-браузеров или мультимедийного ПО, не являются универсальными по своей сути. Они так или иначе несут на себе отпечаток законодательства и нормативов ведения бизнеса конкретной страны. Для корпоративного рынка важным фактором также является наличие технической поддержки.

Разумеется, открытый исходный код позволяет быстро и легко адаптировать открытые бизнес-решения для конкретного локального рынка. Но и такая доработка требует определенных человеческих и материальных ресурсов. Далеко не всегда заказчики готовы на такие жертвы, ведь нанять специалистов, способных адаптировать какое-нибудь свободное ИТ-решение, да и не просто адаптировать, а грамотно интегрировать в уже существующую ИТ-инфраструктуру, в ряде случаев дороже, чем приобрести коммерческий аналог "в коробке", подкрепленный технической поддержкой со всеми вытекающими последствиями.

Да и сами разработчики свободного программного обеспечения не особенно спешат осваивать нишу специализированных бизнес-приложений. Хотя бы потому, что они им самим не особенно-то нужны. Львиная доля проектов по созданию ПО с открытым кодом начинается с того, что разработчику для тех или иных прикладных задач потребовалась программа или утилита, аналога которой он не смог отыскать. Бывает, что инициаторами или спонсорами разработки выступают крупные ИТ-корпорации, но такое случается сравнительно редко. Из проектов подобного рода заслуживают упоминания Novell Evolution, поддерживаемый Novell, и OpenOffice.org, разработкой которого занимаются в Sun Microsystems.

По мнению главы российского представительства компании Novell Константина Стоволосова, ИТ-решения на базе открытого исходного кода могут применяться в самых различных сферах бизнеса. В беседе с нами он особенно обратил внимание на то, что у Novell есть вариант дистрибутива Suse Linux Enterprise Desktop 10, который специально разработан для использования на настольных ПК в корпоративном секторе. Сам по себе этот дистрибутив бесплатен, однако техническая поддержка оказывается на коммерческой основе.

Впрочем, не только в Novell занимаются подготовкой специального варианта свободной ОС для нужд бизнеса. Другой вендор, российская компания ALT Linux, также успешно работает в этой области. Ее генеральный директор Алексей Смирнов полностью согласен с Константином Стоволосовым по вопросу возможного применения свободного ПО в различных сегментах рынка. Он призывает не менять критериев при подходе к коммерческому и свободному программному обеспечению. "Важно понимать, что свободное ПО - это ровно то, которое распространяется под свободными лицензиями, не больше и не меньше. Как решит распространять свою программу правообладатель, так и будет. Та же ОС Microsoft Windows не свободна не потому, что такой создана, а по воле правообладателя. А его воля может и измениться" - говорит руководитель ALT Linux.

В свою очередь, генеральный директор компании "Линукс-Онлайн", известной благодаря дистрибутиву Linux XP, полностью копирующему интерфейс Windows, Евгений Соколов обращает внимание на то, что для современного корпоративного заказчика важен не только и не столько тип лицензии, сколько зрелость и совершенство функциональных возможностей того или иного программного продукта. По его мнению, возможность использования открытых решений в какой-либо отрасли целиком определяется зрелостью функционала наработанного для данной отрасли открытого ПО.

Если говорить о преимуществах, которые получает заказчик при выборе свободного ПО, то здесь, помимо экономии на лицензиях, Евгений Соколов обращает внимание на ряд не менее важных стратегических факторов. "Свободные решения можно гибко подстраивать и комбинировать под потребности заказчика,- говорит Евгений, - а открытость кода позволяет застраховаться от банкротства или изменения политики поставщика ПО и дает возможность перенести часть уровней технической поддержки на специалистов собственной организации или третьей стороны. В случае именно свободного, а не просто открытого программного обеспечения - это возможность получения оптимальной стоимости обслуживания ПО. По нашему опыту, такие факторы становятся существенными для крупных промышленных предприятий, которые могут позволить себе собственную политику в области ИТ, в значительной степени независимую от конъюнктуры конкретных поставщиков". В то же время, Евгений Соколов признает, что крупному заказчику зачастую проще работать с крупными поставщиками проприетарного ПО, имеющими сеть сертифицированных партнеров.

Павел Фролов, директор компании "Линуксцентр", занимающейся продвижением и популяризацией свободного программного обеспечения в России и представляющей интересы одного из ведущих мировых Linux-разработчиков компании Mandriva, уверен, что для корпоративного клиента важное значение будет иметь не только гибкость и экономия на лицензионных отчислениях, но также возможность быстрой разработки и простота дальнейшей модернизации специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) для решения тех или иных конкретных задач, а также возможность аудита программного кода в минимальные сроки.

И все же, можно ли как-то сопоставить уровень затрат на коммерческое и открытое ПО? Ведь во втором случае, как правило, приходится дополнительно платить за оказание услуг по технической поддержке. Интересные данные приводит Павел Фролов. "Исходя из нашего опыта осуществления проектов по миграции на Linux, для малого и среднего бизнеса миграция обходится примерно в десять раз дешевле, а для крупного - примерно в три раза" - говорит он. По мнению Константина Стоволосова, экономия средств при использовании открытого ПО, даже в случае приобретения платной технической поддержки, как правило, превышает 50 процентов.

Далеко не все эксперты разделяют оптимизм по поводу преимущества свободных ИТ-решений перед проприетарными. Скептики полагают, что нельзя считать одну программу заведомо лучше другой только потому, что её разработка была организована иначе. Это мнение разделяют и многие представители Linux-лагеря, с мнением которых мы имели возможность ознакомиться выше. Помимо этого, в качестве негативной стороны open-source-продуктов называют и более глубокую проблему, связанную с отражением бизнес-процессов свободным программным обеспечением.

"Потребителю абсолютно все равно, что внутри его ПО, его вообще не волнуют информационные технологии, - полагает аналитик Михаил Елашкин, руководитель компании Elashkin Research и интернет-проекта ITblogs.ru, - бизнес интересует бизнес, а не споры между Столлменом и Гейтсом. Если ПО хорошее, то оно подходит, нет - нет. Если ограничиться бизнес-ПО, то открытый код вообще не имеет преимуществ. Кто будет модифицировать код? Зачем? Проблема заключается не в кодировании, а в адекватности реализации бизнес процессов их представлению в информационной системе. А это совсем другая история, не имеющая отношения к игрушкам с детскими разборками".

Это мнение поддерживает менеджер по продвижению программных продуктов компании "Линукс-Онлайн" Константин Меделян: "Все разговоры про "правильную идеологию" и прочее к достоинствам отнести нельзя, и являются они примерно тем же стимулом, что и призыв "покупайте отечественные автомобили". К недостаткам же стоит отнести необходимость переучивать сотрудников на непривычный интерфейс, необходимость вручную собирать дистрибутив, подгоняя его под конкретные нужды, проблемы с запуском коммерческих приложений, которые решаются покупкой эмулятора, но эмулятор, позволяющий запускать, к примеру, приложения от "1С" распространяется на коммерческой основе. Все вышесказанное зачастую выдается за особое превосходство, причем даже необходимость переучиваться не считается недостатком. Еще один недостаток, по мнению Константина Меделяна, заключается в слабой или недостаточной поддержке Linux производителями оборудования. Впрочем, здесь год от года ситуация улучшается.

По словам Михаила Елашкина, причина, по которой во многих областях побеждают проприетарные программные продукты, хотя их потенциально могли бы заменить свободные аналоги, заключается в том, что разработчики свободного софта не совсем правильно относятся к своим творениям, делают неверные акценты при их продвижении. "Почему коммерческое ПО используется чаще? Да потому что его покупают. Скажем, домашний квас много лучше Кока-колы, но как товар лучше кола, и она продается, а квас нет. Когда сторонники open-source поймут, что программное обеспечение - это товар, а не идеология или код, то они смогут нормально конкурировать с традиционным ПО. Только разница между ними будет в форме оплаты услуг", - доказывает он.

"Одной из причин, по которой покупатели все еще используют коммерческое программное обеспечение, является то, что оно выполняет работу, которую необходимо сделать, за деньги, которые они готовы платить, - говорит Константин Стоволосов, - но сейчас появился выбор: покупатель может убедиться на собственном опыте, что себестоимость ПО может быть снижена без потери функциональности. Потребители начинают переходить на Linux и ПО с открытым кодом, когда в этом есть смысл. Покупатели умны, и если соотношение цена-выгода незначительно, продолжают работать с привычным ПО. Novell никогда не рекомендует своим потенциальным клиентам избавляться от того ПО, которым они пользуются. Мы просто предоставляем выбор и показываем, как объединить коммерческое программное обеспечение с решениями open-source".

Алексей Смирнов полагает, что причина недостаточно высоких темпов роста популярности свободных программ в корпоративном секторе заключается в незнании ИТ-директорами преимуществ этих продуктов. Системные же интеграторы, которые работают с ними, не торопятся рассказывать об этих преимуществах.

Павел Фролов тоже считает, что причина кроется в недостаточной информированности заказчиков о возможностях свободного программного обеспечения, только виноваты в этом СМИ. "Многие журналисты до сих пор отказываются что-либо писать об открытом ПО, считая его уделом горстки хакеров, хотя это уже давно не так" - утверждает директор "Линуксцентра".

В свою очередь, Михаил Елашкин отмечает, что рано или поздно мир open-source должен претерпеть эволюционные изменения. "Я думаю, что будет меняться модель лицензирования. Идея фиксированных лицензий во многих случаях неудачна и устарела. Но, далеко не факт, что Open Source станет основным типом лицензирования. Может быть это будет SaaS (Software as a Service)", - говорит он.

Конечно, несмотря на некоторые проблемы и сдерживающие факторы, рынок свободного программного обеспечения имеет в России хороший потенциал для роста. Немалую роль здесь может сыграть государство, но и заказчики из коммерческих структур постепенно должны на практике оценить и убедиться в преимуществах открытых ИТ-решений. От разработчиков же требуется создавать действительно нужные, полезные и качественные продукты, которые будут оценены и приняты всем open-source-сообществом. Ведь только в этом случае пользователи могут работать и спать спокойно.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.