Сводим... счёты?
АрхивNota BeneМузыкальный блог Nota bene: Постинг Карпова Михаила о сведении аудиоматериала в домашней студии.
Прямо вам скажу - я не звукорежиссёр, но им пришлось становиться - и учиться всему. Кто виноват - сказать сложно. Есть и приемлемая студия, и хороший профессиональный звукорежиссёр, но дело не идёт. Человек определённо не понимает, что конкретно от него хотели музыканты и как это реализовать. А задача стоит такая: микс должен быть атмосферным и по сведению отдавать 80-ми.
Мне наши мытарства в конце-концов надоели и я решил взять всё в свои руки. За это время я просидел почти целый год в студии и смотрел, как работает наш звукач с живыми инструментами. Что ж, сказано - сделано. Мы забрали треки баса и барабанов со студии, переписали гитару с процессора в линию (на студии мы всё записали через Fender HotRod Deluxe, но потом оказалось, что в силу нескольких причин, нормального звука из записи выжать не получается), перебили "котлы" в MIDI, заменив их качественными сэмплами, а также прописал клавиши.
Сначала было действительно боязно на всё это великолепие смотреть, но когда я заставил себя засесесть за Logic Pro всё оказалось вовсе не так страшно. Железо поднимаем наверх и обрезаем до средней середины (чтобы по-максимуму исключить лишний вклад оверхедов в звучание). Оверхеды разводим на 40 в разные стороны. Хет - на десятку направо, райд, если он отдельно снимался - налево. На всё железо накладываем совсем немного реверберации по алгоритму Hall, - именно, что совсем чуть-чуть. Сэмплированную бочку компрессуем, поднимаем низы и верхнуюю середину (до получения необходимого "чпока").
Малый у меня состоит из двух сэмплов - условно "подструнник" и "рабочая поверхность". Компрессуем "рабочую", поднимаем нижнюю середину и нижние верха (удар и "тело"). На "подструнник" кладём холл, при этом добившись минимального "отскока" от стен помещения. Балансируем соотношение между двумя сэмплами (как правило, громкость "подструнника" получается минимальной). Альты тоже компрессуем, обрезаем низы, поднимаем верхнюю середину (добиваемся чтобы они конкретно "пробивали"). Ну что ж. Малый барабан делает "бдыщ!", бочка чпокает, железо на месте... С барабанами пока всё. Главное - убрать железо из середины - там место основным инструментам.
Бас пришлось пропустить через эмулятор басового усилителя, компресснуть (ох... Линейные партии иной раз - это сказка. Компрессор, компрессор, да ещё и с лимитером. Обязательно!), поднять низы и немного нижнюю середину, а также обрезать мерзкий лязг на верхах.
Гитара - это ужас в ночи, особенно в силу некоторой, гм, специфики того, как она была записана. Пресеты на процессоре гитарист (прежний) выставлял сам, считая, что лучше знает, чего делает. Результат - жутчайшее качество записи. Пережатая гитара, куча невменяемого монофонического дилея, а на виртуальном усилителе выставлено ничем не оправданное значение гейна. Кромсаем гитару безжалостно - хотя в принципе звучит она только в районе границы высокой и низкой середины. Ах, да, поскольку гитарист использовал при записи Epiphone Les Paul ('Goth') за 12 тысяч рублей, неудивительно что частотка его изобилует "свистящими" частотами. Пришлось их выборочно удалить. Разводим гитары "по ушам" с помощью Multisample Delay - вроде что-то получилось. Клавиши - это отдельная вещь, о мытарствах с ними поговорим позже. Послушав результат я всё же смог вздохнуть с облегчением - конечно, не конфетка, но намного лучше, чем было. И хотя бы близко к задумке.