Нет контакта!
АрхивВильянов (tm)О том, что мобильный телефон вот-вот станет главным средством платежа, пишут давно. Сначала информация шла из Азии, потом зашевелились в Европе, а недавно о необходимости чего-то подобного заговорили и в России.
Уж который год подряд мелькают новости о том, что в отдельно взятой стране мобильный телефон вот-вот станет главным средством платежа, наконец-то заменив скучные кредитки. Сначала информация шла из Азии, потом зашевелились в Европе, а недавно заговорили о необходимости внедрения чего-то подобного на российских просторах.
Логика сторонников идеи вроде бы безупречна. Многократно обжегшись на причудах отечественной банковской системы, россияне не спешат доверять ей свои сбережения, а если зарплата перечисляется работодателем на банковский счет, ее стремятся извлечь оттуда целиком в первый же день, невзирая на длиннющие очереди к банкоматам. В результате на долю пластиковых карт приходится процента три всех платежей, а если вычесть отсюда одноразовые кредитные продукты и добавить нигде и никем не учтенный черный нал, сразу понимаешь - почему даже довольно крупные магазины и даже в пределах МКАДа отнюдь не торопятся завести терминалы для приема карт VISA и MasterCard.
С мобильниками же все куда веселее: они есть почти у каждого половозрелого россиянина, операторы большой тройки пользуются лояльностью и даже доверием клиентов и народ уже приучен ежемесячно класть себе на счет определенную сумму. Осталось попросить производителей телефонов добавить в свои детища еще один радиоинтерфейс, мощно, как операторы это умеют, разрекламировать саму идею оплаты товаров и услуг посредством мобильника, и вся страна быстренько подсядет на электронные платежи. Этой идеей, в силу ее кажущейся очевидности и простоты, можно под хороший коньячок увлечь кого-то из чиновников, ответственного за соответствующие строки госбюджета, но на трезвую голову вопросов возникает столько, что последняя идет кругом.
Во-первых, совладельцы операторов мобильной связи не всегда достаточно эффективно договариваются между собой даже о стратегии развития своей компании, поэтому легкое достижение договоренности внутри "большой тройки" о путях и способах передвижения многих и многих миллионов долларов выглядит не менее фантастично, чем гигантские человекообразные роботы на страже российско-таджикской границы. Во-вторых, самих технологий бесконтактных платежей напридумывали множество, но единообразием пока даже не пахнет. Теоретически, на лидерство претендует технология NFC (Near Field Communications), которую так активно продвигает Nokia, но даже по оптимистичным прогнозам она получит поддержку в двадцати процентах мобильных терминалов к... 2012 году. В-третьих, не только в России, но и в большинстве стран мира напрочь отсутствует инфраструктура, поддерживающая бесконтактные средства оплаты. Скажем, в Южной Корее, где продано уже восемь миллионов мобильников, которыми можно расплачиваться в магазинах, за много лет до этого начали активно использоваться пластиковые карточки с радиомодулем. Производителям осталось лишь прошить данные о кредитке в мобильник, добавить в него тот же модуль - и пользователь в тот же день мог отправляться сорить деньгами в более, чем восемьдесят тысяч мест со специально обученными POS-терминалами. Для сравнения, по всей России сейчас используется около 160 тысяч терминалов, работающих с обычными пластиковыми картами, причем большинство из них расположено в пределах МКАДа, а в умении работать с беспроводными решениями не был замечен ни один. В-четвертых, россияне обычно получают заработную плату наличными, и им будет трудно объяснить - зачем класть деньги на счет мобильника, чтобы потом расплатиться им за колбасу и хлеб. В-пятых, нашим операторам пока плохо удается обуздать волну мелких мошенничеств, типа "пришлите пин-код от десятидолларовой карты экспресс-оплаты и получите по почте ноутбук от "Русского радио". Страшно представить, что будет твориться, если у каждого взрослого россиянина на счету появится хотя бы сто долларов...
Все это к тому, что пока мы снова не уверуем в надежность банков, у каждой российской семьи не появится единый текущий счет, и работодатели не начнут ежемесячно перечислять туда солидные зарплаты, никакие телефоны-кошельки у нас не приживутся. И в остальном мире у них шансов немного, потому что с нынешними аккумуляторами даже довольно простой мобильник работает от одного заряда дня три, а коммуникатор - от силы полтора. Даже если дополнительный радиомодуль будет питаться от встроенного вечного двигателя, внезапно севший аккумулятор может оставить человека не только без связи и списка контактов, но и без копейки денег. Право же, при такой перспективе мало кто во имя торжества высоких технологий рискнет отказаться от неприхотливой старушки-кредитки.