Берегись автомобиля!
АрхивОгород КозловскогоВ Bluetooth-профиле A2DP наушников Sony DR-BT50 используется сжатие звука с потерями (SBC audio codec), поэтому главный вопрос - звучат ли они так же хорошо, как выглядят.
Поджариваясь на горячем крымском солнышке на карстовых камнях мыса Меганом, я - по безумной роуминговой цене - получил в числе прочих и такое вот письмо:
"Здравствуйте, Евгений. До России наконец-то доехали новые полноразмерные Bluetooth-наушники Sony DR-BT50. Было бы очень интересно прочитать на страницах журнала ваше авторитетное мнение.
В Bluetooth-профиле A2DP используется сжатие звука с потерями (SBC audio codec), поэтому главный вопрос - звучат ли они так же хорошо, как выглядят.
Спасибо".
Те, кто читает мои "Огороды" сравнительно давно и регулярно, знает, что беспроводные наушники интересуют меня весьма ("Нехорошая квартира", "Еще одна победа цифры, или Нет в жызни щасья", "Тригонометрия", и, наконец, "Не вешайте мне лапшу на уши!", ибо я считаю, что именно наушники - первое и главное устройство, которое просто обязано быть от проводов освобождено. Для комфортабельности пользования ими. Вместе с тем я прекрасно сознаю (а сегодня, возможно, уже стоит сказать "сознавал", ибо знакомство с Sony DR-BT50, скажем мягко, меня изумило - в хорошем смысле слова), что по сравнению с проводными беспроводные всегда будут хуже - по тем ли, по иным параметрам. И тем не менее вот уже два года как могучие проводные мониторы (как ни странно - от той же Sony: MDR CD 3000) я извлекаю из специальной, с ними идущей, шкатулки только в редчайших случаях тестирования образцов Высокого Звука, - а в быту для музыки пользуюсь наушниками исключительно беспроводными (в тех, разумеется, случаях, когда не могу слушать ее через нормальные колонки). По мере наполнения дома беспроводными наушниками часть из них я передавал юному сыну, - так что на сегодня их у меня наличествует всего три пары: стационарные радионаушники AKG T406AFC (удобство ношения, превосходное качество звука, но и легкие высокочастотные посвисты при ином повороте головы), треугольные портативные BTST-9000D от Cellink и, наконец, описанные совсем недавно ST1 от ModeLabs Group (две последние модели работают еще и как гарнитуры для мобильников). Ими и обхожусь, с некоторым даже запасом.
Поэтому, хотя далеко не все "заявки" читателей исполняю, я тут же, прямо с пляжа, написал в московское Sony, а Михаилу ответил, что непременно попробую раздобыть и протестировать. Пока ждал от Sony ответа (они люди серьезные и, стало быть, важно-неторопливые), получил еще одно письмо от Михаила:
"Приветствую.
На самом деле я не утерпел, купил и уже неделю с ними хожу ;)
Из недостатков:
- Тесноваты немного, но терпимо.
- Отвратительного качества гарнитура, но ею и не собирался пользоваться.
- В Windows Mobile 5 приходится при КАЖДОМ включении наладонника идти в Bluetooth settings, тыкать в "set as wireless audio" и перезапускать плеер.
Но это мелочи. В целом - очень доволен. Главное, что звук отличный (на мой не особо искушенный слух).
Всего доброго".
Так или иначе, машинка была уже запущена, и вот, спустя пару месяцев, барышня из Sony, за эти наушники отвечающая, прислала мне письмо: дескать, можно получить. Получить, однако, можно было не особенно просто: в отличие от других сониевских же барышень, которые, полагая, что мое имя является определенного рода гарантией, и выдавая что-нибудь на тест, даже куда как дорогое - вроде четырехтысячедолларового ноутбука, - довольствуются моей распиской и не требуют специальных бумаг на бланках, с печатями и чуть ли не подписью кровью материально ответственного лица, - Наталье же расписки было явно недостаточно. Но гарантийное письмо - это еще полбеды, какой-нибудь потерянный час на заезд в редакцию, - главное было в том, что получить я их мог не более чем на пару дней, один из которых как раз совпадал с моим днем рождения, - так что к действию был принят упрощенный план: я приезжаю к ним в Сони, в район Серебряного бора, - и там на месте наушники и слушаю: источниками самого разного звука Наталья пообещала меня снабдить. С собой - для сравнения - я взял упомянутые выше BTST-9000D и ST1, а в качестве источника - неразлучный H10 от iRiver, набитый под завязку музыкой тех жанров, которые мне нравятся.
С одной стороны, слушать наушники дома было бы и много спокойнее, и можно было бы подать на них звук с большего числа источников, с того же, например, SASD-проигрывателя, с другой - я полагал, что Bluetooth-наушники, как бы ни были они хороши, все равно годятся только для сжатой музыки, - стало быть, слушать через них SASD-звук - дело все равно пустое... К тому же, если б я забрал наушники домой, оказалось бы, что только сжатый звук я и могу слушать, причем исключительно с Артемки1: наушники не комплектуются никаким передатчиком, так что подсоединять их можно только к Bluetooth-устройствам. Правда, Наталья принесла с собой и описанный в "Огороде" "Игрок" плеер NW-A805, снабженный специальной передающей Bluetooth-нашлепкой: передатчиком WLA-NWB1, - которую я видел и щупал еще весной, на Родосе, на сониевском супер-шоу, - возможно, и эту нашлепку я получил бы в комплекте на тестирование. Но тут удалось выяснить, что даже те, кому не повезло иметь сониевский Walkman, все равно могут использовать наушники и с не-Bluetooth-устройствами: в природе существует еще и специальный передатчик для них, снимающий музыку откуда угодно через 3,5-миллиметровое стандартное аудиогнездо. Два главных отличия передатчика WLA-NWB1 от этого универсального, - что первый поддерживает протокол AVRCP (Audio Video Remote Control Profile), позволяющий управлять проигрыванием с наушников (промотка, перескок, пауза и так далее), и умеет переключаться между режимами "лучшей связи" (когда идут внешние помехи) и "лучшего звука", тогда как универсальный - что вполне естественно - не поддерживает и не умеет. Другой разговор, что что тот, что другой передатчик приходится при необходимости покупать дополнительно и совсем не так дешево, - к BTST-9000D, например, передатчик идет в комплекте, что называется, за те же деньги, а у ST1 (равно как и у лоджитековских блютус-наушников) - попросту не предусмотрен.
Но хватит предисловий: надев наушники и подключившись сперва через WLA-NWB1 к NW-A805, потом - напрямую - к Артемке, потом - с помощью универсального передатчика к Н10, - я был поражен как мягкостью и удобством прилегания обтянутых тончайшей лайкой (ну, или чем-то очень хорошо ее имитирующим) чашек к голове, так и качеством звука. Наверное, если б я стал слушать с помощью DR-BT50 Высокий Звук - какие-нибудь там SACD диски или DVD Audio со 192-м битрейтом, - разницу с MDR CD 3000 я бы обнаружил, - весь же прочий звук, к которому у меня был доступ в офисе Sony, передавался так идеально, полно, со всеми средними, высокими и низкими, что при всем желании придраться было не к чему. Объяснение этому приятнейшему феномену следует искать как в качестве самих наушников: по заявленным (и очень похожим на правду) характеристикам, они способны без слышимых искажений передавать частоты от 10 до 25000 Гц, то есть в диапазоне явно более широком, чем у подавляющего большинства слушателей, - так и в примененном в них протоколе Bluetooth 2.0 (кстати, это первое мое с ним знакомство), позволяющем передавать данные со скоростью до 2,1 Мбит/с - что, даже учитывая служебную информацию, превышает CD-качество, требующее всего 1,5 Мбит/с.
Несмотря на то что наушники по своему виду и параметрам безусловно предназначены для высококачественного прослушивания музыки, они умеют быть и телефонной гарнитурой, причем по любому - на выбор - гарнитурному профилю: HFP (Hands-Free Profile) или HSP (Headset Profile), - однако пробы разговора как с них, так и на них меня, скажем мягко, разочаровали: когда говоришь через них, на другом конце явно слышится эдакое эхо большого пустого гаража, когда же через них слушаешь - вспоминаешь о не слишком удачном мобильнике бюджетного класса. Впрочем, слышалось все разборчиво, так что, если воспринимать гарнитурные возможности наушников как бонус, позволяющий во время погружения в музыку коротко ответить на нежданный звонок, - с этими недостатками можно смириться. Оно и в паспорте написано: диапазон частот микрофона 100–4000 Гц, а из спецификации упомянутых профилей можно узнать, что они предназначены для монопередачи.
Музыкальный же звук, конечно, - при возможностях CD-качества, тем не менее при кодировании/раскодировании как-то жмется (упомянуты кодеки SBC и MP3), однако этого я не услышал совершенно. Единственный вопрос, который у меня возник: если диапазон передачи по протоколу A2DP у наушников - 20–20000 Гц при частоте дискретизации 44,1 кГц, - зачем самим наушникам такой частотный запас? Впрочем, возможно, для того, чтобы по краям диапазонов не было и тени искажений, пусть специалисты поправят...
Следующий факт, приятно поразивший меня при тестировании, - наушники легко и даже с некоторым превышением держат те десять метров, которые положены для второго типа Bluetooth и которые никогда не достигались на упомянутых выше моих Bluetooth-наушниках, а никаких "пробоев" в звуке нет и в помине.
Стоят наушники долларов под двести, что, зная любовь Sony к наценкам "за лейбл", - чуть ли и не дешево. Универсальный передатчик - еще пару тысяч (не пугайтесь: рублей!). А специализированный WLA-NWB1 - на pleer.ru - 2235.
Пожалуй, единственное качество наушников, которое равно можно счесть как громадным достоинством, так и определенным недостатком и которое дало идею названия этого "Огорода", - их удивительная способность изолировать слушающего от звуков внешнего мира. С одной стороны, это, конечно, здорово, поскольку позволяет максимально сосредоточиться на музыке, даже в шуме метро, с другой - небезопасно, ибо через наушники музыку слушаешь обычно не дома, а в дороге, и при такой изоляции от внешнего мира довольно легко пропустить надвигающийся... ладно, не будем пугать ужастиками... не автомобиль, но как минимум - велосипед или скутер.
То есть при плотно прикрытых ушках приходится на макушке держать уже глазки.
1. Никаких описанных Михаилом проблем с подключением. Возможно, главную роль играет, к какому устройству подключаешься. BTST-9000D, например, с Артемкой не спариваются в принципе, а с десятком других КПК - легко. [вернуться]
- Из журнала "Компьютерра"