Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Крестики и нолики

АрхивВ фокусе
автор : Денис Коновальчик   17.09.2007

4 сентября войдет в историю Microsoft как "черный вторник": в этот день редмондская компания потерпела одно из крупнейших фиаско за свою историю.

Возможно, нынешнее 4 сентября войдет в историю Microsoft как "черный вторник": в этот день редмондская компания потерпела одно из крупнейших фиаско за свою историю. Формат документов Office Open XML (OOXML), на который она возлагала большие надежды, не прошел голосование в Международной организации по стандартизации (ISO) на предмет признания его универсальным стандартом для электронного документооборота.

Разговоры о необходимости привести офисные документы к общему знаменателю на мировом уровне ведутся уже давно: с разнобоем файловых форматов, превратившимся в сущий кошмар для пользователей, нужно что-то делать. На первый взгляд внезапное решение редмондского гиганта, немало погревшего руки на своих наглухо закрытых от конкурентов форматах DOC и XLS, выставить в качестве будущего "офисного эсперанто" собственную разработку выглядит странно. Тем не менее трезвый расчет налицо: ведь признание OOXML промышленным стандартом разом снимет c Microsoft часть обвинений в стремлении к монополизму и недобросовестной конкуренции, в последнее время попортивших крови этой компании.

Сбору осеннего урожая голосов предшествовала кропотливая работа национальных комитетов по стандартам ста четырех стран. Пять месяцев комитетчики с пеной у рта спорили о том, достоин ли этот стандарт вожделенного сертификата. Но, увы, многочисленные критики отмечают: уж слишком откровенно тянула на себя одеяло редмондская сторона. По утверждению наблюдателей, майкрософтовское лобби откровенно повлияло на итоговые решения комитетов ряда европейских стран и Соединенных Штатов. Так, незадолго до голосования в Швейцарии ряды местного комитета в одночасье "подросли" за счет представителей бизнес-партнеров Microsoft.

"Вряд ли эти новые выборщики в последнюю минуту перед голосованием успели одолеть шесть тысяч страниц спецификации", — с сарказмом заметил президент европейского Фонда свободного софта Георг Греве (Georg Greve). Microsoft, однако, решительно отмела обвинения в попытках повлиять на результат голосования. "В настоящий момент Office Open XML — один из самых распространенных в мире файловых форматов, и использующие его компании вправе получить место за столом, где принимаются решения о его судьбе", — отчеканила пресс-служба Microsoft.

Впрочем, закулисные интриги все равно не помогли редмондцам в борьбе за желанный куш. По правилам, для положительного решения проект должен получить не менее двух третей голосов "за" от числа проголосовавших стран-участниц комитета ISO/IEC JTC1 и не более четверти голосов "против" от числа проголосовавших участниц и наблюдательниц. Если положительных голосов Microsoft ощутимо не хватило, то с отрицательными, напротив, вышел легкий перебор.

Главной причиной "пробоины", полученной редмондским кораблем, стали сомнения в открытом характере его продуктов. В частности, из-за этого OOXML был освистан такими поборниками свободного софта, как Sun, IBM и Google. Немало нареканий вызвали и выловленные придирчивыми участниками обсуждения программистские баги, многие из которых представляют собой "хвосты", тянущиеся с незапамятных времен. Чего стоит, к примеру, тот факт, что отображаемые в таблицах даты предлагается хранить в виде числа дней, прошедших с 1900 года, который, вопреки календарю, считается високосным?

И все-таки надежда умирает последней: теоретически у Microsoft есть шанс "протолкнуть" OOXML на итоговом голосовании, которое должно состояться в феврале будущего года в Женеве. Правда, для этого редмондцам необходимо провести "работу над ошибками", постаравшись учесть многочисленные претензии к своему детищу. А это, по мнению многих скептиков, будет ничуть не проще, чем создать за оставшееся время новый стандарт.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.