Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Qsoft: "Даже деньги в тот момент не играли главной роли"

АрхивВ фокусе
автор : Григорий Рудницкий   31.07.2007

В отличие от прочих гигантов розницы "Эльдорадо" не торопилась выходить в интернет. В компании сомневались, что рынок сетевой торговли готов к их приходу и сможет обеспечить хорошие обороты.

В отличие от прочих гигантов розницы "Эльдорадо" не торопилась выходить в интернет. В компании сомневались, что рынок сетевой торговли готов к их приходу и сможет обеспечить хорошие обороты. Когда в "Эльдорадо", наконец, решили открыть интернет-магазин, работу взяла на себя компания Qsoft. Генеральный директор Qsoft Михаил Токовинин рассказал о том, как они решали поставленную задачу.

- Расскажите вкратце о масштабах и объемах данного проекта.

- В "Эльдорадо" поставили цель: очень быстро "догнать и перегнать Америку", и не только сразу выйти на рынок с хорошими оборотами, но и быстро занять лидирующие позиции. Времени было немного: сайт как проект, как часть бизнеса, должен был заработать в течение четырех месяцев. Проект запускали в мае, закончить его нужно было к осени, к пику продаж, а через год после запуска требовалось достичь лидирующих показателей по всем ключевым направлениям. Вообще-то, запустить сразу столь серьезный участок бизнеса, да еще так, чтобы он сразу начал приносить прибыль, довольно тяжело. Конечно, сам по себе интернет-сайт - отнюдь не главный компонент проекта, но и с ним были сопряжены определенные риски. Вопрос стоял очень серьезно, необходимо было открыться к 30 сентября, ведь это действительно начало пика продаж, это самый горячий сезон.

Был проведен тендер, на первом этапе которого участвовало несколько компаний. На второй фазе тендера остались те, кто был готов сделать решение такой сложности, а на третьей оказались одни мы. Все остальные просто не решились поднять столь масштабный проект в такие сжатые сроки. Даже деньги в тот момент не играли главной роли. Тогда мы были меньше по численности, чем сейчас, у нас работало пятнадцать или двадцать человек. В тендере участвовали более известные и крупные компании, поэтому руководство "Эльдорадо", пожалуй, даже немного рисковало, сделав ставку на нас. И мы сказали: "Да, мы это сделаем". Конечно, мы тогда заручились еще и поддержкой со стороны компании "Битрикс". Предложить реализацию интернет-магазина на базе этой платформы было смелым решением – скептики тогда ставили под сомнение производительность "Битрикс". Но мы были абсолютно уверены в себе и в «Битрикс" и в договоре согласились прописать допустимую нагрузку и гарантировать, что при такой-то посещаемости интернет-магазин будет работать. А сегодня он работает при втрое большей посещаемости, чем мы планировали.

В "Эльдорадо" была установлена совершенно стандартная версия "Битрикс", хотя кое-что дорабатывалось под потребности такого крупного заказчика. Сейчас мы многое доделали, но в момент запуска там работало совершенно стандартное решение на базе пятой версии "Битрикса".

Проект можно считать удачным, так как при его реализации удалось соблюсти нормальную итерационность, сделав подряд несколько версий. Происходит это так. Заключается контракт, разрабатывается версия, потом эта версия полностью внедряется, потом проектная команда собирается вновь и решает, какие еще сервисы требуется реализовать.

- А кто решил использовать в качестве платформы "Битрикс" - вы или заказчик?

В тендере участвовали мы и другие партнёры компании «Битрикс", мы предлагали решения на базе их системы. Заказчик же рассматривал не только "Битрикс", но и другие существующие на рынке платформы: NetCat, MyContent, продвигаемый РБК, и многие другие.

Ко всем предъявили одинаковые требования: поддержку необходимой нагрузки, жесткие сроки внедрения, интеграцию с системой SAP, из которой должны загружаться данные.

На следующем этапе должны были подключиться другие города, где у "Эльдорадо" имеются отдельные склады.

- Нельзя ли подробнее рассказать об этапах реализации проекта - от версии к версии?

- В первой версии присутствовал весь стандартный функционал, была проработана загрузка данных из SAP. Все товарные остатки, структура каталогов и т.д. - все это загружалось автоматически. Все операторы (это около двадцати человек) работали со стандартным интерфейсом "Битрикса". Таким образом, уже тогда это был неплохой стандартный интернет-магазин. Больше всего времени и сил отняла разработка и реализация механизмов интеграции - автоматической загрузки и выгрузки данных.

Во второй версии был сделан упор на функциональность, а также осуществлено несколько шагов в плане увеличения производительности, был создан продвинутый поисковый механизм, добавлен функционал по "Корзине", по процедуре оформления. Была расширена и интеграция с SAP, как раз в тот момент внедрялась новая версия, и мы ждали, когда это произойдет. Наконец, была заложена функциональность по складам, чтобы одну и ту же платформу можно было использовать для разных городов, в каждом из которых различаются цены и наличие товара на складе.

Фактически, на сегодня реализован весь "тяжелый" функционал, а мы занимаемся тюнингом, то есть тем, что позволит магазину занять лидирующие позиции. Мы также думаем над всякими социальными сервисами, отслеживанием поведения покупателя. К примеру, хотим сделать забавные сервисы вроде отображения размера товара относительно фигуры человека, а для мелких товаров - относительно ручки или монеты. Главное, чтобы все это запускалось автоматически. Правда, здесь мы столкнулись с одной серьезной проблемой - отсутствием качественного контента. В России от этого страдают все интернет-магазины. Контент даже купить нельзя. "Эльдорадо" потребовалось несколько месяцев, чтобы элементарно "вбить" все данные.

- Использовался ли опыт западных интернет-магазинов? Этот вопрос не случаен, ведь "Эльдорадо" во многом копирует германские торговые сети Saturn и MediaMarkt.

- Конечно, при создании сайта мы изучали западный опыт, технологии и дизайн. Того же Best Buy, например. И мне кажется, что тот дизайн, который мы получили, во много раз эффективнее дизайна конкурентов. Допустим, даже если вы зайдете на сайт "М.Видео", то увидите, что все главные баннеры там одинакового размера, поэтому все они "не работают". Но откройте любой западный интернет-магазин, и вы увидите там один баннер, которым перещелкиваются четыре. Казалось бы, примитивное решение, но мы могли бы этого не учесть и допустить ту ошибку, которую допустили разработчики интернет-магазина "М.Видео".

Сегодня мы многое делаем от себя, так как уже просто не находим подходящие примеры на западных сайтах. В тот момент, когда надо в срок и без ошибок запустить проект, тактика "смотри на других" полностью себя оправдывает. Из тех десятков тысяч покупателей, которые пришли в этот интернет-магазин, возможно, только пятеро что-то заметили, но и трое из этих пяти все равно купили. Потому что они пришли не дизайн оценивать, а технику покупать. А плохой дизайн может этому только помешать. К примеру, возьмем такой важный раздел, как список товаров. Каким образом он реализован в интернет-магазине "003"? Вы ужаснетесь, потому что он неоправданно растянут, цены расположены слишком далеко, все сливается. А когда он не растягивается, у вас есть шанс сделать его гармоничным. На самом деле я с большим уважением отношусь к иностранным интернет-магазинам. Они довольно долго развивались, и многие из решений, которые там применяются, имеют под собой очень серьезное основание. Хотя вот я недавно зашел на сайт французского интернет-магазина компании "Ашан", он "тянущийся", и это выглядит просто кошмарно.

- Существуют ли планы создания страниц интернет-магазина, специально адаптированных для просмотра на мобильных устройствах - телефонах, смартфонах и КПК?

- Вы знаете, мы ведь работаем над многими проектами, и очень часто версии для КПК также рассматриваются. Но очень часто их рассматривают, как "игрушку", а не как серьезную бизнес-единицу. Вот, например, мобильная версия "Яндекса", на мой взгляд, очень удобна. Сейчас мы работаем над одним интересным проектом, он чем-то похож на HYPERLINK "http://www.auto.ru" www.auto.ru, там люди друг у друга автомашины будут покупать. Там мобильная версия будет очень кстати. Что касается проекта с "Эльдорадо", то пока перед нами такая задача не стоит. Дело в том, что цены в интернет-магазинах и в реальных магазинах нередко отличаются. Так что этот каталог человеку в оффлайне не очень-то поможет.

- Что представляет собой аппаратная база, на которой работает интернет-магазин?

- У "Битрикса" было несколько этапов развития. Сначала наращивался функционал, затем очень многое было сделано для развития безопасности, потом активно развивалась эргономика, так как функциональность возросла, и пользователю нужно было предоставить удобные средства доступа к ней. С лета прошлого года наступил новый этап - наращивание производительности. В принципе, в пятой версии "Битрикса" многое изменилось. Ведь как обычно происходит в жизни? Серверы "Эльдорадо" или других наших клиентов на этапе разработки находятся в нашем офисе. Их тщательно тестируют, выявляют всевозможные узкие места и сообщают разработчикам "Битрикса". Те обещают учесть все недостатки в последующих обновлениях. Кроме того, многое было сделано в самом "Битриксе". Буквально через несколько недель после запуска интернет-магазина "Эльдорадо" было выпущено очень серьезное обновление по производительности. Но производительность складывается не только из работы платформы. Это время загрузки, время, за которое человек получает себе на компьютер нужный контент. А здесь многое зависит от серверного ПО, от настройки и сбалансированности конфигурации. В принципе, это "шаманство" по тонкой настройке серверов и составляет львиную долю успеха. Хотя это довольно трудоемкий и длительный процесс. Итак, что-то сделал "Битрикс", что-то настроили мы сами.

Стоит сказать и о другом. Мы, конечно, здорово боялись, поэтому в два-три раза "перезаложили" допустимые нагрузки. И я считаю, что ноябрь-декабрь мы отработали очень хорошо. Вы наверняка знаете, что такое пиковые сезоны продаж. Представьте себе конец декабря, и в это время "Эльдорадо" еще и покупает рекламу на главных страницах "Яндекса" и Mail.ru! И это уже не просто большая нагрузка в сутки, это огромная концентрация нагрузки в секунду! Конечно, были сбои, и мы на них реагировали, но, в общем и целом, мы работали намного устойчивее наших ближайших конкурентов. Ведь что такое интернет-магазин? Его посетитель делает, в среднем, десять-пятнадцать кликов. Для сравнения, скажу, что на корпоративных сайтах, в среднем, делается три с половиной клика. Это означает, что человек действительно активно ходит по сайту, выбирает, смотрит, сравнивает. Если ему неудобно смотреть или искать, если что-то подтормаживает, то он просто не купит. В качестве аппаратной базы используются всего два сервера, не сказать, что очень слабые, но вполне обычные по современным меркам. В качестве СУБД используется MySQL.

Мы знаем, что нужно сделать, какой "балласт" нужно сбросить, чтобы резко увеличить производительность. Правда, пока нет необходимости его сбрасывать, так как он может пригодиться. Это довольно интересная стратегия. Раз в два месяца этот вопрос поднимается, и принимается решение, что делать дальше. Сейчас пока стратегия состоит в дальнейшем наращивании производительности.

Если, к примеру, использовать СУБД Oracle, вряд ли она обеспечит серьезное преимущество. Такое преимущество способен дать кластер. Но пока от кластеров мы решили отказаться. Довольно хорошие результаты производительности демонстрируют 64-битные машины. Возможно, мы еще долго будем довольствоваться двумя серверами, только один из них сделаем 64-битным.

- Какова сегодняшняя суточная посещаемость интернет-магазина "Эльдорадо"?

- Суточная посещаемость - не самый яркий показатель. Ведь каким образом измеряется нагрузка? Количество посетителей, количество хитов в сутки - все это не очень показательно и не свидетельствует о производительности. Важно то, сколько хитов в час способна выдержать система. У нас это число доходило примерно до восьмидесяти тысяч. Мы считаем, что до ста тысяч хитов в час наше решение спокойно выдержит.

Могу сказать о другом нашем проекте. Система на базе двух 64-битных процессоров выдерживает два миллиона хитов в сутки, при этом загрузка самих процессоров не превышает тридцати процентов.

- Кто занимался обучением персонала интернет-магазина "Эльдорадо"?

- Мы и занимались. На этапе запуска все операторы проходили здесь у нас обучение. Стоит отметить, что у проекта подобного уровня нет цикла поддержки. Есть непрерывный цикл разработки. Иногда новая версия "ждет" своего часа, потому что в данный момент проходит пик продаж, и запускать поддержку пока нельзя. Однажды мы выпустили версию перед восьмым марта и ждали окончания пика праздничных продаж, чтобы ее внедрить. Вообще, при запуске новой версии никто не застрахован от ошибок, которые могут всплыть, никто не застрахован от проблем, с которыми может столкнуться персонал. Но в какой-то момент все уравновешивается и приходит к обыденному состоянию. Если раньше мы примерно раз в три месяца загружали новую версию, то сегодня готовы делать это уже раз в полтора месяца, ведь проект уже устоялся и нормально работает.

- И последний вопрос. Насколько данное решение может быть востребовано для создания интернет-магазинов других розничных сетей или для компаний, специализирующихся исключительно на онлайновой торговле?

- Еще раз повторяю, мы использовали абсолютно стандартную платформу "Битрикс", и если вы ее купите, ваши операторы будут работать с тем же самым интерфейсом. С другой стороны, для такого масштабного бизнеса, как "Эльдорадо", особую сложность представляет логистика. Логистику автоматизировать на "Битриксе" не получится, да он и не предназначен для этого. Общение с заказчиком, обработка заказа на этапе уточнения происходит в "Битриксе". Но когда наступает этап отгрузки, этим управляет уже другая система, SAP, которая и сообщает статусы: "привезли", "не привезли", "когда привезут". Конечно, в "Эльдорадо" есть нестандартные вещи, базирующиеся на интеграции с этой системой. К примеру, вы можете выбрать время доставки товара.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.