Не выплеснуть младенца
АрхивОлег ДаниловПостинг Олега Данилова в блоге "Компьютерры-Онлайн" о лучших играх всех времён и народов.
Поначалу я даже немного расстроился, обнаружив, что на мой приветственный постинг отозвался в форуме только один человек, тогда как на параллельные первые постинги моих коллег дружно сбежались любители игр с нехилым стажем.
Однако рано я печалился, потому что самый серьезный аспект - влияние игромании на человеческую жизнь - достался как раз мне. Мне и моему единомышленнику Минотавру в форуме выступил оппонентом Александр, куда меньше нашего довольный играми по самым, что ни на есть, личным причинам.
Несложно понять человека, задетого за живое. В такой ситуации никакие громкие авторитеты вроде Йохана Хейзинги или Даниила Эльконина не помогут. И видеоролики тоже.
Разумеется, я был не то, что не прав, а не совсем точен, говоря о кажущейся злонамеренности противников видеоигр. Александр прав в том, что учитывать надо и патологически заигравшихся людей.
Проблема эта отнюдь не нова. Практическое чувство меры должно выручать не только в случае с видеоиграми, но и в любой сфере человеческой деятельности.
Я уверен, многие из тех, кто читает эти строки, сталкивались со случаями запойного увлечения играми, а уж про вопиющие смертельные случаи, регистрировавшиеся в Корее, наверняка читали. Однако важнее всего опыт личный в таком вопросе. Как раз по случаю я вспомнил, что мне доводилось одного своего приятеля вытаскивать из-за компьютера в День Победы, чтобы разнообразить его вирутальную жизнь прогулкой и обычным для столь светлого дня празднованием. Было дело, я и в университет на защиту диплома кое-кого поднимал с постели. После трех суток отъявленного гамства во вторую "Цивилизацию" будущему выпускнику тоже было все до фонаря.
У любой зависимости есть грозный естественный враг в лице близких людей, которые должны принимать деятельное участие в жизни зарвавшегося. Друзья и близкие - это дверь из замкнутого мира в большой и реальный, и запереть такую дверь, значит, начисто лишить человека стимулов к социализации.
Я искренне симпатизирую Александру, подорвавшему свое здоровье игроманией, но выплеснуть младенца вместе с водой все-таки не могу. Моему увлечению компьютерами, интенсивной игромании и давно уже постоянной работе с ПК скоро двадцать лет стукнет, но я каким был близоруким, таким и остался. Ни лучше, ни хуже. Все прочие напасти вроде сбитого режима дня и рассеянного внимания меня не обошли стороной, особенно в пору дежурств в круглосуточном игровом клубе. Однако ж таких изнашивающих профессий хватало и вне компьютерных игр, они есть и будут новые, я уверен.
По-видимому, я себя недостаточно изнурял, чтобы достичь умственной и социальной деградации, но, опять-таки, меру надо знать не только в играх, но и в еде, сне и прочих не просто полезных, а жизненно важных вещах. Все знают, как тяжело избавиться от зависимости, но и таким подвигам есть живые примеры, так что не станем сгущать краски. Если человек сам того не захочет, никакие предостережения и увещевания его не спасут. Тонущему нужна помощь, а не судилище.
Человек слаб, и его слабости кому-то приносят прибыль, такова данность нашей жизни, против которой бессмысленно восставать. Безоговорочной безвредности в каждом конкретном случае нет и быть не может. На то она и конкретика, чтобы подбрасывать исключения из любого правила. Но бить в набат, поднимая люд на бой с игроманией, как минимум, рановато. Игры являют собой психологическую отдушину, куда менее вредную, нежели широко распространенные человеческие привычки.
Давайте не рубить с плеча, потому как на всякий пример из личной жизни найдется тысяча случаев с противоположным знаком. Вы спросите, чему можно научиться в 3D-шутерах, и я отвечу хотя бы за себя. Можно заинтересоваться редакторами карт и, как следствие, трехмерными графическими редакторами вообще. Развить скорость реакции, подвижность пальцев и кистей рук вообще. Раньше последним отличались только музыканты и художники, теперь таких людей - легион. Мне представляется, что это немаловажный фактор, потому что туннельный синдром заявил о себе во всеуслышание, как только люди далеких от компьютера профессий вынуждены были пересесть за ПК. А ведь есть еще и отработка действий в группах, и коллективное выполнение задачи, хоть и виртуальной, много чему учит.
Напоследок еще немного конкретики. В славную долокализаторскую эпоху один мой знакомый, изучавший со школы испанский язык, отлично подтянул на играх еще и английский, особенно лексику из стратегий и квестов. В общем, давайте воздержимся от однозначных вердиктов.