Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Инструментарий археолога

АрхивИгры
автор : Андрей Письменный   18.07.2007

Компьютеры быстро устаревают, операционные системы меняются, и некоторые игры просто перестают запускаться. Игроки придумали множество лекарств от старости для любимых игрушек.

Спорить о том, являются ли компьютерные игры жанром искусства, можно до бесконечности. Но если всё же являются, то это, пожалуй, самый сложный для сохранения жанр. Даже театральное выступление или концерт можно записать на видео, которое без особого труда будет перекодироваться в каждый новый формат.

Программная составляющая игр прочно привязывает их к тем платформам, о поддержке которых позаботились разработчики. Как только эти платформы уйдут в прошлое, судьба старых игр окажется непредсказуемой. Быть может, вскоре выйдет продолжение, полностью заменяющее предыдущие части, быть может разработчик (или тот, у кого к тому времени окажутся права на игру) когда-нибудь соберётся переиздать своё творение для продажи через какой-нибудь сервис вроде Steam или GameTap. Точно заранее никогда не скажешь.

Не беспокоиться можно только о будущем тех игр, исходные коды которых специально распространяются (возможно, даже под GPL). FreeSpace, MechWarrior или любая из классических игр от id Software - отличные тому примеры. Но поскольку большинство разработчиков не торопятся публиковать исходные коды, ностальгирующим игрокам приходится искать обходные пути.

Виртуальные машины
VMWare, VirtualPC, Bochs, QEMU - любая из этих программ позволит создать виртуальный компьютер, где можно будет установить и MS-DOS и Windows 3.11 и, при желании, любую другую операционную систему вплоть до современных. Поскольку компьютер будет имитироваться целиком и полностью, для любой игры можно подобрать родную спецификацию. Поплатиться за это придётся производительностью и отсутствием поддержки трёхмерного ускорения. Что поделать, разработчики средств виртуализации ориентируются вовсе не на нужды игроков.

DOSBox
Это, без всяких сомнений, самое полезное в хозяйстве игрока-ветерана приспособление. DOSBox, как нетрудно догадаться из названия, эмулирует исключительно среду DOS, в комплекте к нему прилагается дистрибутив FreeDOS. Настраивать, скорее всего, ничего не придётся, лишь примонтировать нужные каталоги как виртуальные диски: "mount <виртуальный диск> <путь к каталогу>", к примеру "mount C D:\GAMES". Чтобы не проделывать это каждый раз, можно прописать команду в прилагающийся autoexec.bat. CD-ROM настраивается похожим способом - нужно лишь добавить "-t cdrom".

Чтобы избежать и этих действий пользователи DOSBox написали множество программ-оболочек, позволяющих создать персональные настройки для каждой игры, и заодно служащих средствами запуска игр. Оболочка D-Fend, к примеру, отлично подойдёт пользователям Windows.

Минусы у DOSBox всё те же, что и у серьёзных средств виртуализации. При том, что большинство старых игр для DOS в нём работают неплохо, с последними играми для этой операцоинной системы могут возникнуть трудности. Наличие графики SVGA, к примеру, очень сильно скажется на производительности, вплоть до полной невозможности играть.

DOSEMU
Эмулятор DOS для Linux. После того как DOSBox развился, стал работать быстрее и поддерживать больше игр, в DOSEMU пропала особая нужда. Тем не менее, с его помощью можно заставить работать старые игры быстрее, чем в DOSBox. DOSEMU не эмулирует компьютер целиком, обеспечивая лишь совместимость системных вызывов. Отсюда и очевидный минус - привязка к процессорам Intel. Версии DOSEMU для новых "Макинтошей" пока не существует.

SCUMM VM
Для многих из нас любимые старые игры - это, в первую очередь, творения Lucas Arts. Если вы не можете спать спокойно из-за того, что Maniac Mansion, Loom, Monkey Island, Sam & Max или Full Throttle когда-то оказались пройденными не до конца, то ситуацию всегда можно попытаться исправить, вооружившись программой под названием SCUMM VM.

Не являясь эмулятором в полной мере, SCUMM VM требует для запуска только ресурсные файлы от игры. Дело в том, что в Lucas Arts изначально делали свои адвенчеры составными: вся игровая логика написана на скриптовом языке, а исполняемый файл занимается его интерпретацией. Этот движок, собственно, и назывался SCUMM (Script Creation Utility for Maniac Mansion, по названию первой игры на нём). Чтобы заставить старые игры работать в современных операционных системах, авторам SCUMM VM пришлось "всего лишь" создать свой интерпретатор для SCUMM.

На сегодняшний день SCUMM VM поддерживает не только все адвенчеры от Lucas Arts вплоть до Grim Fandango (он работает уже на новом движке), но и некоторые классические "квесты" от Sierra а также Simon the Sorcerer, все три части Goblins, Broken Sword и ещё немалое количество игр того же жанра.

VDM Sound
Основная проблема при запуске игр для DOS на Windows - это неработающий звук. Именно для её устранения и был написан этот драйвер-прослойка. После его установки в контекстном меню проводника Windows появится дополнительный пункт - "Run with VDMS". Сперва с его помощью запускаем настроечный файл игры и выставляем стандартные параметры, потом тем же способом - саму игру.

Ретро для Windows
Самые сложные для запуска на современных компьютерах игры - это вовсе не ископаемые вроде Digger, а более-менее современные игры, выход которых пришёлся на 1995-1998 годы, когда Windows 95 и DirectX только-только осваивались, и каждый разработчик норовил навыдумывать что-нибудь такое, что теперь ни в какую не заставишь работать. В DOSBox такую игру по понятным причинам не загрузишь, в виртуальной машине все будет работать очень медленно. Выходов из этой ситуации пока немного.

Первое, что можно попробовать сделать, - это выставить "режим совместимости с Windows 95", затем - "режим 256 цветов" (если игра поддерживает именно его). Помогает очень редко, но, прежде чем искать другие пути, стоит попробовать. Чаще всего таким образом обманываются инсталляторы, которые ещё до установки предъявляют претензии к операционной системе.

wine
Wine Is Not Emulator - эту расшифровку знает каждый уважающий себя линуксоид, но всё равно называет wine эмулятором, потому что по сути так оно и есть. Интересно, что wine умеет быть похожим на Windows 95 куда лучше, чем это делают Windows 2000, XP и Vista. Некоторые игры, не желающие в них работать, отлично запускаются под wine - на радость обладателям Linux и Mac OS X.

Приставочная археология
На игровых консолях проблемы с доступом к древностям тоже есть, но куда меньшие, чем на PC. Обычно новое поколение консолей просто поддерживает старые диски. Впрочем, раньше игры были на картриджах, и играть в них одно время можно было только на родных приставках. Сейчас старые игры с первой PlayStation продаются через PlayStation Network для PS3, множество классических наименований с NES, SNES, Nintendo 64, Turbo Grafx и даже Sega можно приобрести через Wii Virtual Console. Microsoft тоже удалось заполучить кое-что из старенького, причём в Xbox Live Arcade распространена практика выставлять на продажу ремейки. "Черепашки ниндзя" со старушки NES, к примеру, в XBLA продаются в хорошо отреставрированном виде.

Приставочные игры можно запускать и на PC. Но когда управление рассчитано на геймпад, а изображение - на телевизионный экран, играть при помощи клавиатуры и на мониторе с приличным разрешением - не самое большое удовольствие. Тем не менее, любители находятся. Существуют эмуляторы практически всех приставок, которые успели достаточно отстать от производительности современных компьютеров, их коллекционированию посвящены целые сайты и форумы.

Мы же упомянем лишь о самом популярном и качественном эмуляторе - zSNES. Игры для Super Nintendo всё ещё неплохо выглядят и могут легко потягаться со всякой флэшовой казуальной ерундой, которой нынче полно в интернете. Особенно zSNES полезен на Linux, где родных игр не так много, а эмуляция Windows часто оборачивается разного рода проблемами. У zSNES ничего подобного не наблюдается.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.