Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пассивный мультиплеер

АрхивИгры
автор : Иван Деменьшин   05.07.2007

Положительные стороны онлайновых игр можно перечислять практически бесконечно, а недостаток, по большому счету, один, но для многих он перевешивает все возможные плюсы.

Положительные стороны онлайновых игр можно перечислять практически бесконечно, особенно если учитывать многократно умножившуюся их популярность и, как следствие, наличие активной социальной жизни внутри игры и прочие последствия технического прогресса в этой области человеческой деятельности. Недостаток, по большому счету, один, но для многих он перевешивает все возможные плюсы.

MMORPG - один из страшнейших пожирателей времени, изобретенных человечеством. Вне всякого сомнния, индивидуальные видеоигры, даже те, что рассчитаны на участие двух-трех человек в игре, также лишили человечество немалого количества времени, равно как и прочие визуальные развлечения вроде телевидения. Однако ни одна оффлайновая игра не подразумевает ситуаций, когда выбор встает между успешным продолжением рейда и всеми прочими проявлениями реальности. Видеофильм можно поставить на паузу, чем увлекательнее телешоу, тем выше вероятность в нем идиотских прерываний на рекламу, в течение которых, тем не менее, можно оторваться от экрана на некотороые время.

Высокий уровень социализации, свойственный современным MMORPG, вкупе с их населенностью порождает игровой процесс, от которого действительно сложно оторваться без ущерба для горячо любимого персонажа, а за компанию - и для игрового процесса в целом. Тщательно продуманная битва не подразумевает непредсказуемого выключения участников из боевых действий по дурацким бытовым причинам. Битва за внимание окончательно выиграна. Если телевизору удавалось заменить собой живую природу, то MMORPG удалось проделать аналогичный фокус и со всем остальным.

Степень интересности игры растет пропорционально степени вовлеченности. Чтобы перестать быть ничего не понимающим ньюбом, необходимо заплатить своим временем, и количество часов, потраченных на игру, - своего рода пропуск в местный социум. Решение проблемы убитого на игру времени оказалось довольно неожиданным: Джастин Холл в своем проекте Passive Multiplayer Online Game (PMOG) предложил не создавать новый игровой процесс, но трактовать обыденно и повседневно совершаемые действия в качестве такового.

Для участия в игре требуется зарегистрироваться и установить специальный плагин к Firefox, после чего можно продолжить серфинг в обычном режиме. Установленный плагин анализирует адреса открываемых страниц и начисляет XP за любые действия в браузере.

К просматриваемым страницам можно прикреплять тэги, плагин также читает тэги, присвоенные просматривамой странице другими пользователями системы. На основании того, какие тэги преобладают на посещаемых страницах, задаются профиль и класс игрока. Для воплощения девиза игры - "XP за любые действия" - достаточно просто продолжать смотреть и читать то же, что обычно, получая за это очки, которые можно потратить, к примеру, на мины. Их, в свою очередь, можно подложить на различные страницы и подорвать других игроков, попавших туда поднее. За подрыв на чужой мине очки снимаются.

Пассивное участие в игре - не единственный возможный вариант. Для особо заинтересованных предусмотрена возможность составления и прохождения квестов. Последние представляют собой набор подсказок и тэгов, пользуясь которым, необходимо исследовать все страницы, задействованные в квесте. Плагин, установленный в Firefox, демонстрирует все тэги и прочие пометки, оставленные на каждой странице предыдущими серферами.

Проект пока представляет собой начальную стадию разработки темы пассивных онлайновых многопользовательских игр, благо, использовать в качестве материала для игрового процесса можно любые действия, совершаемые с компьютером и не требующие при этом повышенного уровня безопасности. Выключить модули, отслеживающие все действия пользователя в сети или в пределах ПК, можно в любой момент.

История жанра пассивных компьютерных игр не слишком богата. Помимо PMOG в данный момент к этому жанру можно отнести два проекта: существующий по сей день Progress Quest, и созданный еще в 1992 году ZenMOO.

Первый представляет собой онлайновую игру, в которой от пользователя требуется лишь зарегистрировать персонажа и смотреть как тот совершенно самостоятельно развивается, убивает врагов и проходит квесты. Играть можно как в оффлайновом режиме, так и на одном из нескольких серверов проекта. В жанровом плане игра представляет собой типичный RPG, однако все, что можно сделать самостоятельно, - это узнать свою позицию в общем чарте игроков или выйти из игры. Второй проект - ZenMOO - представляет собой текстовую многопользовательскую игру, целиком и полностью посвященную медитации. Для полного представления об игре стоит привести перевод части пользовательского руководства.

Скриншот Progress Quest

"...Теперь вы подключены. Вашей первой реакцией станет желание оглядеться, узнать, кто еще в онлайне в данный момент. Не делайте этого. Не прикасайтесь к клавиатуре. Сделайте глубокий вдох, разомните пальцы (если они у вас есть) и подождите. Через несколько секунд ваше дыхание станет размеренным, и вы почувствуете себя расслабленным. Может быть, на экране перед вами появится какое-нибдь мудрое высказывание, над которым вы сможете неторопливо поразмыслить. Продолжайте медитировать. Теперь, когда вы совсем расслаблены и способны двигаться медленно и непринужденно, можно воспользоваться несколькими командами. Однако сохраняйте бдительность и не начинайте печатать слишком быстро. Для начала мы предлагаем вам печатать не быстрее, чем один знак в минуту. Стоит оставаться максимально спокойным и расслабленным, иначе это нарушит покой других медитирующих, создание беспокойства карается отключением от сервера. Чтобы убедиться, что вы все еще медитируете, вам периодически будут задаваться вопросы или загадки, на которые надо будет отвечать чтобы ваш статус не сменился на "спит"..."

С помощью неторопливо набираемых немногочисленных команд в ZenMOO производились нехитрые действия вроде оглядеться, посмотреть на предмет, заглянуть в инвентарь, пойти на запад, юг, север или восток и запросить информацию о ком-либо из пользователей.

Другими словами, по степени пассивности игрового процесса у PMOG есть серьезные конкуренты. Но при кажущейся пассивности игра, привязанная к веб-серфингу, может использоваться в качестве мощного аналитического инструмента. Достаточно детальная разработка системы оценки действий может позволить получать XP за все действия не только в пределах браузера, но и с другими программами, повышая игровой рейтинг и меняя разнообразные параметры профиля не только за посещение веб-страниц, но и за чистку жесткого диска, работу с почтой, скачивание файлов и даже за проведение времени в обычных, "активных" компьютерных играх. Квесты и прочие элементы, социализирующие игру и делающие ее интереснее, также можно вставить в любой, даже самый, что ни на есть, антиигровой рабочий интерфейс.

Профиль пользователя подобной игры, проведшего в ней достаточное для детального анализа количество времени, может представлять отдельный интерес. Фактически, умея анализировать алгоритмы начисления игрового опыта в различных его проявлениях, не представляет сложности восстановить игровые ситуации и поведение в них участника.

Такая система оценки работы с софтверными инструментами особо интересна привычностью "игрового" интерфейса. На деле она представляет собой аппарат анализа логов привычных рабочих программ. В итоге, один и тот же инструмент можно использовать и для приятного времяпровождения, и для анализа действий участников команды.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.