Архивы: по дате | по разделам | по авторам

За ширмой копирайта

АрхивКафедра Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   28.05.2007

Триумф защиты авторских и смежных прав - осуждение директора школы - совпал с изобилием в отечественных СМИ дискуссий об эвтаназии. Что это - случайность?

Триумф защиты авторских и смежных прав - осуждение директора школы за компьютерное пиратство - совпал с изобилием в отечественных СМИ дискуссий об эвтаназии. Что это - случайность?

Интересно было смотреть по отечественным телеканалам и комментарии экспертов по делу Поносова1. Местами эксперты были смелы - намекали на коррумпированность российских чиновников. Даже кивали на корпорацию, которая растлила этих (в смысле - чиновников) невинных агнцев, традиционно в России отличавшихся редкостным бескорыстием.

Молчали эксперты лишь об одном. О феномене свободного софта. И - естественно - о роли проприетарности в функционировании современной цивилизации. Поскольку одно неразрывно связано с другим, как курица и яйцо.

Начнем ab ovo. В роли яйца, с которого латиняне начинали трапезу, выступит технология. И в качестве примера возьмем обычные часы. О них Сергей Вильянов в редакторской колонке "ProDigi" как-то рассказал поразительную вещь. Оказывается, трудолюбивые и предприимчивые жители Поднебесной наладили выпуск фальшивых хронометров Omega, точностью хода практически не уступающих оригиналу, но стоящих на два порядка меньше - вместо трех тысяч евро рублей девятьсот, что ли... Этот пример хорош тем, что позволяет оценить долю производственных издержек в современном бизнесе. (В оригинальных изделиях могут использоваться материалы и техпроцессы более высокого качества и класса, что будет сказываться на долговечности.)

Итак - два порядка! На долю рабочих и инженеров, сырья и энергии приходится сотая часть цены. Остальное - доход предпринимателей. Торговцев, продающих дорогие часы в дорогих магазинах. Оптовиков. И - главное - обладателей торговых марок. Брэнды - вот самое ценное достояние магнатов современной цивилизации, то, на чем делаются деньги. А чтобы брэнды были способны деньги переносить, необходимо, чтобы они могли стать собственностью. Такой же собственностью, как земля, дома, зерно, скот, машины и механизмы. Несмотря на то что их копирование в отличие от земли и минеральных ресурсов, которые вообще создать нельзя, связано с крайне низкими (в случае с "левым" хронометром) или вообще бесконечно малыми (в случае софта) издержками и не приводит к отъему оригинала у владельца.

Иногда это представляется вполне оправданным - ну, в случае с изобретателем. Но в этом случае с охраной копирайта обстоит неважно - приходится видеть людей, которые "завязали" с изобретательством после решения суда, определившего, что хотя патент и его (изобретателя), но исполнение требований патентного законодательства "приведет к остановке градообразующего предприятия и значительным потерям бюджета". Напомним - речь идет об изобретателе-одиночке.

Иное - с мегакорпорациями. Какой бы антиглобалистской риторикой ни баловались вожди племен и национальных государств, их эмблемами заполнено и физическое, и информационное пространство. И государство вынуждено прибегать к насилию, защищая нематериальную собственность, - из-за дисциплинированного выполнения международных соглашений или элементарной покупки фирмачами отдельных чиновников, не суть важно. Главное, запомнить, что для государств Первого мира интеллектуальная собственность - важнейший актив. Британия еще с начала 1990-х выручала за музыку больше, чем за машиностроение. А учитывая изобилие небедных россиян в Лондоне - поймем, что Альбион легко найдет средство защиты СВОИХ активов...

Но ладно - современная музыка, дорогие часы...

А есть еще фармация. На основе наблюдений пасторского служения могу заметить, что россияне вместо скверной бесплатной медицины получили отвратительную платную. И заметная роль в этом принадлежит лекарственному бизнесу. Главным человеком в поликлинике стал торговый представитель, объясняющий участковым терапевтам и педиатрам, какие лекарства они должны выписывать. В большинстве своем имеющие более дешевые российские аналоги, но - защищенные товарными марками. И за выписку которых врачи получают процент2.

Проблема не нова. Взять всем известный вазелин. Vaselin в 1870-х стали возить в Россию из Америки. Был этот применяемый в фармации препарат весьма дорог, куда дороже обычных жиров. И производство вазелина для нужд отечественного здравоохранения (и обороны - вазелин и поныне одна из ружейных смазок) наладил Дмитрий Иванович Менделеев, определивший состав вещества и разработавший технологию его получения.

В глобальном мире неизбежен следующий процесс - обитатели стран, не относящихся к Первому миру, обречены при покупке лекарств оплачивать не только стоимость производства и НИОКР, но и удовлетворять постоянно растущие аппетиты акционеров. Без доступа к каким-либо благам, предоставляемым жителям развитых стран притоком доходов от брэндов. Впору задуматься об эвтаназии для самых несчастных...

А объяснить эту ситуацию детям (в которой им предстоит жить!) проще всего на примерах проприетарного и свободного софта. И если в чем и виноваты здешние педагоги - так в том, что послушно выполняя чиновничью волю (за мелкие деньги - сделка с дьяволом, как правило, убыточна), умалчивают о существовании данной проблемы!


1. О роли экспертов в современном глобальном обществе см. В. Пелевин, "Empire “V”". [вернуться]

2. О деятельности фармацевтических корпораций см. Д. Ле Карре, "Верный садовник". [вернуться]

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.