Параллельная реальность Wal-Mart
АрхивОпубликованный в прошлом месяце список Fortune 500 (2007), регулярно ранжирующий полтысячи наиболее успешных американских компаний, возглавляет гигантская сеть магазинов розничной торговли Wal-Mart Stores Inc., по доходам уже не первый год обгоняющая традиционных лидеров из нефтяной и автомобилестроительной отрасли.
Опубликованный в прошлом месяце список Fortune 500 (2007), регулярно ранжирующий полтысячи наиболее успешных американских компаний, возглавляет гигантская сеть магазинов розничной торговли Wal-Mart Stores Inc., по доходам (примерно 350 млрд. долларов) уже не первый год обгоняющая традиционных лидеров из нефтяной и автомобилестроительной отрасли. Для россиян и многих европейцев слово "Wal-Mart" пока не означает практически ничего, однако для жителей США, Мексики, многих других стран Латинской Америки и Азии оно постепенно становится эквивалентом слова "магазин".
Рекорды чемпиона
На сегодняшний день Wal-Mart является не просто крупнейшей в мире сетью розничной торговли, но и вообще самой большой корпорацией, число сотрудников которой приближается к двум миллионам человек. Wal-Mart давно славится новаторским подходом к бизнесу - повышенным вниманием к внедрению передовых инфотехнологий вообще и чипов радиочастотной идентификации (RFID) в частности. Причем масштабы интересов к RFID у корпорации велики настолько, что ее требования к характеристикам чипов, наряду с требованиями DoD, то есть Министерства обороны США - другого главного "толкача" технологии, - являются важнейшими ориентирами для развития всей этой отрасли. (О ситуации с внедрением меток радиочастотной идентификации выразительно свидетельствует заголовок недавней обзорной статьи в одном из профессиональных ИТ-изданий: "RFID помимо Wal-Mart и DoD".)
Но кроме рекордных доходов, умопомрачительных объемов торговли и передовых позиций на ИТ-рубежах, Wal-Mart славится и длинным списком совсем иных рекордов, отнюдь не столь привлекательного свойства. Корпорация, в частности, категорически возражает против образования профсоюзов, а любые попытки объединения работников пресекаются быстро и самым решительным образом - ликвидацией магазина-смутьяна под предлогом нерентабельности. Как следствие, в Wal-Mart стабильно удерживается самый низкий в отрасли средний уровень зарплаты, социального обеспечения и медицинского обслуживания персонала. По этим же причинам в Wal-Mart рекордная текучесть кадров - ежегодно штат обновляется на 70%.
Еще одной особенностью корпорации является чрезвычайная скрытность во всех вопросах, касающихся внутренних аспектов функционирования системы. По свидетельству ветеранов, эта тенденция стала особенно заметной после смерти в 1992 году Сэма Уолтона, основателя и бессменного руководителя сети Wal-Mart на протяжении первых сорока лет ее истории.
Секретный бункер
В 2005 году близ захолустного городка Джейн (Jane), что находится в малонаселенном районе США на границе штатов Миссури и Арканзас, был введен в строй необычный объект, напоминающий секретный военный бункер. Большое, площадью свыше 10 000 кв. м., приземистое здание без окон, со стенами, защищенными земляными насыпями, и высокой внешней оградой с колючей проволокой поверху, почти не заметно за деревьями с проходящей неподалеку автострады. Мощные ворота объекта управляются автоматикой, а снаружи нет ни людей, ни каких-либо надписей, по которым можно было бы установить назначение или хотя бы владельца таинственного комплекса.
Лишь в администрации округа, собирающей налоги на недвижимость, настырным журналистам одной из местных газет удалось узнать, что объект принадлежит сети Wal-Mart и является новым компьютерным центром компании. Прежний центр, кстати, был сооружен без всякой секретности в 1989 году при Сэме Уолтоне и стал в ту пору местной достопримечательностью - самым крупным цельнобетонным зданием штата Арканзас, где находится штаб-квартира Wal-Mart. О существовании нового центра по сию пору не знает практически никто, а с инспектора налоговой службы, единственный раз посещавшей объект для оценки имущества, фирма предварительно взяла подписку о неразглашении, обязывающую помалкивать обо всем, что доведется увидеть внутри здания. Чуть ли не единственный твердо установленный факт о центре стал известен в конце 2004 года, когда компания Teradata, "выпросив экстраординарное разрешение" у покупателя, объявила об успешном выполнении заказа Wal-Mart на установку гигантской линейно масштабируемой системы обработки информации с начальным объемом данных 500 терабайт.
Что за данные обрабатывает столь внушительная система в новом центре - это, ясное дело, строжайшая тайна корпорации, не подлежащая обсуждению ни в каком виде. Но вовсе не являются секретом энергичные меры Wal-Mart по внедрению продвинутых компьютерных технологий для учета товаров, организации торговли и работы с покупателями. Хорошо известно, сколь ресурсоемким может быть тотальный учет товаров на основе RFID, раз чипы-наклейки позволяют автоматически отслеживать по базе данных судьбу каждой единицы товара, начиная с поступления на склад и до продажи покупателю. Причем имеются возможности и для того, чтобы фиксировать сведения и о конкретных покупателях, вплоть до установления их личности. В случае оплаты товара кредитной карточкой это делается элементарно, но уже предпринимаются попытки автоматически опознавать покупателя даже при оплате наличными.
Организация CASPIAN (название расшифровывается как "Потребители против вторжения супермаркетов в частную жизнь") не первый год собирает документы и свидетельства о том, как Wal-Mart и другие торговые сети накапливают и анализируют все доступные сведения о своих покупателях для узконаправленного маркетинга и повышения эффективности продаж. В частности, есть материалы об испытаниях в Wal-Mart цифровых видеокамер, автоматически включающихся (пытаясь заснять лицо покупателя) в тот момент, когда покупатель берет помеченный RFID товар с прилавка, а затем расплачивается за него в кассе.
В 2004 году, по свидетельству CASPIAN, к одной из известных американских компаний, специализирующихся на компьютерных средствах безопасности, обратились за консультациями по поводу разработки необычной технологии. От аппаратуры требовалась способность автоматически устанавливать связь между работой кассы и конкретным покупателем, расплачивающимся за товар и зафиксированным видеокамерой. Хотя известно, что заказ делала "крупная торговая фирма", вся история окутана плотной завесой секретности, ибо другой заинтересованной в этом деле стороной были государственные спецслужбы.
Факты
Хиллари Клинтон, одна из наиболее вероятных кандидатов в президенты США от Демократической партии, была членом совета директоров Wal-Mart с 1985 по 1992 годы. То есть в тот период, когда ее муж Билл Клинтон был губернатором штата Арканзас, где находится штаб-квартира Wal-Mart. Хиллари и Билл познакомились в годы учебы в Школе права Йельского университета, где базируется тайное общество "Череп и кости", слывущее инкубатором политической элиты США.
"Это просто неправда"
Каждый год, обычно в самом начале лета, администрация Wal-Mart проводит встречу с акционерами, на которую съезжаются тысячи номинальных совладельцев компании. По духу это корпоративное мероприятие очень напоминает съезд большой и влиятельной партии: парадные отчеты, формальные оргпроцедуры и реляции об очередных победах, перемежающиеся массовым скандированием лозунгов, что в итоге доводит аудиторию до экстатического единения в преданности и любви к корпорации. Залогом успеха для подобных мероприятий является строгое следование заранее намеченному сценарию и решительное недопущение какой-либо самодеятельности в массах. За что, естественно, несет ответственность служба безопасности корпорации. Эти люди хорошо знают свое дело, для предотвращения акций протеста и изоляции "диссидентов" проводятся упреждающие мероприятия, однако и тут случаются серьезные проколы, как произошло весной нынешнего года.
Все началось с громкого и необъяснимого увольнения сотрудника Wal-Mart Брюса Гэббарда (Bruce Gabbard), работавшего в подразделении инфобезопасности. Формальным поводом для увольнения было то, что Гэббард - в борьбе с регулярными утечками внутренней информации - перехватывал текстовые сообщения и прослушивал телефонные разговоры между сотрудниками PR-подразделения Wal-Mart и репортером газеты New York Times. Тут следует подчеркнуть, что в корпорации принято контролировать использование сотрудниками коммуникационных средств - от просмотра электронной почты и регистрации посещаемых веб-сайтов до прослушивания телефонов. Брюс Гэббард занимался этим в соответствии со своими обязанностями и по прямому указанию дирекции и, вероятно, перестарался (подробности дела неясны, судя по всему, на прослушивание были поставлены личные телефоны подозреваемых в утечках сотрудников, а информация об этом утекла в прессу). Однако с треском увольнять за это исполнителя и его непосредственного начальника, мягко говоря, несправедливо.
Во всяком случае, именно так расценил происшедшее сам Гэббард, честно служивший компании девятнадцать лет. Обидевшись, он дал обширное интервью влиятельнейшей газете Wall Street Journal. Приведя множество фактов и подтверждающих их документов, Гэббард рассказал, как высшее руководство корпорации пытается следить буквально за всеми - от социально активных покупателей, собственных сотрудников и бизнес-партнеров до акционеров компании и членов совета директоров. О том, что Гэббард лично вел записи разговоров между членами дирекции в те моменты, когда из комнаты совещаний выходил исполнительный директор. О том, что один из длинноволосых сотрудников службы безопасности с замаскированным радиомикрофоном ходил тусоваться на сборища активистов, готовящих демонстрации протеста против Wal-Mart, а Гэббард в микроавтобусе с электронной аппаратурой располагался неподалеку для записи. О том, наконец, что внутренний конфиденциальный меморандум Wal-Mart за январь 2007 года предписывает выявлять среди владельцев акций потенциальных противников генеральной линии руководства и не допустить их появления на ежегодной встрече акционеров в июне.
В качестве главной фигуры, постоянно оказывающей давление на сотрудников службы безопасности на предмет усиления бдительности и блокирования утечек информации, последние годы преследующих корпорацию, Гэббард назвал Кеннета Сенсера (Kenneth Senser), возглавляющего подразделение Global Security. Об этом человеке стоит сказать отдельно. В прошлом кадровый сотрудник ЦРУ, в конце 1990-х Сенсер занимал весьма высокий пост в контрразведке этой спецслужбы, а в 1999 году, после скандала с разоблачением в рядах ФБР российского агента Роберта Хансена, был назначен заместителем директора и начальником службы внутренней безопасности Бюро. В 2003 году Сенсер оставил государственную службу и вплотную занялся укреплением безопасности в корпорации Wal-Mart. Именно по его личному настоянию, если верить Гэббарду, было решено перехватывать телефонные разговоры и электронную переписку сотрудников компании с представителями прессы.
Откровения Брюса Гэббарда о столь пикантных подробностях внутренней жизни торгового гиганта вызвали переполох, особенно среди встревоженных акционеров, а администрация Wal-Mart предприняла беспрецедентные шаги, чтобы быстро заткнуть столь некстати забивший фонтан признаний бывшего сотрудника. Вечером в первую пятницу апреля, несмотря на нерабочее время и начавшийся уик-энд, адвокаты Wal-Mart добрались до окружного судьи и лично от него, причем в отсутствие обвиняемой стороны, получили предписание, запрещающее Гэббарду рассказывать о делах компании и дающее санкцию на изъятие у него всех информационных носителей с информацией, имеющей отношение к его работе в Wal-Mart. После этого умелые специалисты стали обрабатывать Гэббарда, и меньше чем через две недели появился нужный результат. Высшее руководство корпорации с удовлетворением объявило миру, что располагает чистосердечными признаниями своего бывшего сотрудника, данными в присутствии адвокатов. Новые документы заверяют, что сообщенные ранее Гэббардом свидетельства для прессы в основном не соответствуют действительности, поскольку были вырваны из контекста беседы. Действия же Wal-Mart по обеспечению своей безопасности, соответственно, находятся полностью в рамках закона, а слежка за акционерами и членами совета директоров - "это просто неправда".
Анализ глобальных угроз
Не исключено, что кто-то поверил и в новую версию истории. Но впечатляющая активность спецподразделений Wal-Mart на ниве "разведки и контрразведки" не могла не привлечь интерес журналистов. Поиски же информации в Интернете дали им еще более масштабную (и, на взгляд многих, пугающую) картину. Оказалось, что корпорация Wal-Mart Stores Inc. с некоторых пор энергично занята поиском и наймом бывших сотрудников разведслужб для особой новой структуры в составе своего подразделения глобальной безопасности.
На своем сайте, а также на сайтах для профессионалов в области безопасности, включая Бюллетень Ассоциации бывших сотрудников разведслужб, корпорация разместила приглашения на работу для "аналитиков глобальных угроз" с опытом работы в военных и правительственных органах соответствующего профиля. В качестве места работы назван Аналитический исследовательский центр, являющийся частью Wal-Mart Global Security division, подразделения, которое возглавляет Кеннет Сенсер. Собственно Аналитический центр был создан примерно полтора года назад, если верить опубликованным в печати комментариям начальника Центра Дэвида Харрисона (David Harrison), ветерана спецназа армии США.
В описании работы, которой придется заниматься сотрудникам Центра, фигурирует анализ информации, почерпнутой из "деловых контактов" и открытых источников, а также оценка угроз, возникающих вследствие "различных событий в мире, ослабления региональной/национальной безопасности, деятельности подозрительных лиц и групп". Среди профессиональных навыков указываются, в частности, "знакомство с широким спектром информационных ресурсов и технологиями датамайнинга", владение иностранными языками, предпочтительно китайским или испанским. Представители компании Wal-Mart, к которым журналисты обратились за комментариями о работе Аналитического исследовательского центра, категорически отказались обсуждать эту тему.
Как комментирует открывшуюся картину Стивен Афтегуд (Steven Aftergood), видный в США эксперт по спецслужбам, курирующий направление государственных секретов для Федерации американских ученых (www.fas.org), инициативы Wal-Mart простираются далеко за границы того, чем обычно занимается большинство корпораций. По мнению Афтегуда, в корпоративной безопасности наблюдаются новые, весьма тревожные сдвиги, так как речь идет уже не просто об обеспечении безопасности, а о серьезных разведывательных операциях.
Служба безопасности Wal-Mart не то чтобы декларирует, но и особо не скрывает факты рабочих контактов с компетентными органами правительства, обеспечивающими государственную безопасность. В прошлом году на одной из профессиональных встреч специалистов в области секьюрити Дэвид Харрисон рассказал, как Wal-Mart учится себя защищать с помощью анализа гигантских объемов информации, регулярно собираемой о собственных сотрудниках, покупателях и поставщиках. Среди прочего Харрисон упомянул повышенное внимание к клиентам, покупающим определенные медикаменты, баллоны с пропаном или крупные партии сотовых телефонов с анонимно предоплаченным временем разговоров. Действия подобного рода, как известно из правительственных программных документов, в государственных органах безопасности до недавнего времени трактовались как косвенные признаки террористических или криминальных намерений. В своем докладе Харрисон вскользь обронил, что эта информация "может передаваться в правоохранительные органы".
Цензура и Totenkopf
Корпорация Wal-Mart давно славится щепетильностью в вопросах семейных ценностей и соблюдения норм морали. Все товары проходят тщательную проверку, чтобы не допустить появления на прилавках "непристойностей". Умеренные мужские журналы вроде Maxim или Stuff могут изыматься из продажи за чересчур пикантное содержание; более "радикальные", вроде Playboy или Penthouse, не продаются никогда, а женские журналы типа Cosmopolitan и Marie Claire частично заворачивают в непрозрачную упаковку, чтобы прикрыть чрезмерно раскованных дам на обложке.
В то же время строгая цензура дает весьма показательные сбои в несколько иных моментах. Например, на сайте Wal-Mart, продающем DVD, к фильмам про Мартина Лютера Кинга или других чернокожих политиков и общественных активистов в разделе "картины на эту же тему" предлагался блокбастер "Планета обезьян". На сайте, торгующем книгами, можно было купить знаменитое антисемитское произведение "Протоколы сионских мудрецов", причем в аннотации приводились аргументы в пользу подлинности этого текста. Но самый, пожалуй, характерный случай произошел в прошлом году, когда на стеллажах многих магазинов сети Wal-Mart появились стопки футболок с изображением черепа и костей. Этот рисунок, по сути, воспроизводит эмблему 3-й бронетанковой дивизии СС "Мертвая голова" (Totenkopf), сформированной нацистами в 1939 году из охранников концлагерей. Конечно, разразился скандал, и администрация Wal-Mart пообещала изъять одиозный товар из продажи… Однако прошло более полугода, а футболки с "мертвой головой" то тут, то там продолжают находить на прилавках. Вот только кому ни попадя, человеку с улицы, их уже не продают - касса блокирует оплату. Иначе говоря, товар предназначен каким-то особым покупателям.
Рассуждая логически
Среди пестрой компании советских диссидентов брежневской эпохи особое место занимал видный ученый-логик, социолог и философ Александр Зиновьев. Убежденный и последовательный антисталинист, после смерти тирана Зиновьев пришел к выводу, что сформированная Сталиным тоталитарная система была самой эффективной моделью государственного устройства с точки зрения выживания страны в современном жестоком мире.
Другой, еще более знаменитый логик, австрийский математик Курт Гедель, бежавший от нацизма в США в 1940 году, сделал весьма необычное заявление в американском суде. В 1947 году на процедуре получения американского гражданства он сообщил судье, что проанализировал конституцию США и нашел в ней логические дефекты и несоответствия, позволяющие законным путем установить в этой демократической стране диктатуру по образцу фашистского государства.
Современный голландский кинорежиссер Пол Верхувен не имеет репутации авторитетного логика, зато обладает наблюдательностью художника. Работая многие годы в США, он еще в середине 1990-х углядел, по его выражению, нарастающую "фашизоидность" американского общества. По этому поводу Верхувен сделал своеобразный фильм-притчу "Звездный десант", личного спокойствия ради изобразив всех врагов грядущей фашистской Америки в виде свирепых и безжалостных инопланетных жуков-тараканов. Спустя несколько лет в репортажах американского ТВ о войне в Ираке наблюдательные зрители углядели чуть ли не прямые цитаты из "Звездного десанта".
Летом этого года Пол Верхувен начинает экранизировать в Петербурге свою версию акунинского романа "Азазель". Интересно, что усмотрит цепкий глаз художника здесь…