Безальтернативная информатика
АрхивМненияМногие полагают, что свободные операционные системы пригодны для использования в образовательных учреждениях, а их внедрение и обслуживание обойдётся дешевле, чем приобретение Windows.
Недавнее предложение по обеспечению российских школ лицензионным ПО, озвученное министром информационных технологий и связи Российской Федерации Леонидом Рейманом, для людей непосвящённых выглядит вполне разумным. Возможность централизованной покупки операционных систем, офисных пакетов и прочего необходимого ПО на условиях небольших ежегодных отчислений теоретически предоставляет школам удобную возможность избавиться от одной из наиболее актуальных проблем последнего времени. На первый взгляд и суммы выплат выглядят вполне сносно: ориентировочно они должны составить около 787 рублей в год на один компьютер. Однако, если немного углубиться в тему, возникает много вопросов, ставящих под сомнение выгодность для России подобных способов решения проблемы школьного ПО.
Прежде всего, это размер ежегодных отчислений. К сожалению, на официальном сайте Мининформсвязи потенциальные поставщики не указываются и скрываются под туманной фразой "основные производители программного обеспечения". Впрочем, с большой долей вероятности можно предполагать, что в данной роли будет выступать компания Microsoft. Но даже в этом случае величина ежегодных выплат выглядит явно завышенной.
Неделю назад Билл Гейтс объявил в Пекине о новой инициативе, согласно которой всемирно известная корпорация начинает продажи пакетов приложений Student Innovation Suite, включающих Windows XP Starter Edition, Microsoft Office Home and Student 2007, Microsoft Math 3.0, Learning Essentials 2.0 для Microsoft Office и Windows Live Mail desktop. Стоимость данного набора составляет всего три доллара (около 80 рублей), причём это разовый платёж, полностью обеспечивающий легальность используемого ПО. По описанию компонентов видно, что функциональность пакета вполне соответствует школьным потребностям, и в этом случае непонятно, какие преимущества получают школы, ежегодно выплачивая вдесятеро большую сумму?
Многие полагают, что свободные операционные системы способны удовлетворить требования школьного уровня. При этом стоимость даже стандартной лицензии на, к примеру, операционные системы российских разработчиков ASPLinux или ALTLinux сравнимы с планируемым ежегодным платежом: розничная цена многофункционального дистрибутива ALTLinux Master 2.4 составляет от 500 рублей за один DVD-диск до 990 рублей за коробочный вариант, укомплектованный подробной технической документацией в печатном виде. Розничная цена аналогичного по функциональности дистрибутива ASPLinux 11.2 Standart составляет 775 рублей. И это еще самые высокие розничные цены. А ведь обе компании имеют и специализированные предложения, рассчитанные именно на образовательные учреждения. По программе поддержки учебных заведений стоимость ALTLinux Master 2.4 составляет 27 долларов (около 730 рублей), а аналогичная академическая программа компании ASPLinux позволяет учебным заведениям приобретать коробочные варианты операционных систем с пятидесятипроцентной скидкой.
Если теоретические рассчёты не убеждают, то можно обратиться к реальным примерам перехода учебных заведений на свободное ПО. В частности, весной текущего года практически весь парк компьютеров Пермского технологического университета был переведён на использование операционной системы Mandriva Linux 2007 вместо использовавшейся ранее версии Windows. Реальные затраты составили 700-900 рублей на один компьютер, включая оплату работ по установке и настройке. Представители университета утверждают, что для студентов смена программного обеспечения прошла практически незаметно. И снова возникает вопрос: если высшее учебное заведение смогло уложиться в 900 рублей при обеспечении одного компьютера современным ПО, то почему школьный вариант по сумме ежегодных выплат обходится в несколько раз дороже?
И ещё один важный момент. Предложение Мининформсвязи подразумевает установку, максимум, версии Windows XP. При этом никто не обращает внимания на тот факт, что данная операционная система создана более шести лет назад, а с 31 января 2008 года (то есть через пять месяцев после предполагаемой даты завершения проекта по обеспечению школ легальным ПО) компания Microsoft прекратит поставки этой операционной системы изготовителям компьютеров. Другими словами, вариант Мининформсвязи подразумевает, что школы будут несколько лет выплачивать довольно ощутимые суммы за морально и технически устаревшее программное обеспечение. По данным Мининформсвязи, сейчас в российских школах насчитывается около 670 тысяч компьютеров. Простая арифметика говорит, что величина ежегодных отчислений в общероссийском масштабе составит порядка 20 млн. долларов. Надо ли говорить, что даже за меньшие суммы любой из российских разработчиков Linux-дистрибутивов не только обеспечил бы все школы современным программным обеспечением, но и принял бы активное участие в развитии сетевых инфраструктур и разработке образовательных специализированных приложений?
Но и не это даже главное. Хуже всего, что предлагаемый чиновниками вариант подразумевает усугубление школьных проблем в будущем. Ежегодные выплаты подразумевают наличие многолетнего договора, который будет препятствовать попыткам перейти на более современное и дешёвое ПО при всём желании. Таким образом, образовательные учреждения и, как следствие, наши с вами дети, попадают в кабалу к разработчикам проприетарного ПО. Даже при наличии возможности работать с более современным программным обеспечением и получать актуальные знания и навыки подрастающие поколения будут вынуждены привыкать лишь к одному, да ещё и устаревшему ПО. Кроме того, благодаря открытым исходным кодам свободное программное обеспечение предлагает более широкие возможности в плане изучения компьютерных программ "изнутри" и стимулирует развитие творческих способностей. Иногда открытое ПО позволяет и самим учащимся принимать активное участие в создании специализированных приложений на базе уже существующих, что делает процесс обучения многократно эффективнее. К сожалению, подобные возможности в случае использования Windows или исключаются вообще, или явно ограничены. С учётом всего этого абсолютно непонятно, кому-таки выгодна реализация проекта Мининформсвязи, подразумевающего высокие затраты и низкую эффективность конечного результата.