Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Самолет" на рельсах

АрхивВ фокусе
17.04.2007

3 апреля французский поезд V150 установил новый "рельсовый" рекорд скорости - 574,8 км/час. Это зрелище могли наблюдать многие телезрители по всему миру, так как французы хорошо разрекламировали событие.

3 апреля французский поезд V150, двигаясь из Парижа в Страсбург, установил новый "рельсовый" рекорд скорости - 574,8 км/час. Это зрелище могли наблюдать многие телезрители по всему миру, так как французы хорошо разрекламировали событие, обеспечив прямую трансляцию из поезда и с камер, заранее расставленных вдоль железной дороги. О тех же, кто не успел или не знал о надвигающемся рекорде, позаботились любители YouTube, выложившие многочисленные ролики на популярном видеопортале.

V150 относится к поездам класса TGV (train a grande vitesse, скоростной поезд). Специально для них во Франции были построены скоростные линии LGV с увеличенными до четырех километров радиусами поворотов (сейчас уже проектируют железные дороги с семикилометровым радиусом). Максимальная разрешенная скорость поездов на линиях LGV составляет 320 км/час, в течение пяти лет ее планируют повысить до 360 км/час. В отличие от других подобных проектов (например, Маглева - японского поезда на магнитной подушке, которому, кстати, пока принадлежит абсолютный рекорд скорости для поездов - 581 км/час), TGV способны использовать и стандартные железные дороги, правда, на меньших скоростях, но это обстоятельство дает им огромное преимущество, так как не надо перестраивать существующую инфраструктуру. Сейчас в эксплуатации находятся четыре сотни поездов TGV, которые обслуживают более двухсот направлений во Франции и за ее пределами.

Установивший рекорд V150 представляет собой исследовательский прототип, он оснащен более мощными двигателями (два по 25 тысяч л. с.) и увеличенными колесами. Присутствовавшие на борту журналисты отметили, что с приближением к скорости в 500 км/час многие пассажиры почувствовали головокружение, при дальнейшем разгоне было трудно удержаться на ногах. Французские инженеры надеялись побить японский рекорд Маглева 2003 года, однако дотянуть до него так и не удалось.

Кстати, при движении поездов TGV даже со "штатной" скоростью появляется много нюансов, которые на обычных линиях никак себя не проявляют. Например, состав может ехать только с задним поднятым пантографом (токоприемником), так как передний усиливает колебания проводов и провоцирует возникновение стоячих волн, которые могут вызвать обрыв линий электроснабжения. Машинист не может увидеть знаки и сигналы, расставленные вдоль дороги, поэтому придумана специальная система TVM (связь путь-поезд). Железнодорожные линии делятся на участки по полтора километра, на которых стоят передатчики. Так как один участок слишком мал для полной остановки поезда в случае экстренного торможения, то в системе используется сложный алгоритм вычисления тормозного пути в зависимости от расстояния до находящихся впереди составов, максимальной разрешенной скорости, положения стрелок и т. д. Информация о рекомендуемой скорости появляется на экране у машиниста при пересечении границы между участками. В нынешней системе TVM 430 нормальным тормозным путем считается пять-шесть участков, то есть восемь-девять километров. Сама система состоит из двух частей: наземной и подвижной. И там и там используются процессоры Motorola 68020, которые когда-то работали в компьютерах Apple. Программируются микроконтроллеры старым добрым языком Ada, часто применяемым в критичных по отношению к безопасности системах. Поезд считывает информацию с помощью специальных индуктивных антенн, расположенных парами в начале и в конце состава, прямо над рельсами.

Это, конечно, не все технологии, задействованные на современных скоростных железнодорожных линиях TGV. Сами технологии разрабатывает целый научный штаб управляющих компаний Alstom и национального французского железнодорожного оператора SNCF, завершением очередных исследований которых и стал новый рекорд.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.