Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пошатнувшийся фундамент музиндустрии

АрхивСтатьи
автор : Иван Деменьшин   03.04.2007

Понятие "альбом", на котором держится музыкальная индустрия, неразрывно связано с физическими носителями - пластинками, кассетами или дисками. MP3, плейлисты и шаффл делают искусственность "альбомов" всё очевиднее.

Во времена фонографов и первых патефонов вряд ли кто-то предвидел, какое огромное влияние технические ограничения окажут на музыку двадцатого века. Само понятие "альбом" появилось лишь несколько десятилетий назад.

Что такое альбом? Это набор композиций, собранный на одном физическом носителе - на виниловой пластинке, магнитофонной кассете или компакт-диске. MP3-файлы тоже объединяют в альбомы, но делают это лишь по привычке. Плейлисты, шаффл и вместительность цифровых плееров делают искусственность "альбомов" всё очевиднее.

На заре звукозаписи всю пластинку, как правило, занимала одна-единственная композиция - больше попросту не умещалось. Потом пластинки стали вмещать целых 45 минут записи, и традиция выпуска пластинки с одним хитом сошла на нет. Пришло время альбомов.

Следующая ступень развития носителей - магнитная лента во всех ее проявлениях. Она позволяла делать записи различной продолжительности, но индустрия не стала отказываться от стандарта, заданного виниловыми дисками. Появившиеся позже компакт-диски позволили записывать альбомы любой длины в 74 минут, и альбомный формат продолжал процветание.

Помимо изменения емкости, менялись и пользовательские возможности по отношению к носителям. Если записать виниловый диск в домашних условиях возможным не представляется, то с магнитной лентой дело обстоит иначе, с возникновением же CD возможности возросли до тиражирования копий, по качеству неотличимых от оригинала.

Пиратство стало первым ударом по сложившейся системе распространения музыки. Однако в девяностые годы, когда это явление стало по-настоящему масштабным, его последствием была лишь недополученная прибыль записывающих компаний, даже с учетом этих потерь имевших неплохой уровень продаж, и, соответственно, доходов.

Последствия очередного и, пожалуй, последнего удара по этой системе мы наблюдаем сейчас. В музыкальных интернет-магазинах или в пиринговых сетях композиции можно скачивать по одной, и очень многие пользуются этой возможностью. Все знают, что на редком альбоме есть больше пары-другой стоящих композиций. Их и скачивают, а всё остальное - игнорируют.

Результаты доказывают, что в крахе старой системы распространения записей виновны никак не пираты, с которыми музыкальным было так весело бороться все последние десять лет. После распространения легальных сервисов по продаже музыки треками продажи дисков продолжили стремительное падение.

Снижение уровня продаж дисков продолжается уже семь лет, с начала триумфального шествия MP3, однако первые месяцы этого года показали стремительное падение: на 20% от уровня тех же месяцев прошлого года.

Такую тенденцию демонстрируют и специализированные магазины в США, где пользователей онлайновых сервисов больше чем в остальных государства. В 2006 году закрылось около 800 магазинов, торгующих музыкой на компакт-дисках и других носителях.

Остающиеся более-менее доходными тиражи исполнителей, занимающих верхние строчи рейтингов продаются через сети обычных супермаркетов, специализированные же компании, торгующие музыкой остаются без клиентуры. Покупка дисков не самых ходовых исполнителей через некоторое время станет достоянием коллекционеров и диджеев, профессионально занимающихся музыкой, как стали в свое время виниловые диски.

Дистанцию между исполнителем и потребителем сократил MySpace и другие тематические блоги, находить себе подобных можно с помощью Last.fm, позволяющим и вовсе не качать музыку, а слушать индивидуально подобранное радио.

Разумеется, выпуск музыки на компакт-дисках продолжается: исполнители куда консервативнее публики. Но для записывающих компаний выпуск и продажа дисков постепенно становится скорее маркетинговым ходом, разновидностью рекламы. Провести презентацию и создать новостной повод для прессы пока еще проще, выпустив альбом, чем выложив очередное творение в MySpace.

Реклама контента, как того и следовало ожидать, вслед за самим контентом перемещается в интернет. Диски же переходят в категорию сопровождающих продуктов, вроде постеров, маек с логотипом исполнителя или турне, и прочей продукции для фанов, готовых выглядеть живой рекламой кумира.

Еще одна спокойная бухта, которую не потревожат новые высокотехнологичные способы распространения MP3 - коллекционные издания, записи уровня Hi-End, классическая музыка. Однако эта ниша ничтожно мала в сравнении с массовым рынком, ее аудитория - коллекционеры, любители качественного звука, и исполнителей, заинтересованных в такой аудиториеи, немного, тем более, что немалая доля подобного контента и вовсе может легально распространяться бесплатно из-за истечения срока действия авторских прав.

Те же, кто довольствуется качеством MP3, все реже и реже сталкиваются с "материальными" проявлениями музыки - копирование и приобретение контента теряет связь с реальной торговлей, все что можно перевести в цифровой формат, продается через сеть. И музыка - не единственное проявление этой тенденции.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.