В начале было слово: Филателист Лео
АрхивВо второй половине января компания Google предъявила иск к фирме Central Mfg. Изложение претензий доткома №1 заняло 222 страницы, но суть требований проста. Корпорация требует запретить владельцу Central Mfg.
Во второй половине января компания Google предъявила иск к фирме Central Mfg. Изложение претензий доткома №1 заняло 222 страницы, но суть требований проста. Корпорация требует запретить владельцу Central Mfg. чикагскому предпринимателю Лео Столлеру (Leo Stoller) использовать слово "Google", являющееся зарегистрированной торговой маркой. Как поясняется в иске, ответчик в течение долгого времени указывал названия "Google Brand Trademark Licensing" и "Google Brand Products and Services" в качестве исходящего адреса своей корреспонденции и использовал их на своих корпоративных бланках. Однако, по данным Google, таких организаций попросту не существует.
Кто-то уже догуглился
Слитное написание "trademark" используется в основном в США. В Европе, Гонконге и Сингапуре принято писать в два слова - "trade mark". А вот в российской правовой системе такого понятия, как "торговая марка", нет в принципе. Законодательством РФ охраняются только "товарные знаки" и "знаки обслуживания".
На самом деле конфликт между корпорацией и Столлером вспыхнул гораздо раньше. Началось все с того, что чикагский предприниматель несколько лет назад попытался доказать, что дотком носит свое имя незаконно, поскольку Лео зарегистрировал компанию со словом "Google" в названии еще шестнадцать лет назад. Особых успехов в противостоянии с интернет-гигантом Столлер так и не достиг. Тогда он сменил тактику, и в апреле прошлого года Central Mfg. подала в суд, требуя аннулировать регистрацию торговой марки "Google" на том основании, что имя компании стало нарицательным и глагол to google прочно вошел в английский язык в качестве синонима слова "искать". Кроме того, в иске делался акцент на неправомерность действий доткома, заставляющего убирать из словарей подобное определение. Там же приводилась цитата из статьи BBC News, в которой журналист недоумевал, почему Google вместо того, чтобы воспринять появление своего названия в повседневном лексиконе миллионов людей как комплимент, натравливает своих адвокатов на издателей справочной литературы. В своем блоге Столлер писал, что налицо типичный парадокс крайне успешных торговых марок. По мере роста популярности права собственности их владельцев становятся все более призрачными.
В декабре 2006 года американское госведомство TTAB (Trademark Trial and Appeal Board), занимающееся вопросами торговых марок, отказалось удовлетворить требования Столлера. Последний тут же стал утверждать, что Google влияла на решение федерального агентства, и заявил о неспособности TTAB выполнять возложенные на него обязанности. По мнению Столлера, отказ в аннулировании торговой марки прекрасно иллюстрирует тот факт, что в стране ничего не осталось от концепции "равного правосудия", но зато буйным цветом расцвело "то правосудие, которое вы можете себе позволить". В нынешнем судебном разбирательстве Столлер по-прежнему пытается доказать, что слово "Google" является общеупотребительным, а потому он имел право использовать его, как заблагорассудится. Трудно поверить, чтобы скандальный бизнесмен воспринимал свои претензии всерьез, однако от выбранной линии защиты он не отступает.
Вместе с тем достаточно взглянуть на количество листов в исковом заявлении доткома, чтобы понять, что на сей раз Google не собирается церемониться с поднадоевшим спорщиком. Попытки аннулировать исключительные права Google на свою торговую марку юристы доткома пытаются представить в суде, как форму вымогательства, подпадающую под закон RICO (Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act). Документ предусматривает как уголовное преследование (двадцать лет тюрьмы либо штраф с конфискацией незаконного приобретенного имущества), так и гражданское возмещение убытков в многократном размере за попытку "путем рэкета получать или сохранять, прямо или косвенно, интерес или контроль над предприятием, которое занимается международной торговлей". Если суд сочтет возможным применить RICO, Столлеру останется только посочувствовать. Тюрьма опытному сутяжнику вряд ли светит, но представители корпорации не скрывают, что намерены обанкротить своего оппонента и все его фирмы.
Автор чековой книжки
Настоящий переполох в западной финансовой индустрии устроила техасская компания DataTreasure и ее владелец Клаудио Бальярд (Claudio Balliard). Последний сумел получить пару патентов, описывающих базовые принципы работы с банковскими чеками, и в течение 2003–05 годов подал иски к пятидесяти банкам и финансовым компаниям, обвиняя их в незаконном использовании своей интеллектуальной собственности. Аргументам "тролля" вняли такие крупные корпорации, как американский инвестиционный холдинг JP Morgan Chase и французский производитель платежного оборудования Groupe Ingenico, а также Affiliated Computer Services, RDM, NetDeposit, NCR, Merrill Lynch и Community Banking Systems.
Все перечисленные организации выплатили лицензионные отчисления за право предоставлять клиентам финансовые услуги, связанные с чеками. В настоящее время рассматриваются иски DataTreasure еще к четырем участникам рынка: Bank of America, Citigroup, Wachovia и Wells Fargo. Параллельно с разбирательствами по поводу прежних патентов Бальярд подает заявки на новые "изобретения" - в частности, с описанием алгоритма электронной обработки чека.
Главным противником Клаудио можно назвать Джеральда Феллоуза (Gerald Fellows), старшего партнера юридической компании Michael Best & Friedric, публично призывающего представителей финансового рынка к объединению и согласованному противодействию "патентным троллям", в первую очередь DataTreasure и RAKTL. Феллоуз защищает интересы многих банков и компаний в разбирательствах, затеянных вышеупомянутыми фирмами.
Еще один ярый борец с "троллями" - Дон Родс (Don Rhodes), менеджер Американской ассоциации банкиров (ABA). Наряду с нелицеприятными высказываниями в адрес компаний, злоупотребляющих инструментами патентного права (DataTreasure он называет "патентным террористом"), Родс регулярно критикует тех, кто готов платить подобным фирмам, не доводя дела до суда.
Профессиональная специфика
Лео Столлер называет себя "экспертом по торговым маркам" и "предпринимателем в сфере интеллектуальной собственности", однако широким массам этот шестидесятилетний американец более известен под прозвищем "TM-тролль", которое получил по аналогии с "патентными троллями".
С 70-х годов прошлого века Столлер занимается тем, что оформляет на принадлежащие ему фирмы потенциально перспективные слова и выражения, которые могут быть использованы в названии продукции той или иной компании, и при случае начинает претендовать на лицензионные отчисления. В "словарике" у Лео имеются такие марки, как Stealth, Sentra, Dark Star, Air Frame, Havoc, Star Lite, Love Your Body, Chestnut, Stradivarius, Trillium, 24 Karat, Annihilator, Aquilla. Aerospace, Merchant of Venice, Night Stalker и др. Столлер утверждает, что получал отступные от весьма крупных корпораций, в том числе Wal-Mart.
Справедливости ради отметим, что чикагский бизнесмен занимается еще и продажей спортивных товаров под самыми разными брэндами, что, кстати, позволяет ему в случае чего отбиться от обвинений в неиспользовании той или иной торговой марки. Насколько прибыльна эта сторона деятельности предпринимателя, остается загадкой. И уж явно не из восхищения высокими продажами спортинвентаря о Столлере писали в New York Times и Chicago Sun-Times, а интервью с ним транслировали по Fox News и CBS News. Человек, попытавшийся сделать состояние на несовершенстве законодательства в сфере интеллектуальной собственности, вызывает интерес независимо от его "морального облика".
К тому же сам Столлер в личном блоге позиционирует себя в качестве носителя высокой и благородной миссии. Ему очень нравится разъяснять бизнес-сообществу важность ежедневного контроля над использованием своих брэндов и говорить об угрозе со стороны злоумышленников, которые только и ждут, когда владельцы марок ослабят внимание. Лео заботится о том, чтобы корпорации не забывали о законодательстве в сфере защиты интеллектуальной собственности, и по мере сил и возможностей демонстрирует отдельным компаниям допущенные промахи в регистрации торговых марок. Для этого он регулярно подает в TTAB протесты на заявки той или иной компании, посягнувшей на "его" слова. Впрочем, периодически его действительно привлекают в ходе чужих судебных заседаний в качестве эксперта по торговым маркам.
Естественно, что при такой интересной работе Столлеру и самому приходилось участвовать в судебных разбирательствах, требуя компенсацию от фирм, неосторожно задействовавших элементы его коллекции в коммерческих целях. С нескольких компаний ему удалось выбить роялти, которые выплачиваются ему по сей день, однако в целом дела Столлера уже давно не ладятся. Суд отклонил несколько крупных исков Лео. Как минимум в семи случаях "эксперту" пришлось оплатить судебные издержки, а в 2005 году Столлер и вовсе был признан "надоедливым истцом" (vexatious litigation), что существенно ограничило его возможности в подаче исков и жалоб. Определение vexatious litigation редко встречается в судебной практике. В частности, в свое время сильно досадил судам Дэвид Линдсей, который, получив травму, завалил исками множество врачей, страховых фирм и компанию-работадателя, несмотря на то что почти сразу ему была выдана компенсация в $120 тысяч [Интересно, кстати, что в апреле 2006 года суд дал Линдсею перерыв, чтобы тот без помех смог подать иск на табачную компанию Philip Morris за вред, причиненный курением его здоровью].
Ежевичные разборки
Деятельность "патентных троллей" стала известной широким массам потребителей, далеким от перипетий инновационного бизнеса, относительно недавно. Этому поспособствовала громкая огласка судебного конфликта между канадским производителем гаджетов Research in Motion (RIM) и американским патентным фондом NTP.
Наиболее успешным продуктом RIM стал BlackBerry, один из первых коммуникаторов, появившийся на рынке в 1999 году. Это был небольшой девайс с QWERTY-клавиатурой и монохромным экраном, работавший в DataTAC-сетях. Разработчики акцентировали внимание на удобном сервисе e-mail и не прогадали. Продукт завоевал массовую популярность, и многие пользователи хранят верность любимому девайсу по сей день. Последняя версия BlackBerry 8100 вполне соответствует требованиям, предъявляемым к современным коммуникаторам. Гаджет оснащен цветным дисплеем с разрешением 240х240, камерой, microSD-слотом, медиапроигрывателем, трекболом и поддерживает работу с EDGE. Ряд аппаратных и программных новшеств, реализованных RIM в BlackBerry, в разное время лицензировали Nokia, Motorola, Samsung, Siemens, Sony Ericsson и HTC.
Между тем руководство NTP, владеющее патентами на технологии работы с e-mail в беспроводных сетях, утверждает, что RIM незаконно использовала чужую интеллектуальную собственность при создании BlackBerry. Впервые обвинения прозвучали в 2001 году. В конце 2002-го суд признал RIM виновной и обязал компанию возместить истцам ущерб в размере $23 млн. Но самое главное, судья наложил запрет на производство и продажу коммуникаторов в США, а также на работу онлайн-сервисов BlackBerry, которыми пользуются более 3 млн. американцев.
В 2004 году юристы RIM подали апелляцию, утверждая, что американские законы не могут применяться по отношению к фирме, зарегистрированной в Канаде. Суд не внял этому аргументу. Тогда в 2005 году RIM предложила выплатить NTP $450 млн. - рекордную для патентного иска сумму. Однако стороны так и не пришли к согласию.
RIM инициировала перепроверку патентов NTP и получила отсрочку выполнения судебного решения до получения результатов из USPTO. Вскоре после начала проверки в феврале 2006 года один из патентов был признан недействительным. Однако судья Джеймс Спенсер заявил, что не намерен ждать окончательного заключения USPTO, и в марте 2006 года вынес решение по затянувшемуся делу. RIM разрешили производить и продавать коммуникаторы, а также поддерживать работу онлайн-сервисов, однако обязали выплатить NTP $612 млн. Таким образом, иск был удовлетворен частично.
Начало карьеры
Впервые Лео попытался сорвать куш в 1980 году, когда узнал, что голливудская компания Carolco Pictures собирается выпустить на экран фильм "Терминатор". Одноименная торговая марка к тому времени у Столлера уже имелась. Однако бизнесмен замешкался и не успел вовремя опротестовать название, чтобы добиться от кинопроизводителя переименования картины или же лицензионных отчислений. Забегая вперед, скажем, что когда ему вновь пришлось столкнуться с голливудским бизнесом, он действовал уже оперативнее.
В следующий раз Столлер напомнил о себе в 1996 году, затеяв тяжбу с софтверным разработчиком Centra 2000. Через свою компанию S Industries Столлер заявил о правах на торговую марку "Sentra" и потребовал отчислений за выпущенную под этим названием систему управления данными. Суд решил дело в пользу Centra 2000, поскольку при регистрации марки в TTAB представители S Industries не указали среди возможных вариантов ее использования категорию "компьютерное аппаратное и программное обеспечение". Кроме того, судья решил, что Столлер существенно увеличил издержки софтверной компании на адвокатов предумышленным затягиванием процесса, и постановил компенсировать расходы Centra 2000. Напоследок скажем, что марка "Sentra" получила большую известность не как программный продукт, а как модель автомобиля, причем Столлер утверждает, что представители Nissan вели с ним переговоры, прежде чем приступить к выпуску машин.
Несмотря на хранимую на протяжении жизни верность любимому занятию, Столлер не ограничивался торговыми марками. По крайней мере, в августе 2002 года его имя появилось в иллинойской прессе совсем по другому поводу. Тогда генеральный прокурор штата Джим Райан (Jim Ryan) возбудил дело в отношении Столлера, обвиняя его в нелегальном сборе денежных средств якобы в пользу пострадавших во время терактов 11 сентября 2001 года. На принадлежащем Лео сайте giveagiftonline.com, где предлагалось делать пожертвования, были указаны двенадцать благотворительных организаций. Деньги должны были направляться на их счета, но, как выяснилось в ходе следствия, ни одна из них не получила от Столлера ни цента.
Впрочем, обвинение не утверждало, что Лео присвоил собранные деньги, а акцентировало внимание на отсутствии лицензии благотворительной организации. Райан просил суд оштрафовать Столлера на $80 тысяч и предупреждал, что сумма может возрасти, если обвинение получит информацию о том, что через сайт успели пройти пожертвования. Параллельно прокурор предлагал откликнуться людям, переводившим деньги на giveagiftonline.com, но таковых не нашлось. А сам Столлер поспешил закрыть ресурс вскоре после начала расследования. В итоге его оштрафовали на $2 тысячи и запретили заниматься благотворительной деятельностью на территории штата. Это судебное решение Столлер добросовестно выполнил.
Тролль в телекоме
Одним из самых удачливых "аггрегаторов" телеком-патентов считается Рональд Кац, основатель компании RAKTL (Ronald A. Katz Technology Licensing). Кац изначально специализировался на решениях для организации call-центров. Еще в 1961 году он подал заявку на патентование идеи верификации потребительских платежей по телефону без участия человека, с использованием автоматизированной системы. Впоследствии он заполучил патенты, описывающие бесплатные номера, автоматическое распределение звонков, CTI-системы (computer telephone integration) и базовые принципы распознавания речи.
Всего Кац сформировал портфолио из более чем полусотни патентов, что позволило ему заключить лицензионные договоры с шестьюдесятью компаниями, среди которых American Express, Bank of America, Citibank, Delta Air Lines, AT&T, Gallup Organizations, HP, IBM, Microsoft и др. В 2004 году директор USPTO возбудил проверку легитимности по десяти патентам, принадлежащим Кацу. В трех случаях было установлено, что описанные идеи не настолько устарели, чтобы отменять исключительные права RAKTL на их использование. По семи другим патентам проверка продолжается по сей день. Если этот аудит закончится в пользу Каца, то ко времени окончания действия последнего принадлежащего ему патента прибыль RAKTL, полученная за все время существования компании, может достигнуть $2 млрд.
И это при том, что Рональд старается особо не раздражать своих "партнеров" и устанавливает скромные размеры лицензионных отчислений по сравнению с другими "патентными троллями". В результате долгие десятилетия RAKTL не участвовала ни в одном судебном разбирательстве, а ее требования по выплатам роялти удовлетворялись в частном порядке. Лишь относительно недавно Кац был вынужден начать пять процессов, решение по которым пока не вынесено.
Stealth в руках троллейя
Когда на заводе "Лебедянский" сочли оригинальной дизайнерскую задумку с товарным знаком "Я" для своих соков, представителям предприятия сразу же пришлось столкнуться со сложностями, так как по закону буквы и цифры правовой защите не подлежали. Для оформления пришлось продвигать букву в качестве графического элемента. В заявке живописался "желто-золотистый цвет буквы с переходами в светло-зеленый".
Самым известным словечком, которое зарегистрировал Столлер, стало "Stealth". Лео обзавелся маркой в 1985 году. Тогда это слово казалось потенциально перспективным с точки зрения брэндинга спортивных товаров, традиционного конька Столлера. Но памятуя о негативном опыте разбирательств в Centra 2000, он зарегистрировал "Stealth" в качестве названия пятидесяти категорий товаров и услуг, в которые входили даже страховые консультации. Как оказалось, не зря. Позднее в маркетинговой индустрии, а затем и в потребительском сознании "Stealth" начали увязывать со скрытой постороннему взгляду мощью и энергией. В таком ключе слово приобретало гораздо большую рекламную ценность и становилось интересным производителям самого широкого круга товаров и услуг. Причины метаморфоз в ассоциациях очевидны. На вооружении американских ВВС появился не обнаруживаемый радарами бомбардировщик B2 с соответствующим прозвищем.
Подрядчик Пентагона компания Northrop Grumman, занимавшаяся созданием самолета, выплатила Столлеру ровно 10 долларов и пообещала не использовать слово в названиях непрофильной продукции, например компьютерных игр. Обе стороны удовлетворились таким раскладом. Было выказано уважение к принципам интеллектуальной собственности, о которых так печется Столлер, а ему самому не пришлось отступать или судиться с военным ведомством, что, независимо от результатов разбирательства, вряд ли положительно сказалось бы на судьбе Лео.
Но вот с поползновениями гражданских фирм он так не церемонился. Перво-наперво Столлер обратил внимание на использование слова в названиях потребительской электроники и выразил претензии компаниям Kmart, JVC и Matsushita (Panasonic), которые, однако, не сочли нужным обогащать "ТМ-тролля". Вместо этого первые два производителя удалили слово со своих сайтов, а Panasonic убрал его из названий продуктов.
Некоторые так легко не сдавались, и Столлеру приходилось обращаться в суд. Но судьи никак не хотели признавать правоту претензий Столлера, полагая, что "Stealth" является общеупотребительным словом и его фигурирование в названиях товаров вряд ли способно ввести потребителя в заблуждение относительно производителя той или иной продукции. Все требования Лео по поводу данного слова (в общей сложности около шестидесяти процессов) так и не были удовлетворены.
Более того, в 1997 году он сам проходил ответчиком по иску компании Timex, которая владела правами на марку часов "Stealth". Столлер попытался наладить продажи часов под тем же брэндом, что не прошло незамеченным. Поведение Лео показалось руководителям Timex беспардонным еще и потому, что контролируемая Столлером компания Stealth Industries уже получила от них $20 тысяч за обязательство не использовать это слово в названии часов.
А самым громким случаем стала тяжба с кинокомпанией Columbia Pictures, которая в 2005 году запустила в прокат фильм "Stealth", посвященный судьбе военно-морских летчиков. Столлер подал иск, в котором требовал запретить использование слова в названии картины и в сувенирной продукции. Однако в Columbia Pictures отступные, которые, видимо, могли бы стать самой крупной компенсацией за всю карьеру Лео, платить не захотели. Суд же установил, что ни одна из товарных категорий, в которых Столлер зарегистрировал свою марку, не была связано с кино и единственное, на что он может рассчитывать, так это на лицензионные отчисления с игрушечных самолетов и видеоигр по мотивам фильма. Если, конечно, в Columbia Pictures надумают выпускать эту продукцию.
Впрочем, некоторые компании, стремясь избежать судебных разборок, шли на поводу у Лео. Например, Столлеру заплатили калифорнийские поставщики бейсбольных бит Stealth. К победам Лео можно также отнести отказ TTAB зарегистрировать Stealth в качестве названия кондиционеров некой компании York Int. в 2003 году, по той причине, что Столлер когда-то торговал аналогичной продукцией под этим брэндом. Приплатили Лео и владельцы рекламного агентства Cramer-Krasselt, разместившие в Интернете юмористическое промо-видео по адресу stealthdisco.com.
С тех пор Столлер начал тщательнее приглядываться к различным URL в поисках знакомых слов, и если его интерес не угаснет, то вскоре "ТМ-тролль" может переквалифицироваться в киберсквоттеры и будет именовать себя уже экспертом по использованию доменных имен. Правда, доткомы восприняли притязания Столлера предельно враждебно. Так, группа InterActivist Network, получив первое же письмо Лео, в котором тот жаловался на незаконное использование компанией адреса stealthisemail.com, начала собирать пострадавших от действий Столлера, дабы, наконец, дать ему достойный отпор. Вошла ли Google в этот "антистоллеровский" союз, неизвестно, но показательную порку, которую сейчас устраивает корпорация, приветствуют представители как онлайнового, так и офлайнового бизнеса.
От копиров и подгузников к ксероксам и памперсам
Примеры слов, фактически потерявших статус торговых марок
Джакузи
Популярность гидромассажных ванн от Jacuzzi Inc. сделала марку общеупотребительным словом.
Дихлофос
Поскольку в СССР выпускался только один аэрозольный инсектицид, то под этим названием в России по сей день понимают весь спектр химических средств для аналогичного применения.
Аспирин
Марка Aspirin принадлежит немецкому фармацевтическому концерну Bayer AG. В России используется для обозначения препаратов ацетилсалициловой кислоты от любого производителя. Арбитражный суд РФ отказал Bayer AG в признании торговой марки "Аспирин" собственностью компании, поскольку срок действия соответствующего товарного знака, зарегистрированного еще в дореволюционной России, уже истек.
Вазелин
Маркой Vaseline владеет производитель косметики Unilever.
Героин
Марка Heroin зарегистрирована на все тот же концерн Bayer AG, который распространял препарат в качестве сильного обезболивающего, до тех пор пока не были выявлены ныне всем известные побочные эффекты применения.
Йо-Йо
Yo-Yo - игрушка в виде шарика на веревочке, созданная в Yo-Yo Manu-
facturing Company. В 1965 году суд отклонил требование компании запретить упоминание слова в названиях конкурентных клонов.
Киви
Начальное название фрукта - китайская актинидия. Под маркой Kiwi продавались актинидии, выращенные в Новой Зеландии (одноименная птица - эмблема этой страны).
Лайкра
Эластичное синтетическое волокно Lycra изобрела фирма DuPont (которой, кстати, принадлежат такие торговые марки, как бронежилетный Kevlar и сковородочный Teflon), позднее уступила товарный знак компании Invista.
Акваланг
Марка Aqua-Lung принадлежит компании U.S. Divers. В ряде стран (в том числе в европейских) служит общим обозначением для класса подводных дыхательных аппаратов. Изначально нарицательным названием для таких устройств является слово "скуба" (SCUBA, Self-contained underwater breathing apparatus, "автономный аппарат для дыхания под водой").
Мультилок
Израильская компания Mul-T-Lock выпустила на рынок один из первых замков блокировки переключения передач.
Одеколон
Формально торговой маркой считать нельзя, так как элитные духи Eau De Cologne (фр. "вода Кёльна") появились еще в 1709 году, то есть до появления понятия интеллектуальной собственности. Но, по сути, речь тоже идет о конкретной продукции, тогда как сейчас это название означает класс туалетной воды, характеризующийся меньшей, чем в духах, концентрацией ароматических веществ.
Тамагочи
Виртуальных питомцев Tamagotchi впервые поставила на рынок японская компания Bandai, которая ревниво относится к попыткам конкурентов использовать это имя в похожей продукции. Во избежание проблем многие клоны распространяются под названием Tamagutchi.
Скотч
Scotch и Scotch Tape - зарегистрированные торговые марки американской компании 3M, специалисты которой изобрели липкую ленту.
Эскимо
Мороженое в шоколадной глазури Esquimau первой начала продавать компания Gervais в начале прошлого века. Позднее фирму поглотил концерн Danon, который владеет торговой маркой по сей день.
Джип
Jeep - линейка внедорожников компании Daimler Chrysler.