Четыре фантастических рецепта защиты от потепления
АрхивСтатьиГрадус споров о потеплении растёт куда быстрее средней температуры на планете. Когда миллиардер Ричард Бренсон посулил солидную сумму за проект решения проблемы, недостатка в проектах не было.
Градус споров о глобальном потеплении растёт куда быстрее, чем средняя температура на планете. Европейские политики всерьёз обсуждают нефтяную "диету", которая сократит зависимость Старого Света от поставщиков нефти и газа, британцы митингуют перед тепловыми электростанциями, противники Буша пользуются темой климата, чтобы пробиться в Белый дом, а Белый дом делает вид, что ничего не происходит.
На таком фоне даже обещание чудаковатого миллиардера Ричарда Бренсона выложить на бочку 25 миллионов долларов за стоящий проект решения проблемы глобального потепления выглядит не таким уж экстравагантным. Условия задачи непросты: каждый год в течения десяти лет нужно избавляться от миллиарда тонн углекислого газа. Есть спрос - предложения тоже найдутся. Хотя бы фантастичные.
Летний зонтик для планеты
Авторы этого проекта предлагают вывести на высокую гелиостационарную орбиту гигантский рой из триллионов (да-да!) маленьких спутников. Впрочем, слово "спутник" вызывает ненужные ассоциации. В данном случае, речь не идёт о сложных аппаратах, начинённых дорогой электроникой. В космос полетят диски из прозрачной плёнки диаметром 61 сантиметр, весящие около грамма.
Размеры облака прозрачных дисков производят впечатление. Если этот проект решат реализовать, оно станет самым крупным объектом, который создало человечество. Диаметр облака сравним с диаметром Земли, а по длине в десять раз превышает диаметр нашей планеты. По подсчётам автора проекта Роджера Энджела, триллионы дисков, висящих над Солнцем, будут рассеивать 10% солнечного света.
Вопрос в том, как именно вывести на орбиту триллионы пластиковых дисков. Даже если каждый из них будет весить не более грамма, суммарная масса окажется неэкономично велика. Автор проекта предлагает запускать диски в космос не стандартными ракетоносителями на химическом топливе, а предложенными Национальной лабораторией Сэндиа "электромагнитными пусковыми установками". Это сократит расходы на запуск примерно в пять тысяч раз. Чтобы сформировать облако, двадцать установок должны запускать очередные порции каждые пять минут в течение десяти лет.
Фантастика какая-то, право слово. Впрочем, требуемые на проект 100 млрд долларов в год, согласно пресс-релизу Университета Аризоны, составляют только 0,2 американского ВВП. В апреле прошлого года Энджел представил свой проект NASA и в июле ему выделили деньги для продолжения исследований.
Пылища на орбите
Не менее амбициозный проект состоит в том, чтобы организовать Земле "пылевой зонтик". Автор идеи - Кёртис Страк из Университета штата Айова в Эймсе. Он предлагает отгородиться от Солнца гигантским облаком из лунной пыли. Почему лунной? Страк считает, что частицы лунного грунта имеют наиболее подходящий размер для того, чтобы рассеивать солнечный свет.
Пыль предлагается "вдувать" из двух точек, расположенных на орбите Луны, так чтобы сформировались два гигантских облака, каждое из которых раз в месяц проходило бы между Солнцем и Землёй, сокращая количество солнечного света, попадающего на поверхность планеты, а точнее, каждый раз примерно на 20 часов полностью загораживая Солнце. Да здравствуют два солнечных затмения в месяц.
В проекте, описание которого было опубликовано в Журнале Британского межпланетного общества, уже нашли уязвимое место. Когда облака будут оказываться по другую от Солнца сторону Земли, они будут не рассеивать солнечные лучи, а отражать их прямо на Землю. Страк считает, что это не беда - всё равно солнечного света будет попадать на планету намного меньше.
О финансовой стороне данного проекта пока ничего не сообщается.
Серу в атмосферу
Голландский метеоролог, нобелевский лауреат Пауль Крутцен, продвигает теорию, согласно которой один из главных промышленных загрязнителей - сера - способен обнулить парниковый эффект.
В августе прошлого года на конференции по глобальному потеплению в Тель-Авиве Крутцен заявил, что "отгрузка" в атмосферу одного миллиона тонн серосодержащих соединений в год приведёт к понижению средней температуры на планете до такой степени, что парниковый эффект сойдёт на нет.
Крутцен тогда ссылался на результаты расчётов, произведённых с помощью "наилучших современных моделей" климата. С прошлого августа были произведены дополнительные расчёты, которые подтверждают его идею.
Слой сульфатов на высоте приблизительно 16 км над поверхностью планеты увеличат количество отражаемого солнечного света, и, соответственно, уменьшат количество солнечного излучения, достигающего поверхности Земли.
Самое забавное, что на протяжении нескольких лет мир отчаянно боролся с сульфатным загрязнением атмосферы. Именно сера является основным компонентом кислотных дождей, не самым здоровым образом сказывающихся на растительном и животном мире планеты. На колу мочало, начинай сначала?
Нет, говорит Крутцен. Объём сернистых соединений, необходимых для эффективной борьбы с глобальным потеплением, составит лишь очень небольшой процент от того количества сульфатов, что до сих пор ежегодно выкачиваются в нижние слои атмосферы, несмотря на все усилия по сокращению сульфатных выбросов.
В сущности, сама идея бороться с глобальным потеплением с помощью сульфатов не нова. Впервые про неё заговорили, когда извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году привело к снижению среднегодовых температур во всём мире на два года. Однако её даже не обсуждали, пока за дело не взялся Крутцен, получивший в 1995 году Нобелевскую премию в области химии за свои исследования озонового слоя. Теперь даже нервные в таких вопросах гринписовцы считают, что идея Крутцена подлежит обсуждению.
Железо в море
Один из самых интересных и относительно реалистичных проектов выглядит, на первый взгляд, довольно своеобразно. Его инициаторы считают, что для борьбы с глобальным потеплением требуется железо.
Зачем железо и почему именно оно? Дело в том, что этот элемент является ключевым условием для роста планктона. А ведь именно на долю планктона приходится порядка 50% фотосинтеза во всём мире.
В 400 км к юго-западу от Галапагосских островов простирается обширный морской регион, многие годы представлявший загадку для океанологов - практическим отсутствием фитопланктона на поверхности вод. Картографы XIX столетия называли его Пустошью (Desolate Zone). И хотя в воде содержатся практически все питательные вещества, необходимые для растительной жизни, планктона почти нет. Подобное, кстати, наблюдается, в общей сложности, на 20% поверхности мирового океана.
В 1989 году океанолог Джон Мартин выдвинул гипотезу, в которой попытался объяснить причину подобного явления. По его мнению, причина - в дефиците железа в водах Пустоши. Для производства хлорофилла растениям необходимо железо, а его недостаточное содержание в воде немедленно приводит к тому, что планктон перестаёт расти.
Мартин предположил, что если бы количество планктона в мире удалось увеличить, "засеивая" моря железом, планктон вытянул бы из атмосферы очень существенное количество углекислого газа: "Дайте мне полтанкера железа, и я вам устрою новый Ледниковый период".
Спустя несколько месяцев Мартин скончался от рака, но эксперимент, который он планировал, всё-таки состоялся. Научное судно Columbus Iselin вышло из порта Панамы и направилось в Пустошь. С его кормы в океан вылили почти полтонны измельчённого сульфата железа в слабом кислом растворе. Результаты опыта оказались противоречивыми: да, планктон начал активно расти, но далеко не настолько активно, как предполагали участники экспедиции.
В 1995 году эксперимент повторили, но сульфат железа сбрасывали уже тремя отдельными порциями. И вот тут эксперимент продемонстрировал полнейший успех: воды Пустоши позеленели буквально за ночь. Естественно, тотчас же появились и все остальные представители "пищевой цепочки": рыбы всех видов и размеров, морские черепахи и т.д. К концу второй недели планктон вырос в таких количествах, что, как показали подсчёты, поглотил и переработал 2500 тонн CO2.
Стоит отметить, кстати, что аналогичный эксперимент был проведён впоследствии и в 2002 году, - в очередной раз удалось доказать, что от добавления железа в воду планктон начинает буйно разрастаться.
Однако и до сих пор к идее Мартина океанологи относятся как минимум с подозрением. И их можно понять: океан - сложная и малоизученная экосистема. Разрастающийся в переизбытке планктон может поглотить не только углекислый газ, но и все те питательные вещества, которые необходимы отнюдь не только ему. Следствием может стать стерилизация Океана. Что это означает, объяснять кажется излишним.
Почти все проекты, даже если и не фантастичны с технической точки зрения, то наверняка потребуют фантастических затрат для реализации. Экологи сходятся на том, что снизить выбросы углекислого газа в атмосферу будет дешевле, чем пытаться убрать его из атмосферы. Однако вопрос борьбы с выбросами парниковых газов слишком сильно замешан на политике. Главными источниками CO2 считаются США и Китай. И если в США сторонников борьбы с выбросом углекислого газа хватает, то повлиять на Китай сложнее.