Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
13.02.2007

Умри, несчастная! - Не верь глазам своим - Но сады сторожат… - Ты меня уважаешь? - Голубой гигант дает джазу - Все флоги в гости к нам - Миллион пингвинов (круче миллиона леммингов) - Водитель, я тебя знаю! - Свободный софт на палочке - Где тебя носит? - Зигзаг зрения - Война полов - Откуда кальций? - Чувство жажды

Умри, несчастная!

Едва Windows Vista добралась до прилавков, как от пользователей, поспешивших с апгрейдом, посыпались сообщения о недоработках, обнаруженных в системе. Так, некоторые обладатели топовой Vista Ultimate в США и Канаде, имеющие право на льготную покупку дополнительных лицензий для установки на домашние ПК, не смогли воспользоваться рекламным предложением. Причем заманчивая возможность приобретения Vista Home Premium всего по 50 долларов для многих явилась решающим аргументом в выборе самой дорогой модификации операционки. В Microsoft обещают разобраться и вернуть обиженным покупателям законное право сэкономить.

Неприятный сюрприз Vista преподнесла и владельцам iPod. Неразлучный компаньон популярного плеера - ПО iTunes - в ряде случаев напрочь отказывался "дружить" с новой ОС. Apple предостерегла пользователей от поспешного апгрейда, предложив дождаться новой версии софта, решающей проблему. Можно вспомнить, что собственная разработка Microsoft - портативный медиапроигрыватель Zune - тоже не слишком ладит с Vista. Быть может, корпорация потихоньку приучает нас жить без музыки? Ведь если все барьеры, интегрированные в операционную систему, заработают в полную силу, то о пиратском изобилии можно будет забыть.

А вот из стана специалистов по безопасности поступило совсем уж неожиданное предупреждение о потенциальной бреши в Vista, связанной с модулем распознавания речи. Помимо удобств работы с компьютером голосовое управление открывает новую лазейку злоумышленникам. Бесхитростный звуковой файл, полученный, например, по почте, может содержать команды, активирующие удаление файлов, и стать причиной многих других неприятностей (вроде незаметной загрузки трояна с определенной веб-странички). В Microsoft не отвергают возможность "вербальной атаки", но отмечают, что особо важные системные функции (форматирование дисков, создание учетной записи) не подвластны речевым командам. К тому же для успешного проведения "звуковой диверсии" необходимо большое везение: система распознавания речи должна быть включена, микрофон и динамики корректно настроены (что, в общем, не так уж маловероятно, учитывая популярность Skype и прочих голосовых чатов). Так что перед проигрыванием сомнительного музыкального файла лучше проверить его содержание вдали от впечатлительного Vista-ПК. Да, и не забудьте убрать своего любимого говорящего попугая подальше от компьютера. Чем черт не шутит. АЗ

Не верь глазам своим

Противоречивая сделка Novell и Microsoft продолжает давать поводы для новостных заметок - и нередко порождает нелепые спекуляции. Для начала партнеры объявили о крупном контракте с сетью магазинов Wal-Mart, в которой Novell SuSE Linux будет использоваться совместно с Windows благодаря виртуализации (и, кстати, вместе с уже давно внедренными Red Hat Enterpise Linux). Негативное отношение сообщества свободного софта к "дружбе" Novell с Microsoft привело к тому, что и эти достижения были восприняты не слишком благосклонно.

Масла в огонь подлила сенсационная статья, распространенная агентством Рейтер: якобы Free Software Foundation под давлением сообщества планирует запретить Novell продавать SUSE Linux, воспользовавшись авторским правом на ключевые компоненты системы (библиотеку glibc, компилятор gcc и множество других утилит проекта GNU). Заметка наделала много шума, хотя знающие люди сразу смекнули, что здесь какая-то ошибка, поскольку сама формулировка вопроса "а не запретить ли?" противоречит философии и принципам свободного софта. Решив выпустить код под лицензией GPL, разработчик уже не сможет "передумать" и отозвать лицензию, а тем более запретить распространять программу одной конкретной компании. Единственное, что может положить конец действию GPL, это нарушение ее условий лицензиатом, однако по общепринятому мнению сделка MS/Novell не противоречит букве GPLv2.

Дальнейшие комментарии юрисконсульта FSF Эбена Моглена (Eben Moglen) прояснили ситуацию. Как и ожидалось, журналисты Рейтер не вполне разобрались в происшедшем, вырвали несколько цитат из контекста, и... получилось то, что получилось. На самом деле единственное, что может сейчас сделать Free Software Foundation, - это принять решение о включении в очередной черновик третьей версии лицензии GPL, которая сейчас готовится, формулировки, блокирующей подобные "патентные пакты", - разговоры об этом идут уже давно, а окончательное решение будет принято в течение двух недель. Но даже если FSF выпустит финальную GPLv3 (что произойдет далеко не завтра) и станет использовать ее для "своих" компонентов GNU/Linux, права Novell на код, выпущенный ранее под GPLv2, полностью сохранятся. Однако компании в этом случае придется выбирать - либо взять последнюю версию этих компонентов, выпущенных под GPLv2, и продолжать развивать их (а также все остальные программы под GPLv3) самостоятельно, без поддержки FSF и существенной части сообщества, либо каким-то образом расторгнуть сделку с Microsoft. Впрочем, можно просто подождать пять лет, на которые эта сделка заключена.

Какие-то еще новости принесет нам неожиданная дружба заклятых врагов?.. ИЩ

Но сады сторожат…

Окончен долгий бой. С конца 1970-х не утихали баталии по поводу использования торговой марки со словом "Apple" и изображением яблочка. В 1981 году было, кажется, достигнуто соглашение, что Apple Inc. будет использовать свою марку применительно к компьютерам, а Apple Corps, принадлежащая Полу Маккартни, Ринго Старру, Йоко Оно и (теперь) наследникам Джорджа Харрисона, - свою применительно к музыкальным делам. По соглашению 1991 года первая даже выплатила второй 26,5 млн. долларов, чтобы разрешить вновь возникшие споры.

Казалось, каждый мог спокойно есть свое яблоко, но прогресс тяжелой лапой попрал эти планы. С развитием Интернета и появлением службы iTunes Music Store компьютерная компания оказалась вовлечена в музыкальные дела, как говорится, по самые уши. В результате конфликт снова разгорелся: в каталоге онлайнового магазина Apple Inc., успевшего стать самой популярной "музыкальной лавкой" в Интернете, до сих пор не было ни одной песни The Beatles. И что самое интересное, "цифровой бан" почему-то перекинулся и на другие музыкальные сервисы Сети - классику ливерпульской четверки в Интернете распространяли лишь пираты.

Положение может измениться с заключением 5 февраля соглашения, по которому права на яблочную марку отходят к компании Джобса, но некоторые лицензируются обратно The Beatles (редкий случай, когда первоначальный владелец брэнда согласился сдать позиции, - Apple Corps была основана задолго до компьютерного "однофамильца", в 1968 году). "Мы любим The Beatles, - сказал Джобс. - Было неприятно ссориться с ними из-за торговых марок".

Сразу же посыпались прогнозы - когда же мелодии великой группы станут доступны клиентам iTunes. Джобс дал богатую пищу для размышлений блогосфере и аналитикам, продемонстрировав способности iPhone показом обложек битловских альбомов и проигрыванием песни "Lovely Rita".

Теперь ждем-с. Учитывая, что с октября 2001 года в мире было продано больше 88 млн. iPod'ов, для The Beatles яблочки могут оказаться поистине райскими. ИП

Ты меня уважаешь?

"Впечатляющего успеха в минувшем году добилась компания Microsoft". Обычно начинающиеся этой фразой статьи пестрят цифрами с огромным количеством нулей, сопровождающихся знаком "$". Впрочем, на сей раз обойдемся без скучной бухгалтерии, ведь нынешняя победа редмондского гиганта лежит отнюдь не в материальной плоскости: ему удалось взлететь на первое место в Reputation Survey ("рейтинге репутаций") американских компаний, составляемом газетой Wall Street Journal совместно с аналитическим бюро Harris Interactive.

Популярный на отечественных просторах вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, от имени воротил заокеанского бизнеса широкой публике задавался уже в восьмой раз. Лауреаты определялись в два этапа: вначале участникам анонимного телефонного опроса было предложено назвать пару компаний, пользующихся самой завидной репутацией, и пару аутсайдеров. Затем в ходе онлайнового голосования шесть десятков лидеров были аттестованы бригадой из 22480 "судей". Каждая компания получила по два десятка оценок, разбитых на полдюжины категорий: "финансовые показатели", "социальная ответственность", "атмосфера на рабочем месте", "качество продуктов", "видение перспектив", а также просто "эмоциональная привлекательность".

Получив "отлично" почти по всем статьям, редмондцы за год поднялись на шесть позиций, сорвав майку лидера с компании Johnson & Johnson, ухитрившейся продержаться на вершине рейтинга с самого его основания. Удачный год выпал и на долю Apple, уверенно продолжающей конвертировать успех своих "айподов" в потребительский "капитал доверия" и поднявшейся с 27-го на 22-е место. Впрочем, кое-кому из "хайтековцев" Фортуна в минувшем году показала зубы. О том, как имидж компании чувствителен к малейшим скандалам, можно судить по незавидной судьбе Dell, скатившейся с 15 строчки на 23-ю: крупнейшего американского производителя PC подвели "огнеопасные" батарейки от Sony. Похожий жребий выпал и HP, которую разгоревшиеся в высших эшелонах "шпионские страсти" отодвинули с 31-го на 38-е место. Впрочем, несмотря на небольшие заносы на виражах, технологическая индустрия Соединенных Штатов прочно удерживает титул безоговорочной обладательницы "приза зрительских симпатий", легко обойдя туризм, розничную торговлю и легкую промышленность. Главные же неудачники сезона собрались в буксующем из-за цен на бензин автомобильном секторе: это General Motors и Ford, ухнувшие вниз аж на 19 и 18 позиций соответственно.

В чем же причина столь внезапной любви к Microsoft? По мнению многих аналитиков, львиной долей триумфа редмондцы обязаны щедрости своего отца-основателя, принесшего ей солидный балл в графе "социальная ответственность". Похоже, на смену дрожащему за каждый цент "Гигадоллару Биллу" в массовом сознании пришел филантроп, безвозмездно жертвующий миллиарды на борьбу с голодом и болезнями. "Он показал, что печется больше о людях, чем о деньгах. Как бы мне хотелось, чтобы и другие "шишки" последовали его примеру", - бесхитростно замечает одна из респонденток. Эх, ее бы слова - да боссам в уши… ДК

Голубой гигант дает джазу

IBM, в последнее время активно играющая на поле разработки ПО и, в частности, open source, обнародовала планы создания революционной среды для разработчиков под названием Jazz. Она станет расширением среды Eclipse (некогда произошедшей от IBM'овской же VisualAge, а ныне разрабатываемой как open source независимой Eclipse Foundation).

Спустя десятилетия после того, как распределенная работа стала возможна теоретически, наконец-то начали массово появляться поддерживающие ее инструменты. И что важно - доступные "простым смертным" и небольшим компаниям, а не только многомиллиардным корпорациям (в "дорогом" сегменте рынка решения были и раньше). Для простого и удобного сотрудничества через Интернет много сделали продукты студии 37signals (чье имя тесно связано с понятием Web 2.0), но они были предназначены для "взаимодействия вообще"; IBM же намерена сыграть в нише взаимодействия писателей программ. Проект Jazz (запуск намечен на июль) использует новейшие технологии IBM Research. Его главная цель - обеспечить простое, быстрое и удобное взаимодействие разработчиков; создать коммуникационную среду, которая "знает" о коде, разработке, языках программирования (например, мессенджер, в котором можно было бы передавать куски кода - в них будет сохраняться не только подсветка синтаксиса, но и "привязка" к проекту - контекстные подсказки, "перейти к определению этого метода" и т. п.).

Очевидно, что наибольшую пользу от таких средств получат команды, использующие гибкие, неформализованные методологии - в частности, задействованные во многих открытых проектах. К слову, и сам Jazz (как и основа-Eclipse) - проект вполне открытый, рассчитанный на широкую поддержку программистским сообществом. ВШ

Все флоги в гости к нам

С тех пор как на белом свете появился первый блог, жизнь бизнес-воротил заметно осложнилась. Стоит выйти новому товару, как дотошные блоггеры тут же попробуют его "на вкус", покопаются внутри и, точно сорока на хвосте, разнесут по Интернету вести о недоделках и конструкторских промашках. Впрочем, изворотливые пиарщики не зря едят свой хлеб: в последнее время они все чаще пытаются "бить врага его же оружием", создавая поддельные блоги, куда в изобилии помещают скрытую рекламу продуктов. Это явление распространилось так широко, что для фальшивых блогов в языке сетян даже появилось новое слово "флог" (от английского "faked blog"), а авторитетный среди американских потребителей сайт Consumerist.com в прошлом году учредил специальную премию, присуждаемую лучшим "блог-подделкам".

По итогам голосования посетителей на сайте определилась заветная тройка финалистов-2006. Одним из них стало детище компании Wal-Mart - флог Wal-Marting Across America, от первого лица описывающий приключения супружеской пары, странствующей на четырех колесах по югу Соединенных Штатов. В перерывах между посещением живописных каньонов и карабканием на неприступные вершины путешественники предавались земным радостям. То и дело наведываясь в универмаги Wal-Mart, они в превосходной степени упоминали достоинства этих магазинов для путешественников, включая низкие цены и бесплатные ночные стоянки для автомобилей. Другим претендентом на победу стала компания McDonald's, на счету которой целых два флога, посвященных игре в "монополию", проводимой среди посетителей ресторанов. Один из них велся от имени рядового игрока, помешанного на приобретении полного набора заветных карточек с названиями компаний, а другой - от лица победительницы, сорвавшей куш в 2004 году. "Бывали вечера, когда мы специально не готовили дома, чтобы наведаться в ресторан и принять участие в игре", - делится своим секретом новоявленная миллионерша.

Победителем-2006 с огромным отрывом стала компания Sony, весьма оригинально отрекламировавшая свою консоль PlayStation Portable при помощи флога All I Want For Christmas Is A PSP ("Все, что мне нужно на Рождество, это PSP"). В роли "лирического героя" выступил подросток, заполучивший вожделенную игровую приставку и делящийся опытом со сверстниками. А опыт весьма богат: стремясь достать необходимые четверть килобакса, парень мучил родителей усиленными занятиями на ударной установке, а также часами поигрывал у них на глазах в изготовленную своими руками бумажную копию PSP, стремясь надавить на жалость. Как выяснилось позднее, за спиной у мальца стояла "креатура" Sony - рекламная компания Zipatoni. Ее руководству и был отгружен главный приз: роскошная статуэтка с изображением позолоченных фекалий.

Несмотря на то что о подавляющем большинстве флогов можно говорить лишь в прошедшем времени (сразу после их разоблачения создатели тут же удаляют "улики" из Сети), победителю нынешнего конкурса отнюдь не грозит кануть в Лету. Как саркастически отметил в своем поздравительном письме главный редактор "Консьюмериста" Бен Попкен (Ben Popken), "поскольку, по непонятным причинам, на прежнем месте лауреат исчез, вклад Zipatoni в развитие флогов отныне увековечен на сайте alliwantforxmasisapspflog.com".

Стоит заметить, что в английском языке слово "флог" применяется в популярном фразеологическом обороте "to flog a dead horse" ("стегать мертвую лошадь"), что означает напрасную трату сил. Что ж, если сетевые дозорщики и впредь будут начеку, то флоггеры очень скоро поймут, что на этой дохлой кобыле далеко не уедешь. ДК

Миллион пингвинов (круче миллиона леммингов)

Давным-давно отшумели бурные дискуссии о том, что же такое "сетература", насколько это явление самостоятельно и имеет ли оно право на существование, и вот "настоящая" сетевая литература начала-таки появляться. Немалую роль в процессе сыграли "вебдванольные" формы контента - блоги и вики. Но если "блог-как-литература" - форма уже привычная (есть даже специальный Blooker Prize), то вот художественная литература в форме вики - вариант куда более редкий. Но все же существующий: первого февраля было запущено экспериментальное произведение "A Million Penguins".

Проект, затеянный крупным международным издательством с британскими корнями Penguin (отсюда название книги: имя издательства плюс поговорка "миллион леммингов не может ошибаться") и британским же Университетом Де Монфорта, не преследует никаких коммерческих целей. Декларируемая задача - изучить возможности приложения принципов open source и user-generated content к художественному творчеству. Поэтому издателей и профессоров заинтересовал потенциал идей wiki - не только аспекта "все могут редактировать всё", но и, к примеру, возможность связать ссылками готовые куски с "еще ненаписанным".

Понятно, что "дословный" перенос принципов той же Википедии в "пингвиний проект" невозможен (хотя вики-движок использован тот же, MediaWiki), и тому есть множество причин: например, нет никаких критериев "проверки истинности" (то есть выбора из нескольких версий одного и того же текста "самого правильного" или "самого полного"). Поэтому у "пингвино-вики" несколько десятков добровольных модераторов - это студенты курса Creative Writing and New Media, преподаватель которого Джереми Эттингхаузен (Jeremy Ettinghausen) и является главным куратором проекта. Для студентов участие в "пингвинах" - не только интересный опыт, но и часть задания по курсу. Школяры-модераторы выполняют несколько задач - от административных (пресекают в зародыше "войны правок" и массовые откаты изменений) до художественно-идеологических (следят за связностью "романа", а также за отсутствием скользких тем).

Еще одно ограничение, отличающее "A Million Penguins" от "документальных" вики-проектов, - ограничение в 250 слов на каждую правку. Это можно понять: если для Википедии главное - фактическая верность и полнота статьи (даже если ее писал один человек), то для исследователей из Penguin и DMU гораздо важнее, чтобы создание текста было по-настоящему "совместным" результатом деятельности большого сообщества писателей (то есть ситуация, когда один-единственный пользователь записывает целую "главу", неприемлема).

За первую неделю февраля авторы "пигвинов" получили уже столько опыта, что хватит на несколько диссертаций (или на небольшую, но хорошо продающуюся книгу). Не все аспекты этого опыта были позитивными - несколько раз под наплывом посетителей падал сервер, проблемы вандализма и спама оказались более трудными, чем казалось в начале работы, - но, как бы то ни было, проект живет и развивается, а правки в тексте "романа" вносятся каждую секунду. Собственно, "романов" уже несколько: "главная линия" - "Novel B" (альтернативный сюжет с теми же героями), а на дискуссионных страницах обсуждается еще и третий вариант. Во всех сюжетных линиях повествование пока развивается линейно, а преимущества "сетевой" структуры вики-ссылок используются в основном для описания/обсуждения отдельных героев, мест и "артефактов". Сейчас в официальном блоге проекта муссируются разные варианты "направления активности писателей" - не то "заморозить" список главных персонажей, не то, напротив, призывать пользователей писать альтернативные варианты глав - чтобы сюжет стал нелинейным.

Текущий вариант пингвино-романа - несколько простоватый, но определенно симпатичный образчик абсурдистской литературы - можно увидеть на сайте с предсказуемым названием amillionpenguins.com. ВШ

Водитель, я тебя знаю!

Изящный симбиоз современных технологий и рекламы реализован в США. В четырех городах страны компания MINI USA, американская "дочка" BMW, начала занятный эксперимент по внедрению уникальных интерактивных рекламных щитов. Установленные вдоль дорог, они на первый взгляд мало отличаются от своих традиционных собратьев. Но когда к ним приближается клиент MINI USA, биллборды незамедлительно демонстрируют свои коммуникативные способности. Рекламный щит встречает водителя жизнерадостным приветствием (правда, не голосовым, а текстовым) и даже называет его по имени! "Привет, Джон! Как дела?" - вряд ли от придорожного плаката можно ожидать чего-то более приятного.

В основе трюка лежит уверенно покоряющая мир технология RFID. Брелок автомобилиста, заменяющий ключ зажигания, содержит радиомаяк, благодаря которому установленный перед щитом считыватель и узнает нужных людей на расстоянии до 150 м (используется частота 433 МГц). Все, что необходимо для дорожной популярности, - сообщить MINI USA свои данные и, разумеется, владеть автомобилем Mini Cooper. Текст сообщений генерируется динамически, на основании анкеты, заполненной и включающей имя, род деятельности, ласковое прозвище железного коня и некоторые другие специфические сведения. Кроме того, система не забудет поздравить шофера с днем рождения и, что очевидно, действует, даже если обладатель волшебного брелка передвигается на машине другого производителя или вовсе прогуливается пешком.
Разгорающаяся истерия по поводу угрозы приватности со стороны меток RFID не обошла стороной и этот невинный с виду эксперимент. Однако представители MINI USA решительно отмели нападки правозащитников. Передаваемый чипом идентификационный номер зашифрован и вряд ли представляет интерес для злоумышленников, к тому же участие в программе сугубо добровольное. Пожалуй, единственную реальную неприятность могут доставить хакеры, если им удастся взломать протокол взаимодействия биллбордов с центральным сервером и демонстрировать окружающим лозунги собственного сочинения.

Тестовый этап программы рассчитан на три месяца, и в случае успеха MINI USA готова увеличить число "общительных" рекламных щитов на дорогах. Впрочем, повсеместное распространение подобных систем не сулит гражданам ничего хорошего. Все-таки вечерняя прогулка, во время которой тебя с каждого столба окликают по имени и интересуются здоровьем, легко может породить желание больше никогда не выходить из дома. ИК

Свободный софт на палочке

Именно под таким заголовком - "Free software on a (USB) stick" - пишут об этой акции блоггеры. Парижские власти планируют раздать 15–16-летним учащимся 175 тысяч USB-флэшек. На них будет записан браузер, клиент электронной почты, интернет-мессенджер, набор офисных программ, аудио- и видеоплеер. Весь этот набор позволит проверять почту, пользоваться закладками и документами на любом компьютере в школе, у друзей или в интернет-кафе. Акция направлена на сокращение "цифрового разрыва" между детьми разных семей. Как заметили представители региональных органов власти - это гораздо дешевле, чем покупать каждому по ноутбуку.

Предполагается, что в качестве браузера будет использоваться Firefox, почтовиком станет Thunderbird, а офисные функции возьмет на себя OpenOffice. Конкретный набор ПО определит компания, которая выиграет контракт на поставку флэшек, но все программы должны быть из категории open source. На закупку флэшек в этом году планируется потратить 2,6 млн. евро. Подобная сумма не должна нанести серьезного ущерба местному образовательному бюджету, составившему в прошлом году 728 млн. евро. Если акция пройдет успешно, в будущем году ее можно будет повторить.

Этот проект можно преподнести как сильный ход французских чиновников в борьбе с пиратством. Действительно, если у программы нет запрета на копирование - то какие вообще могут быть разговоры о пиратстве? Идея безусловно достойна подражания. СК

Где тебя носит?

Все идет к тому, что бдительные родственники, потерявшие блуждающих где-то гуляк, перестанут то и дело в сердцах повторять этот вопрос. Местоположение любителей "забегов на длинные дистанции" скоро можно будет без особого труда выяснить с точностью до нескольких метров. Порукой тому - кроссовки с вмонтированным GPS-приемником, обещающие появиться на прилавках в нынешнем году.

В начале января компания IsaacDaniel объявила о выпуске пробной серии "умных" спортивных туфель. В подошву кроссовок, на первый взгляд ничем не отличающихся от своих обычных собратьев, вшит целый коммуникационный центр: следящий за местоположением GPS-сенсор и GSM-блок, позволяющий обувке самостоятельно общаться с внешним миром. При желании по мобильной связи можно передавать не только координаты, но и температуру тела, а также частоту сердцебиений хозяина; предусмотрена также "тревожная" кнопка, размещенная на подъеме стопы. Цена новых кроссовок сравнительно невелика (в пределах 350 долларов), но, как видно, их создатели еще возьмут свое с отчислений от услуг мобильного сервиса. Пока что роскошью "обувного общения" могут насладиться лишь жители Флориды, где местный провайдер ID Conex уже открыл 24-часовой сервис поддержки "умной обуви".

Если модель от IsaacDaniel ориентирована скорее на любителей спорта, то "умные кроссовки" от компании GTX Corporation призваны угодить бдительным родителям. "Изюминкой" новой модели, названной Xplorer (на фото) и обладающей тем же набором коммуникационных причиндалов, является опция GeoFencing ("геоизгородь"), позволяющая очертить область, за пределы которой обладателю кроссовок выходить не рекомендуется. В случае, если строптивое чадо забредет за "изгородь", на мобильник бдительных "предков" сразу поступит тревожный сигнал. Заряда батареи должно хватить на несколько дней. Дебют "обувного стража" состоялся 1 февраля на выставке Международной обувной ассоциации в Лас-Вегасе, а к началу лета он должен поступить в продажу (правда, цена новинки пока держится в секрете). Несмотря на стильный и практичный фасон "Эксплорера", уже сейчас ясно, что он вряд ли станет хитом продаж: что ни говори, а найти тинейджера, который по доброй воле наденет шпионящий за ним кроссовок, будет не так-то просто. ДК

Зигзаг зрения

Оригинальную "складную" линзу разработали ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Пластина толщиной всего пять миллиметров способна заменить высококачественный объектив фотоаппарата всемеро большей толщины.

По словам разработчиков, идею нового устройства они заимствовали у широко используемого астрономами рефлектора Кассегрена, изобретенного еще в 1672 году. Этот телескоп состоит из двух смотрящих друг на друга соосных зеркал. Главное большое вогнутое зеркало телескопа с отверстием посередине концентрирует свет на маленькое, слегка выпуклое или плоское зеркало. Малое зеркало отражает свет назад, в центральное отверстие главного зеркала. За этим отверстием расположен глаз наблюдателя или фотоприемник. Труба такого телескопа получается вдвое короче, чем у классического линзового рефрактора, поскольку лучи света в нем "сложены".

Новая линза - это, по сути, учетверенный телескоп Кассегрена, поскольку свет в ней отражается от зеркал взад-вперед восемь раз. Опытный образец ученые изготовили из прозрачного кристалла флюорита (фторид кальция) диаметром шесть сантиметров и толщиной всего пять миллиметров. Центральная часть внешней поверхности диска покрыта плоским отражающим слоем и свет в пластину проникает только сквозь кольцо по периметру. Несмотря на узость кольца, его площадь составляет значительную часть площади всего диска. С другой стороны диска расположены четыре кольцевых зеркала сложной формы, которые последовательно концентрируют свет в центр устройства. Эти зеркала вырезают на специальном токарном станке с алмазным резцом. Однако при массовом производстве достаточно только один раз сделать сложную форму, а потом можно будет штамповать пластины из пластика или стекла.

Несмотря на то что свет в новом устройстве проходит через кристалл флюорита, оно работает не как обычная линза, а является зеркальной оптической системой. Поэтому "складная" линза не страдает от многих присущих обычным линзам оптических искажений. Ее можно применять в инфракрасных приборах ночного видения и в других устройствах, работающих в широкой спектральной области вплоть до ультрафиолета. В экспериментах ученые сравнили свою плоскую линзу с обычным высококачественным объективом с фокусным расстоянием 38 миллиметров и получили очень близкие по качеству изображения.

Авторы надеются, что новинка найдет применение в сотовых телефонах и портативных фотоаппаратах, выводя получаемые изображения на качественно иной уровень. Кроме того, подобные линзы будут полезны в беспилотных самолетах наблюдения, системах безопасности и везде, где нет места для громоздкой оптики. Теперь ученые работают над новой складной линзой, в которой фторид кальция заменен воздушным зазором и есть возможность изменять фокусное расстояние. ГА

Война полов

Все-таки не зря поднимают то здесь, то там тему взаимоотношения полов во время космических полетов. Очень трудно гарантировать, что между мужчиной и женщиной не возникнет нечто большее, чем простые рабочие отношения, особенно если речь идет не о разовом общении, а о длительном пребывании вместе. Нескончаемые тренировки, обучение, сам полет, и все - в одной команде. Чем больше времени на это отпущено, тем больше вероятность того, что в какой-то момент проскочит эмоциональная искра, столкнутся чьи-то личные интересы.

Печально, что еще задолго до начала длительных межпланетных путешествий всем этим опасениям нашлось подтверждение. В начале февраля в Орландо была арестована астронавт Лиза Мария Новак (Lisa Marie Nowak). Ее обвиняют в попытке убийства, нанесении оскорблений, попытке кражи автомобиля, а также в сокрытии улик. Вряд ли кто-то ждал подобного от замужней 43-летней женщины, имеющей троих детей. Причиной всему стал пресловутый любовный треугольник. Новак проходила службу в одном отряде с астронавтом Уильямом Офилейном (William Oefelein), который и стал предметом ее страсти, а потом и ревности к другой женщине. С этой дамой, капитаном ВВС США, Лиза Новак и пыталась выяснить отношения на автостоянке аэропорта Орландо, а улики и свидетельства говорят о том, что если бы не арест, то одними угрозами дело бы не ограничилось.

Участники конфликта не летали вместе в космос, но трудно предполагать, что бы произошло, если бы выяснение отношений произошло на орбите или где-то посередине между Марсом и Землей. Спору нет, внутри чисто мужского или чисто женского коллектива тоже можно найти немало поводов для противостояния, но лица противоположного пола часто играют роль катализатора отношений. Как тут не вспомнить древнюю примету насчет женщины на борту корабля… Отметим только, что в российском эксперименте "Марс-500" среди отобранных добровольцев представительниц прекрасного пола нет. АБ

Откуда кальций?

Астрономы из Нидерландского института космических исследований определили концентрацию нескольких элементов, присутствующих в горячем межзвездном газе, окружающем двадцать два скопления галактик (так называемых галактических кластеров). Эти измерения проводились с помощью аппаратуры космической рентгеновской обсерватории XMM-Newton, принадлежащей Европейскому космическому агентству.

Типичный галактический кластер содержит сотни галактик, каждая из которых, в свою очередь, имеет в своем составе миллиарды звезд различных типов. Самые тяжелые из них производят в своих недрах элементы вплоть до железа, а затем коллапсируют и превращаются в сверхновые, рождая и более тяжелые элементы. Все эти продукты внутризвездных термоядерных реакций рассеиваются по космическому пространству и включаются в состав межзвездного газа. Сверхновые другого типа (сверхновые Ia) вспыхивают в тех случаях, когда белый карлик отсасывает на себя вещество обычной звезды-соседки, чаще всего красного гиганта. Когда его растущая масса доходит до так называемого предела Чандрасекара, карлик претерпевает гравитационный коллапс и взрывается сверхновой, оставляя после себя нейтронную звезду. Собранные данные свидетельствуют о том, что обследованные кластеры несут в своем газовом окружении продукты взрывов примерно ста миллиардов сверхновых.

Голландские ученые во главе с Йелле де Плаа (Jelle de Plaa) измерили концентрацию кислорода, неона, кремния, серы, аргона, кальция, железа и никеля. Полученные результаты примерно соответствуют теоретическим предсказаниям, однако за одним исключением - содержание кальция оказалось в полтора раза выше, нежели ожидалось. Не исключено, что этот результат заставит астрофизиков внести коррективы в общепринятые модели звездной эволюции и возникновения сверхновых. Второй неожиданный результат состоит в том, что примерно половина из упомянутых ста миллиардов сверхновых принадлежит типу Ia. Для нашей Галактики соответствующий показатель гораздо меньше, не более 15 процентов. АЛ

Чувство жажды

Возможно, споры о воде на Марсе не утихнут до тех пор, пока избранные земляне собственноручно с помощью лопаты не перекопают все подозрительные места на поверхности Красной планеты. Порою кажется, что вода и жизнь на Марсе - это почти религия. Иногда ученых так и спрашивают: верите, мол, в то, что там есть вода? И некоторые искренне отвечают: верю!

Американский зонд Mars Express провел исследование атмосферы Марса, благодаря которому астрономы смогли сделать вывод о том, что скорость эрозии атмосферы под влиянием солнечного ветра была до сих пор сильно завышена. Последние до недавнего времени данные по этой проблеме были получены еще советским "Фобосом-2" в 1989 году, и если верить "Фобосу", то нынешняя сухость на поверхности Марса вполне закономерна. Отсутствие воды и кислорода хорошо соотносилось с полученными нашим аппаратом сведениями. Однако приборы Mars Express утверждают, что в исследования почти двадцатилетней давности вкралась ошибка: результаты отличаются почти в сто раз.

Если так, то существовавший ранее, как некоторыми считается, мировой океан на Марсе просто не мог успеть испариться. Следовательно, эта самая вода до сих пор там, только под поверхностью. Mars Reconnaissance Orbiter вскоре попробует отыскать воду с помощью радаров на глубине один метр, а если ее так и не удастся найти, то всегда можно сказать, что она где-то глубже.

Тут уместно вспомнить, что когда в 2004 году Cassini измерил скорость вращения Сатурна вокруг своей оси, то период вращения на целых шесть минут отличался от результата, полученного "Вояджерами". При этом никто не подверг критике точность приборов старых зондов, было заявлено, что скорость вращения и впрямь поменялась. В нынешнем же сообщении о Марсе старые данные сразу признаны ошибочными, и никто не обмолвился о возможной ошибке измерений сейчас, хотя разница в два порядка это очень серьезно.

К чести ученых, из их уст прозвучал тезис, что скорость, с которой Марс теряет сегодня атмосферу, может быть во много раз меньше скорости сотни миллионов лет назад. Наши знания об эволюции планетной системы неполны, нам мало что известно о том, как менялось с годами Солнце и солнечный ветер. В конце концов, Марс мог потерять воду вследствие катастрофы или по какой-то иной причине, о которой пока ничего неизвестно. АБ

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.