Gradatim Ferociter
АрхивСтатьиНегосударственные компании, специализирующиеся на космических полётах, пока делают только первые шаги, но делают их с упорством, достойным уважения.
Похоже, начинает складываться интересная тенденция: большие дела творятся с минимальным пафосом, хотя из каждого "полевого" испытания можно было бы делать шоу... Впрочем, возможно, отсутствие полной уверенности в успехе как раз и заставляет осторожничать, и вести все работы за наглухо закрытыми дверями.
13 ноября 2006 года "вдали от мира" компания Blue Origin произвела опытный запуск аппарата под названием Goddard. Это лишь первая часть, первый этап программы по созданию частного суборбитального корабля под названием New Sheppard.
Их аппарат взлетел невысоко, лишь на сотню метров, но задачи поднять его до суборбитальной высоты с первого раза в компании Blue Origin и не ставили.
Фактически, единственное, чем это событие было отмечено, так это вечеринкой в пустыне "для своих" - да небольшим фото- и видеоотчётом, который глава компании Джефф Безос (он же - создатель Amazon.com) выложил на сайте Blue Origin спустя почти два месяца.
Ad Astra
С середины прошлого века, когда СССР и США начали свои космические программы, космос являлся областью сугубо государственной по обе стороны границы. Космическая гонка между двумя сверхдержавами долгое время так оставалась подкрашенной в камуфляжные цвета, даже при том, что и Союз, и США отправляли бесчисленное количество космических аппаратов к разным объектам Солнечной системы и, в конце концов, вполне активно сотрудничали, когда речь касалась чистой науки.
Тем не менее, "путь в открытый космос" частным лицам и негосударственным организациям США открыли лишь совсем недавно. Тотчас же выяснилось, что желающих - целая очередь. У всех, при этом, водятся деньжата, и, как выясняется, иногда очень неплохо с технической частью.
Обращает на себя внимание и тот факт, что многие из коммерческих "космических" компаний возглавлены людьми, которых так и тянет назвать "цветом ИТ-бизнеса".
Это Ричард Брэнсон (ах, простите, сэр Ричард Брэнсон), руководитель медийной империи Virgin, и, соответственно, её космического подразделения Virgin Galactic. Virgin имеет сугубо касательное отношение к IT, но, тем не менее, имеет.
Это Джон Кармак из id Software, автор игр Doom и Quake, чьё "космическое" детище носит название Armadillo Aerospace.
Это Элон Маск, создатель платёжной системы PayPal, - а теперь руководитель компании Space Exploration (SpaceX), разработчик ракетоносителя Falcon 1.
Наконец, это тот самый Джефф Безос, основатель Amazon.com, - и его Blue Origin.
Gradatim Ferociter
Blue Origin - наверное, одна из самых конкретных в коммерческом плане частных аэрокосмических компаний. Во всяком случае, они сразу определились, что их предел мечтаний - это космический суборбитальный туризм. На разработку соответствующего корабля и брошены все нынешние усилия команды Безоса.
Публичная секция сайта Blue Origin - полупуста. На первой странице - фотоотчёт о состоявшемся 13 ноября пробном запуске Goddard, испытательной капсулы, созданной в рамках первого этапа программы по созданию суборбитального корабля многоразового использования New Sheppard.
"Утром 13 ноября 2006 года мы запустили и посадили Goddard... Запуск стал и делом, и развлечением, - посмотреть на это и поддержать нашу команду пришли многие друзья и члены семей", - пишет Безос.
Судя по выложенным там же видеозаписям (что характерно, один из роликов снят камерой, размещённой то ли на днище, то ли на боку капсулы, но так, что выхлопы из сопел никак на неё не повлияли), аппарат благополучно взлетел и мягко приземлился. Высота покорилась, кстати, очень небольшая - 87 метров. Рассчитывали ли на большее? Вряд ли.
В конце выложена фотография самого Безоса, держащего в руках сломавшуюся-таки пробку от исполинской бутылки шампанского: "Вся моя работа в этот день заключалась в том, чтобы открыть шампанское, - и то я умудрился сломать пробку. По счастью, остальные наши операции с клапанами прошли более успешно".
Ну а дальше самое важное: весь отчёт написан, по-видимому, для того, чтобы заявить о целом списке открытых вакансий (в соседнем разделе Careers перечислены 16 позиций).
"Blue Origin ведёт активный приём на работу; особенно мы нуждаемся в инженерах с большим опытом работы над реактивными двигателями и турбомашинами, а также в руководителе отдела турбонасосов..."
Безос расхваливает на все лады уже имеющуюся команду, но, видимо, для того, чтобы двигаться дальше, нужно что-то большее. Девиз на их эмблеме - Gradatim Ferociter - переводится с латыни "Шаг за шагом, дерзновенно". Отличный, надо сказать, лозунг для аэрокосмического стартапа, не так ли?
Per Astera
О чём НЕ говорится ни слова на этом сайте, так это о том, что 2 декабря проводились ещё некоторые испытательные мероприятия. Все работы над New Sheppard/Goddard до недавнего времени производились практически в полном молчании, без какого-либо регулярного общения с прессой. Политика компании состоит в том, в частности, что никаких комментариев по части успешности или неуспешности того или иного испытания они не дают в принципе.
Поэтому сведения о случившемся второго декабря СМИ удалось выудить только окольными путями - через техасских авиадиспетчеров, на чьей территории находится ранчо Безоса, оборудованное под "космодром".
Так что случилось второго декабря? А ничего: были два запуска двигателя Goddard, но взлёт не состоялся. Возможно, Blue Origin просто проводили какие-то плановые работы с двигателем.
Популяризированной Булгаковым русской поговорке "тоже мне бином Ньютона" в английском языке соотвествует "It's not a rocket science" ("Это не ракетная наука"), вполне отражающая положение вещей.
Да, это чертовски сложно, это требует изрядных умственных способностей и, как сказано на сайте Blue Origin, "подлинной страсти" в отношении своей работы.
Потому что от проблем, ошибок и неудач не застрахован никто. Если взглянуть на события, только за прошлый год произошедшие с частными аэрокосмическими компаниями, то мы увидим:
- Неудачный, по сути, запуск "частного" ракетоносителя Falcon 1
- Крушение ракетоносителя SpaceLoft XL, разработанного частной компанией UP Aerospace
- Премия X-Prize для потенциальных создателей "космического лифта" и аппаратов для посадки на Луну остались у организаторов; посадочные модули, которые пытались разработать соратники Кармака по Armadillo Aerospace, испытаний не выдержали. Как ни печально.
Наверняка, проблем будет много, и чем дальше - тем больше. Однако уже вполне очевидно, что ближайшее будущее в этой области, вероятнее всего, за частным капиталом или за комбинацией частного и государственного, просто потому, что у современных государств масса других забот, и космос их привлекает всё меньше.
Частным компаниям легче привлечь людей, одержимых космосом. Особенно, если их руководители, состоятельные - и состоявшиеся - бизнесмены, такие как Безос, - сами им одержимы.
Gradatis Ferociter.