Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Будущее как образ массового сознания

Архив
автор : Михаил Ваннах   24.01.2007

Картинка в "КТ" #660, с.21, к теме номера "Будущее в прошедшем". Большеголовые люди будущего с автоматическими винтовками. И - поразительное, хоть заметное только совсем узкому специалисту обстоятельство, - тип пуль, заряжаемых в винтовку.

Картинка в "КТ" #660, с.21, к теме номера "Будущее в прошедшем". Большеголовые люди будущего с автоматическими винтовками. И - поразительное, хоть заметное только совсем узкому специалисту обстоятельство, - тип пуль, заряжаемых в винтовку. Длинные цилиндрики с округлой головкой. Характерно для 1880-х годов. В реальности такие были у 6,5-мм винтовок конструкции Фердинанда Манлихера.

Лет тридцать пять назад обрезы Манлихеров-Каркано еще встречались на юге России - память об итальянских дивизиях, разгромленных под Сталинградом. Ко времени Второй мировой эти винтовки и патроны безнадежно устарели, их пытались заменить более совершенными еще во время абиссинской кампании Муссолини. Но именно этим боеприпасом было совершено убийство Джона Ф. Кеннеди, завершившее эпоху либерально-технологического оптимизма.

Технологический оптимизм был присущ и нашему Отечеству. Недавно автор этих строк столкнулся со случаем поразительной эффективности обучающих программ. Мальчик, к четырехлетию получивший в подарок компьютер, за месяц освоил азбуку. После этого захотелось вспомнить - когда же впервые пришлось прочитать о домашнем компьютере, используемом для обучения. Оказалось, было это очень давно.

В 1957 году Детгиз выпустил в свет книгу Виталия Мелентьева "33-е марта". Через год она была переиздана для нерусских школ, с ударениями над словами. Простенькая история паренька из 1955 года, так переживавшего по поводу перевода из мужской школы в смешанную, "к девчонкам", что убегал в тундру, замерзал в пургу и возвращался к жизни при глобальной "оттепели" через полвека. Сюжет бесконфликтен, построен в основном на описании технологических чудес года 2005-го, как и было принято в те времена.

Многое в этой книге кажется наивным. Глобальное потепление наступает не от повышения содержания CO2 в атмосфере, а от благотворного действия атомной энергии. Действительно - тюменская нефть и уренгойский газ, на которых базируется современная российская экономика, тогда еще не были открыты. Да и вообще, полувековой давности глобальные оценки запасов углеводородов были скорее занижены. В ФРГ, скажем, предполагалось, что непосредственно от угля энергетика перейдет к ядерным станциям. А мечты школьника 2005 года о покупке новой машины - с атомным двигателем вместо "электронки" с аккумуляторами, заряжаемыми или от ЛЭП, или от солнечных батарей на крыше и крыльях…

Но сбывшиеся прогнозы поражают своей точностью. Глобально функционирующая мобильная связь. Правда, на уровне автомобиля. В квартирах - плоские широкие телеэкраны. Космическое телевещание. И - домашние вычислительные машины. Что совсем не типично для 1950-х годов, эры ламповых "Уралов" и БЭСМ; возможности счета в них, конечно, имеются, но совсем не являются главными. Как и в современных ПК.

Мультимедийная телеконференция. Данные приборного диагностического исследования воскресшего мальчика транслируются по всему миру по широкополосным каналам.

Промышленное строительство, сильно напоминающее современное монолитное. Только несущие конструкции в воображаемом мире формируются не из бетона, а из произведенного атомным реактором расплава. Но "столярка" - один в один современные пластиковые окна и двери, ламинат, панель и т. п.

Неумолимый императив экономической эффективности, диктующей необходимость повышения производительности труда, достижимого лишь при массовом производстве.

И - неизбежные последствия для социальных структур. Не описанные не только у В. Мелентьева (н-да, попробовал бы он порассуждать о них даже в хрущевскую оттепель…), но и у американских SF-авторов 40–50-х годов.

У советского автора подсобные работы на стройке 2005 года выполнялись школьниками, проходящими всеобщее политехническое обучение, а отнюдь не гастарбайтерами, бежавшими от власти "всенародно избранного" племенного вождя. Очень симпатично, но недостижимо. Сверхвысокая глобальная производительность довольствуется в производственной сфере небольшим количеством работников. При крайне высоком количестве производимых благ. Которые слишком часто распределяются слишком несправедливо.

А авторы американской SF о социалистическом перераспределении писали даже во времена маккартизма. Но вот внутренний цензор не давал им представить изменения на уровне семьи, которые неизбежно должна была повлечь модернизация труда и быта. Еще Станислав Лем в "Фантастике и футурологии" отмечал, с каким поразительным простодушием расселялись по галактикам традиционные семьи с традиционной гендерной схемой, в реальности Первого мира не пережившие 80-х… Эпоху массовой женской занятости, дешевых контрацептивов, комфортных в эксплуатации автомобилей, бытовой техники, полуфабрикатов (к которым относятся не только пельмени с соевым наполнителем, но и охлажденное разделанное мясо, очищенные креветки, экзотические фрукты и т. п.).

Но это проблемы социального, гуманитарного видения будущего. А технологический образ грядущего советский модернизационный проект формировал вполне успешно, глядя вперед через десятилетия. Однако реализовала эти чудеса науки совсем иная общественная система.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.