Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Островной ажиотаж

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   24.01.2007

Один из читателей как-то поинтересовался, обращает ли редакция внимание на сериал "Остаться в живых" (оригинальное название - "Lost"), ставший ярким событием 2006 телегода, и на ажиотаж вокруг него в форумах и блогах.

Один из читателей как-то поинтересовался, обращает ли редакция внимание на сериал "Остаться в живых" (оригинальное название - "Lost"), ставший ярким событием 2006 телегода, и на ажиотаж вокруг него в форумах и блогах. Спешу, хоть и с задержкой, сообщить - на сериал внимание обращаем. Тем более на ажиотаж, потому что ажиотаж - питательная среда для СМИ.

Пока я спешил с ответом, по экранам прогромыхал другой фильм, "Остров", - и тоже с большим ажиотажем. В центре обоих фильмов - некий "остров", но главное, что роднит два незаурядных произведения, - они всерьез атакуют не новую, прямо скажем, проблематику - как жить? что есть жизнь? для чего мы живем?
Публику, сознательно или нет, привлекает именно это - потому что при удручающей неновизне эти проблемы все равно актуальнее других. Но любопытно сравнить, насколько два фильма не то что различны в своем подходе к этим проблемам - а несовместимы, невозможны в одной реальности. Каждый из них выстраивает свою виртуальную реальность, в которой и ставятся вечные вопросы.

В "ОвЖ" эта реальность состоит из нескольких слоев. Низший слой - благодатный остров, населенный монстрами и "Другими", как сцена действия. Над ним - другая жизнь, где есть бункеры с кнопками и таинственная криптограмма, с которыми оперирует жутко загадочная "DHARMA Initiative". Ну а уже над этим угадываются какие-то смутные трансцендентные начала (хотя бы только по слову "Дхарма"), о которых никаких подробностей нет и быть не может (впрочем, в очередном сезоне сериала ситуация может предстать иной).
В нашем "Острове" все как раз наоборот. Повседневная действительность (быт монастыря, визиты страждущих и т. п.) - отлично сыграна, но крайне условна по реалистичности. Промежуточный слой - это, видимо, "государство", Советский Союз, который присутствует своими реалиями в каждом эпизоде, но очень тихо и неявно. А вот с самыми высшими началами - связь абсолютно прямая, ясная и открытая. Любопытно, что многие (судя по обсуждениям в блогах) не заметили, что перед нами не духовное поучение, не "реализм на темы православия" и даже не пропагандистский ролик РПЦ - а экранизация народной легенды. Едва ли не каждый из нас слышал эту легенду в разных вариантах и в разные (как правило, тяжелые) периоды своей жизни - вот, мол, в такой-то деревне живет бабушка, к ней надо поехать, и она все снимет, все решит; помолится - и все расскажет, спасет. В этой легенде есть несколько обязательных сюжетов - поиск пропавших, исцеление (один блоггер даже пишет - "зачем же он [герой Мамонова. - Л.Л.-М.] сбивает с толку крестьянку, заставляет ее ехать искать пропавшего мужа во Францию…").

В "ОвЖ" тоже масса захватывающих воображение сюжетных линий, загадок. Все продумано всерьез, начиная с последовательности 4, 8, 15, 16, 23, 42 - пружины, что раскручивает всю эту "криптожизнь". Шестерка чисел оказалась не по зубам даже знаменитому ресурсу www.research.att.com/~njas/sequences - математическую формулу к ней подобрать не удалось, в результате она получила собственное имя "The Lost Numbers" и отдельный код А104101. Но вот по глубине охвата всевозможных реальностей "Остров" впереди.

Потому что в "Острове" (не в "жизни", о которой он рассказывает, а в самом фильме), в отличие от "ОвЖ", есть и собственная, более высокая реальность, которую воплощает Петр Мамонов. Не как актер, а как вот такой человек, которого сняли на пленку и показали нам в рождественский вечер. Тем, кто не знает подробностей его жизни и работы, - думаю, будет очень интересно послушать песенки группы "Звуки Му" конца 80-х (www.zvuki.ru/A/P/210) и попытаться проследить (или вообразить) траекторию, которая привела этого необычного актера и музыканта к такому образу. Образу, который впечатлил не только простых наблюдателей вроде меня, но и серьезных ортодоксов, умеющих оценить "духовный опыт". Постфактум в этой траектории нетрудно усмотреть логику - но уверяю вас, зрители (и участники) концертов "Звуков" вряд ли могли бы тогда в нее поверить.

Теперь подождем, к чему в новом сезоне вырулит "Lost".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.