Обезьяньи войны
Архив2006 год в наукеУходящий год, помимо всего прочего, отметился серией скандалов, связанных с активизацией сторонников креационизма (или, как его теперь принято называть, Intelligent Design - "разумного замысла").
Уходящий год, помимо всего прочего, отметился серией скандалов, связанных с активизацией сторонников креационизма. Зацепило - и с преизрядным звоном - и нащу страну: директор одного рекламного агентства Кирилл Шрайбер и его пятнадцатилетняя дочь подали иск и потребовали отменить преподавание ("навязывание") теории эволюции по Дарвину в российских общеобразовательных школах.
Помимо обычной для "креационистов" критики теории эволюции со стороны (обыкновенно сводящейся к утверждению недоказуемости теории Дарвина) в иске содержались и совсем уж удивительные доводы. Например, утверждалось, что "теория Дарвина проводит эффективный чёрный PR в адрес всех религий, снижая силу веры в Бога, что неминуемо влечёт за собой общий упадок морали в обществе со всеми вытекающими последствиями, которые опасны и разрушительны для бизнеса в целом и особенно для малого бизнеса".
Соотношение морали и бизнеса, безусловно, тема важная, но к чему тут пришивается рукав "научного креационизма" и тем более при чём тут вера в Бога - остаётся загадкой. Шрайбер умудрился наделать шуму, подбить себе в сторонники, по выражению палеонтолога Кирилла Еськова, "патентованных патриотов" с религиозным уклоном и просто спровоцировать бурное обсуждение в СМИ.
Тут очень кстати будет обратить статья Еськова "Обезьяний_Процесс.ru: Эволюция мастдай!" (в своё время по её поводу на форумах "Компьютерры" велась форменная война) и чрезвычайно жёсткий материал преподобного Михаила Ваннаха "Мудрость Митрофанушек".
Между тем в мире вообще позиции креационизма в 2006 году несколько пошатнулись, - особенно, что касается Соединённых Штатов. В конце лета стало известно, что и в Канзасе, где сторонники Intelligent Design, казалось бы, имели изрядное влияние, они потерпели поражение: по результатам предварительных выборов в Школьный совет штата Канзас двое его членов - наиболее рьяных последователей идеологии Intelligent Design - потеряли поддержку избирателей.
Вполне понятно, что реванш они попытаются взять ещё не раз и не два; но так же ясно, что до сих пор они больше занимались ниспровержением дарвинизма, а не собственно наукой, и укреплением своих позиций в обществе, а не доказательством истинности своих идей. Практика показывает, однако, что реваншизм ради самого себя продуктивностью не блещет.