Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Открытая механизация

АрхивСтатьи
автор : Илья Шпаньков   26.12.2006

Термин "свободный софт" слышали все. Делают первые шаги проекты разработки свободного аппаратного обеспечения. Но мало кто знает, что по тем же принципам пытаются спроектировать даже автомобиль.

Термин "свободное программное обеспечение" давно никого не удивляет. Многие используют созданные по принципам Free Software приложения в повседневной жизни и даже не задумываются о том, что эти программы чем-то отличаются от своих проприетарных собратьев.

Более любознательные индивидуумы слышали и о попытках применить опыт разработки программ с открытыми исходниками к проектированию и производству цифровых устройств. Для них используется термин Open Hardware (открытое аппаратное обеспечение), придуманный по образу и подобию Open Source (открытые исходные коды).

Впрочем, так или иначе, но и Open Source, и Open Hardware напрямую связаны с компьютерной техникой. А нельзя ли принципы свободной разработки, согласно которым участие в проекте могут принимать все желающие, а результаты совместного творчества становятся доступными всем заинтересованным "пользователям", использовать и в других отраслях? Оказалось - можно.

Один из таких необычных проектов под названием OScar (сокращение от "Open Source Car") стартовал ещё в 1999 году по инициативе Маркуса Мерца (Markus Merz), бывшего работника концерна BMW, а ныне преуспевающего владельца консультационной компании в немецком городе Динголфинг.

Основная идея заключалась в том, чтобы силами добровольцев создать концепт-кар, который был бы построен на идеях и инженерных находках, не скованных патентными ограничениями и свободно доступных для всех производителей автомобильной техники. Естественно, по всем правилам Free Software, если какой-либо крупный автостроитель решит воспользоваться результатами деятельности проекта, он не сможет их себе присвоить. В результате участники проекта хотят добиться того, чтобы инновационные разработки как можно быстрее оказывались в реальных автомобилях и, как следствие, в пользовании автовладельцев.

В короткие сроки было объявлено о готовности OScar версии 0.1, после чего работа застопорилась вплоть до 2005 года. И проблема оказалась даже не в том, что участники разработки занимались проектом лишь в свободное от основной работы время. Главным тормозом Маркус считает популярность идеи: после небольшого анонса начался огромный наплыв желающих внести свой вклад в будущий автомобиль, который просто парализовал весь процесс разработки, увязший на стадии обсуждения деталей.

В конце концов, участники проекта отложили на время увлекательный процесс сотворения автомобиля будущего и взялись за решение организационных вопросов. В результате удалось к 2005 году не только "выкатить" с виртуального стапеля OScar-0.2, но и предложить всем вновь прибывающим чётко регламентированную систему разработки, в которой весь проект разделился на несколько важных направлений (дизайн, силовая установка, салон и т.д.), в каждом из которых назначен руководитель, отвечающий за свой участок.

На сегодняшний день участники проекта определились с основными характеристиками будущего автомобильного чуда и разработали спецификации, придерживаться которых должны все участники (собственно говоря, спецификации и являются тем самым релизом под номером 0.2).

Если вкратце, то OScar будет четырёхдверным электромобилем, позволяющим перемещаться с максимальной скоростью около 145 км/ч и обладающим запасом хода до 500 километров. При этом одними из главных требований являются минимизация количества комплектующих узлов и, как следствие, простота в ремонте, модульность конструкции, позволяющая без больших затрат менять функциональность, а также соответствие международным стандартам.

Конечно, автомобиль – не программное обеспечение, и если превращение виртуальных идей в осязаемый прототип ещё возможно теоретически, то серийное производство OScar, мягко говоря, не стоит даже в самых далекоидущих планах. Но, по словам основателя проекта Маркуса Мерца, такой задачи перед участниками разработки и не стоит: главная цель эксперимента – довести разработку до уровня, когда крупные автостроители смогут заинтересоваться новыми решениями и займутся их внедрением в серийные образцы. А мы, автовладельцы, благодаря подобным проектам сможем не только ускорить появление более дешёвых и современных транспортных средств, но и принять непосредственное участие в их создании.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.