Пингвин в кубе
АрхивФайлыУстанавливая OpenSuSE-10.1, я не ждал ничего особенного. Вряд ли мой бюджетный ноутбук потянет трёхмерные эффекты новой графической подсистемы XGL. Да и есть ли от них польза? Оказалось, что есть.
Устанавливая систему OpenSuSE-10.1, я не ждал ничего особенного. Во-первых, вряд ли мой бюджетный ноутбук с Celeron M 1,4 ГГц потянет трёхмерные эффекты новой графической подсистемы XGL и композитного оконного менеджера Compiz. Во-вторых, авторы дистрибутива признавались, что функция эта по умолчанию отключена из-за недостаточной готовности, а экспериментировать с собственной рабочей машиной жизнь меня давно отучила. Однако мои ожидания оказались неверны.
Ни один из доступных эффектов не потребовал ни модного двуядерного процессора, ни гигабайтов оперативной памяти, ни мощных графических ускорителей. При этом многие из них оказались весьма полезны. Приходится констатировать, что новые графические эффекты не только не мешают работе, но и способны повысить удобство пользования приложениями и скорость работы на компьютере.
XGL – это графическая подсистема, которая позволяет использовать возможности библиотеки OpenGL в связке с X сервером. На большинстве платформ именно OpenGL используется программами для отображения трёхмерной графики, особенно когда нужна поддержка аппаратного ускорения.
Но и одна XGL - это только половина дела: требовался оконный менеджер, способный реализовать потенциальные возможности XGL уже в видимой невооружённым взглядом форме. Именно эту роль и выполняет Compiz, состоящий из набора плагинов, каждый из которых отвечает за тот или иной экранный "спецэффект".
Пожалуй, больше всего впечатляет плагин под названием Cube. Его задача довольно проста: четыре рабочих стола располагаются на гранях куба, который можно вращать мышкой или клавишами. Такой эффект знаком пользователям Mac OS X: именно так происходит в этой системе переключение между пользователями.
Выглядит Cube действительно эффектно, но, самое главное, подобный способ переключения между рабочими столами оказался гораздо удобней обычного. Уже через несколько минут "упражнений" с кубом возвращаться к прежнему "плоскому" варианту абсолютно не хочется. Трёхмерные трюки не мешают одновременному выполнению нескольких приложений, включая такой ресурсоёмкий процесс, как просмотр видео.
Не менее эффектно выглядят процесс перетаскивания окна с одной стороны куба на другую с автоматическим поворотом последнего, а также анимированный разворот куба нужной стороной к пользователю при нажатии на кнопку приложения в панели задач.
Есть и ещё один способ смены рабочих столов: так называемый "эффект плёнки". При нажатии комбинации клавиш Ctrl+Alt и стрелки вниз, все стороны куба разворачиваются и предстают на экране в виде напоминающей фотоплёнку бесконечной полосы, содержащей уменьшенные копии всех рабочих столов, а стрелки влево-вправо позволяют перемещать фокус с одного рабочего стола на другой с одновременной прокруткой "плёнки".
Не меньше новшеств появилось и в способах управления окнами приложений в пределах одного рабочего стола. Как и в случае с "кубом", пользователю на выбор предоставляется несколько вариантов переключения между различными программами.
Любители комбинации клавиш Alt+Tab могут оставить свои привычки в силе, но сам процесс переключения претерпел значительные изменения. При нажатии клавиш на экран выводится полупрозрачная панель с миниатюрными скриншотами каждого окна и краткими подписями.
Другой способ, впрочем, показался мне более удобным и быстрым. Его идея также позаимствована из Mac OS X, где он известен под названием Expose. Если нажать клавишу Pause или передвинуть мышку в угол экрана, на экране появятся уменьшенные полупрозрачные скриншоты всех открытых окон, причём плагин автоматически подгонит размер каждого изображения. Пользователю остаётся лишь выбрать требуемое в данный момент окно приложения.
Кстати, о прозрачности. Возможности плагина Opacity Control позволяют гибко регулировать этот параметр для всех окон приложений индивидуально. Для этого нужно навести курсор мыши на окно и воспользоваться клавишей Alt. Степень прозрачности плавно регулируется колёсиком мыши. Впрочем, по правде говоря, практической пользы в полупрозрачности я пока не вижу.
Отдельно нужно сказать и о тех трансформациях, что коснулись собственно окон приложений. Все мы привыкли к тому, что прямоугольник - довольно жёсткая конструкция, и менять у него могут лишь габариты да размеры сторон. Compiz нарушает эти традиции самым возмутительным образом. Если схватить мышкой один из углов окна и потянуть к центру экрана, он отогнётся и позволит увидеть, что находится под ним.
Плагин Wobbly превращает привычные рамки окон в некую гуттаперчевую субстанцию, которая живо реагирует на действия пользователя, чем-то смутно напоминая вязкое желе. Опять же, с чисто практической точки зрения данный эффект не особо полезен. Это лишь демонстрация возможности технологии, не более.
Ещё одна группа плагинов Compiz стоит особняком. Один из них носит говорящее названием Zoom и может пригодиться людям с ослабленным зрением. Комбинация из клавиши Ctrl и правой кнопки мыши позволяет вдвое увеличивать масштаб рабочего стола со всеми окнами и элементами.
Часть наиболее востребованных настроек плагинов Compiz находится в ведении специальной утилиты Desktop effects, которую можно отыскать в центре управления средой GNOME, но максимально полный список параметров предлагается в редакторе конфигурации GNOME под названием Gconf. Не запутаться в десятках различных опций позволит описание, размещённое на странице официального веб-сайта OpenSuSE, посвящённой Compiz. Там же найдутся и справочные материалы по установке XGL и Compiz.
После беглого ознакомления с возможностями XGL и Compiz, пришло время дать оценку трёхмерному десктопу с точки зрения функциональности и полезности. Не все плагины Compiz обладают равноценной практической ценностью, но при этом они выполняют одну общую задачу: трёхмерные эффекты делают рабочую систему более эстетичной и удобной в использовании. Графический интерфейс становится более живым и дает пользователю дополнительную степень свободы в обращении с такими абстрактными объектами, как компьютерные программы.
Очевидно, что они недолго будут считаться причудливой новинкой. XGL и Compiz принесли их в Linux, в Windows они распространятся вместе с распространением Windows Vista, а что касается Mac OS X, то там они используются уже несколько лет. Главное, чтобы разработчики программ понимали, что главное в таких эффектах не внешний вид, а удобство, которое они приносят.