"Я над этим работаю"
АрхивСтатьиФизик Стивен Хокинг уверен, что человечество не выживет, если останется на Земле. Но для того, чтобы попасть в другую звёздную систему, необходимы технологии, которых у нас нет. Учёный считает, что скоро будут.
На днях профессор Стивен Хокинг удостоился медали Копли, высшей награды Британского Королевского общества. До Хокинга её получали Эрнст Резерфорд, Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин. Хокинга наградили за вклад в физику и космологию: он был и остаётся одним из главных теоретиков "чёрных дыр".
Хокинг, наверное, один из самых примечательных учёных современности: безнадёжно парализованный человек, которому врачи когда-то давали не больше нескольких лет жизни, живёт и активно занимается научной и преподавательской деятельностью. Возможно, за героическое противостояние тяжёлому недугу тоже следовало бы вручить ему какую-нибудь награду, да таких пока никто не догадался учредить.
Шума, однако, больше наделало не награждение Хокинга, а сделанные им по случаю "научно-фантастические" высказывания. Учёный, в частности, считает, что человечеству придётся покинуть Землю, если оно хочет сохранить себя как вид.
"Выживание человеческой расы находится под угрозой, покуда человечество сосредоточено на одной-единственной планете, - сказал Хокинг. - Катастрофы вроде столкновения с астероидом способны нас полностью уничтожить. Но если мы начнём экспансию в космос и построим независимые колонии, будущее человечества окажется в безопасности. В пределах Солнечной системы планет, похожих на Землю, нет, а стало быть придётся лететь к другой звезде".
В книге "Краткая история времени" Хокинг предсказывает, что мировая наука уже в течение ближайших двух десятилетий позволить составить полное представление о "своде законов", управляющих Вселенной, "раскрыть Промысел Божий", если угодно.
Этот свод законов, возможно, будет опираться на теорию, предусматривающую наличие более трёх пространственных и одного временного измерений, считает Хокинг. По его мнению, существенный шаг к этому наука сможет сделать уже в самое ближайшее время: на будущий год намечен запуск крупнейшего ускорителя частиц - Большого адронного коллайдера в Женеве.
В этом ускорителе протоны будут сталкиваться с энергией до 14*1012 эВ. Учёные надеются, что понимание происходящих при этом процессов, позволит узнать, что представляло собой вещество в первые мгновения существования Вселенной.
Более того, возможно, с помощью ускорителя удастся получить микроскопических размеров "чёрную дыру", которая просуществует, самое большее, тысячные доли секунды. Главное же, по мнению Хокинга, - это получение антивещества. Учёный считает, что антивещество можно и нужно использовать для межзвёздных перелётов.
С традиционными ракетными двигателями на химическом топливе полёт до другой звёздной системы займёт 50 тысяч лет. Очевидно, что это слишком долго и потому непрактично. Проблему эту решить легко только в научной фантастике: её авторы всегда могут выдумать какой-нибудь "гиперпространственный двигатель". Но в действительности-то таких двигателей нет, потому что они нарушают закон природы, гласящий о невозможности развить скорость выше скорости света.
Однажды Хокинг и сам попал в фантастическое кино: его сняли для сериала "Звёздный путь" (Star Trek), и играл он, единственный во всём сериале, сам себя. Во время экскурсии по декорациям космического корабля Enterprise, профессора заинтересовал макет какого-то грандиозного устройства. Когда ему объяснили, что эта штука изображает реактор, в котором с помощью аннигиляции антивещества добывается энергия для гиперпространственного перемещения, Хокинг произнёс: "Я работаю как раз над этим".
По мнению учёного, можно обойтись без нарушения законов природы и гипердвигателей: "Мы вполне можем оставаться в рамках этого закона, используя аннигиляцию вещества и антивещества и благодаря ей разгоняясь до субсветовой скорости. В таком случае добраться до ближайшей звезды станет возможным в течение шести лет, хотя экипажу такого корабля покажется, что времени прошло несколько меньше".
Фактически, впрочем, ничего подобного пока на практике наука соорудить не в состоянии. Да, конечно, теорий много, но они преимущественно носят спекулятивный характер. Чуть ли ни самым конкретным вариантом оказывается опубликованная в 1994 году в журнале "Классическая и квантовая гравитация" статья физика Мигеля Алькубьерре.
В ней описывался принцип искажения пространства с возникновением своего рода "движущегося пузыря". Пространство перед условным кораблём сжимается, а позади него расширяется, и в результате корабль двигается не самостоятельно, но вместе с этим самым "warp bubble", "пузырём деформированного пространства", так что закон, не допускающий локального превышения каким-либо объектом скорости света, объезжается "на кривой козе".
Алькубьерре приводит уравнения, математически обосновывающие предложенный им принцип. Однако всё это чистая теория: для возникновения такого "пространственного пузыря" требуется огромное количество "отрицательной" энергии, равно как и обычной, что делает принцип фактически нереализуемым на практике.
Позднее, в 1999 году, доктор Крис Ван де Броек опубликовал статью с поправками к принципу Алькубьерре, позволяющими снизить энергозатраты гипотетического Warp Drive, но они всё равно остаются нереалистично колоссальными.
Конкретика - конкретикой, а с другой стороны, массовая культура уже настолько глубоко, кажется, "проработала" вопрос, что понятия Warp Drive, Hyperdrive, Hyperspace и даже Warp Bubble (как у Алькубьерре и Ван дер Броека) нынче знакомы почти любому человеку, который либо смотрел любой сезон Star Trek, либо даже просто играл в "космические" компьютерные игры, - от Elite до Star Control 2/3. Более того, сам принцип, математически описываемый Алькубьерре, был изложен ещё за шестнадцать лет до него доктором Йеско фон Путткамером, технологическим консультантом съёмочной группы Star Trek. И хотя такой подход к "искажению пространства" в сериале так и не прижился, это обстоятельство оказывается в любом случае примечательным.
В своё время кто-то из учёных заметил, удивительнее всего, - это наблюдать, как человек изобретает законы Вселенной, а она начинает им следовать. Одно из возможных толкований этой фразы состоит в том, что когда множество людей оказывается фактически убеждёнными в самой возможности какого-либо "фантастического" явления, оно постепенно становится-таки реальностью.