Архивы: по дате | по разделам | по авторам

От Newton’а и до наших дней...

АрхивМнения
автор : Георгий Пачиков   30.11.2006

Забыть записную книжку с телефонами недавно было почти трагедией, а теперь эти проблемы касаются лишь тех, кому жалко нескольких минут на ее синхронизацию с компьютером. Но у прогресса есть и обратная сторона.

Я храню несколько копий своей электронной записной книжки, чтобы ее случайно не потерять. А совсем недавно было трагедией, когда люди забывали книжечку с телефонами в кабинке таксофона. Сегодня эти проблемы касаются лишь тех, кто не озаботился потратить несколько минут на ее синхронизацию с компьютером.

Но у прогресса есть и обратная сторона. Лет десять назад я задержался у друга в небольшом городке в Калифорнии. Из-за шторма случилась авария, и вырубилось электричество. В доме не было ни одной зажигалки или спички, и в результате хозяин даже не мог запустить газовое отопление, не говоря уж о том, чтобы приготовить еду. Абсолютно все в его доме работало от электричества. С электронной записной книжкой ситуация аналогична: если вы по какой-то причине не можете получить к ней доступ (например, сломалось устройство для ее чтения, а таких уже не выпускают), это равносильно тому, что вы просто оставили ее в таксофоне…

Но технический прогресс не только меняет мир вокруг нас, он меняет и наши взгляды. Возьмем треугольник Василия Кандинского [В.Кандинский, "О духовном в Искусстве", 1910]. Сначала появляется Гений, он чего-то понял, он двигает треугольник вверх, пирамида знаний смещается вверх. И то, что мог понять только гений, стало доступным уже для десяти человек, и так далее вниз по пирамиде… То же самое с инновациями. Положим, рождается технология, которой занимается кто-то один, потом ею овладевают десятки, потом сотни, потом все. Но не технология "опускается" вниз, а все общество подтягивается к ней. Когда придумали телеграф, сообщениями могли обмениваться лишь немногие знавшие азбуку Морзе специалисты. Чуть позже уже тысячи телеграфисток передавали миллионы телеграмм. Потом изобрели телефон, и стоял он только у очень небольшого круга людей. А потом появился у всех. С интернетом произошло то же самое, вначале с ним работали лишь ученые да военные, а сейчас даже бабушки восьмидесяти лет пишут письма своим внукам. В конце концов он поселится у каждого в кармане, и нельзя будет разделить, где телефон, а где интернет.

Но если технология приходит слишком рано, она не находит спроса. Можно вспомнить карманный компьютер Newton, появившийся в 1993 году. Сам по себе он был гениальной игрушкой, но рынок тогда к карманному компьютеру был не готов. В те годы даже обычные компьютеры не были еще так широко распространены. Да и мощности доступного на тот момент процессора было явно недостаточно для его операционной системы… И только по прошествии десятка лет, когда подросли частоты процессоров, снизилось энергопотребление, уменьшались габариты микросхем, наступил момент, когда смартфоном никого не удивишь.

Уверен, с трехмерным вебом ситуация абсолютно аналогична. Построенных на VRML сайтов сейчас очень мало. И вызвано это как технологическими, так и идеологическими причинами; с одной стороны, нет удобного интерфейса, не решена проблема создания и поиска контента, а с другой - мало кто задумывается о таком способе отображения информации. Есть вещи, которые трудно и долго описывать словами, но очень легко показать в объеме. Например, в Airbus на основе VRML создали инструкцию по ремонту их нового самолета. Там очень наглядно отображается, где находятся различные детали самолета, что нужно снять, открутить, отключить и в каком порядке это делать. Действовать по ней сможет любой технически грамотный, пусть даже плохо говорящий по-английски рабочий. Вообще, существует огромное количество технической информации, которая отрезана от людей из-за языковых проблем. Если дать возможность просто показать ее, это сильно упростило бы к ней доступ. Все это может пригодиться как для общения в форумах, так и по e-mail, главное, чтобы создавать такой контент мог любой.

Лучше всего перспективы этих технологий раскрываются в образовании. Есть такой ресурс - orbits.parallelgraphics.com, где ребята на VRML построили масштабную модель Солнечной системы. Например, там можно рассмотреть поверхность Юпитера (построенную на основе реальных фотографий), все его 63 спутника, включая знаменитую Ио. Причем все планеты расположены друг относительно друга именно так, как должно быть на текущий момент. Туда внесены данные о почти всех известных астероидах (а их насчитывается уже несколько тысяч) и всех искусственных спутниках Земли, включая отработавшие ступени ракет и неисправные спутники. Указав на любой объект, можно тут же перейти на сайт с описанием характеристик, историей обнаружения и другой информацией объекта. Более того, можно посмотреть анимацию, выполненную на том же VRML, где поминутно со всеми техническими подробностями отображен полет Гагарина, на старте слышны его переговоры с ЦУПом (оригинальные записи), включая знаменитое "Поехали!", процесс отделения всех ступеней, виток вокруг Земли и посадка спускаемого аппарата, отстрел кресла с космонавтом и спуск на парашютах на землю. Не надо знать ни русский, ни английский языки, чтобы понять происходящее на экране, и в любой момент можно зайти и посмотреть. Аналогичные фильмы есть и про полет первого искусственного спутника Земли и про американские космические старты. Благодаря им уроки астрономии становятся гораздо привлекательнее.

Ну а следующий этап - это общение между людьми на уровне образов, тогда вообще не будет важно, на каком языке говорить. Но пока это дело отдаленного будущего.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.