Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
29.11.2006

Сезон охоты - Джеки и потрошители - Испорченный медовый месяц - Чужой среди своих - Апокалипсис: бета-версия - Скидка за деинсталляцию - Нормальные герои всегда идут в обход - Гугл, фас! - Как это будет по-детски? - Язык до клиники доведет - Анархия - мать порядка - Что имеем - не храним - Термояд в подвале - Электронная усушка - Взрывной микроскоп - Берегитесь лифта - Родственный взгляд из скорлупы - Инновации и реальность

Сезон охоты

Уик-энд третьей ноябрьской недели выдался горячим для американских геймеров и спекулянтов - с небольшим промежутком стартовали продажи двух долгожданных игровых консолей нового поколения.

В пятницу 17 ноября открылся сезон охоты за Sony Play-Station 3. Хотя большая часть публики в битве за вожделенный агрегат работала лишь локтями и кулаками, по давней американской традиции без перестрелок не обошлось. Ранним утром очередь, стоявшую у входа в один из коннектикутских магазинов Wal-Mart, обчистила парочка вооруженных бандитов. Два десятка неудачливых покупателей расстались с деньгами легко, а заартачившийся было 21-летний парень получил пару огнестрельных ранений. Еще несколько перестрелок и побоищ случилось в других штатах, но жертв вроде бы не зафиксировано.

Меж тем сама Sony испытывает изрядные проблемы: мало того что партнеры компании не могут поставить достаточное количество светодиодов для дисководов Blu-ray, так еще и каждая проданная консоль приносит убытки. Вообще, это характерная ситуация для рынка приставок: производители продают консоли по цене ниже себестоимости, зарабатывая на продажах игр. Но в случае с PlayStation 3 разница беспрецедентно велика: по подсчетам агентства iSuppli, на каждой младшей модели консоли (с 20-гигабайтным жестким диском), продающейся за 500 долларов, Sony теряет три сотни. Для сравнения, производство Xbox 360 обходится Microsoft сейчас где-то в 320 долларов (год назад, при запуске было на две сотни дороже), тогда как рекомендованная розничная цена этой консоли - 400 долларов, то есть корпорация зарабатывает даже на железе. Возможно, через год-другой, по мере падения цены комплектующих, PS3 тоже станет прибыльной, но до этого Sony нужно еще дожить.

Двумя днями позже выхода PlayStation 3 начались продажи Nintendo Wii, тоже собравшей многочасовые очереди. Правда, здесь обошлось без беспорядков: видимо, сказалось отсутствие острого дефицита - до конца года Nintendo собирается поставить в Америку около двух миллионов консолей и столько же в остальные страны мира. Sony же, по прогнозам, сумеет обеспечить Штатам лишь от пятисот до восьмисот тысяч устройств (изначально ожидалось, что будет больше миллиона).

Начало продаж Wii хотели обставить празднично, ради чего на нью-йоркской Таймс-сквер собрали музыкантов, но сцена была расположена так неудачно, что люди, выстроившиеся в длиннющую очередь у магазина Toys "R" Us, ничего толком не увидели. Зато каждый из них ушел домой с долгожданной покупкой - в магазин было завезено пять тысяч консолей, так что никого, кто хотел ее купить, у пустого прилавка разочарование не постигло.

Правда, уже на следующий день начали появляться сообщения о проблемах в работе джойстика и самой консоли. К счастью для Nintendo, с багами столкнулось небольшое число пользователей. В самой компании говорят, что все должно прийти в норму после обновления прошивки Wii, которую в экстренном порядке решено записать на прилагаемый к консоли диск (на заводе сменить firmware не успели, поджимала назначенная дата релиза).

Хотя вся американская партия в 400 тысяч штук Wii разошлась за двое суток, те, кто не захотел стоять в очередях, могут купить приставку на eBay всего на сотню долларов дороже. На аукционе торгуется более двух десятков тысяч лотов, но покупательских ставок немного даже на самых дешевых предложениях. PS3 для спекулянтов куда как привлекательнее. Средняя цена старшей модели составляет полторы тысячи долларов (две тысячи при немедленной покупке по опции BuyItNow), за младшую модель просят на несколько сотен меньше. В Старом Свете Wii начнет продаваться 8 декабря, и неизбалованные европейские геймеры ждут консоль с нетерпением. Британский сайт Amazon, скажем, завершил предварительные заказы всего за семь минут, а в первой партии было 25 тысяч приставок.

Как бы то ни было, долгая гонка Wii, PlayStation 3 и Xbox 360 подходит к стадии, когда все зависит только от воли покупателей. И у консоли Nintendo есть неплохие шансы занять приличное место на рынке, учитывая конкурентоспособную 250-долларовую цену Wii (старшая версия PS3 с 60-гигабайтным диском стоит в Штатах 600 долларов, а Xbox c диском на 20 Гбайт - 400), а также хороший стартовый пакет игр (до конца года будет доступно 62 игрушки, половина из которых свеженькие, а остальное - перелитая в новый формат "классика"). С другой стороны, в активе PS3 заметно большая вычислительная мощь и возможность проигрывать Blu-ray-диски с фильмами высокого разрешения. Одно сказать можно с уверенностью: без внимания ни та ни другая консоль не останутся (более подробно о битве приставок нового поколения рассказывает тема номера). АХ | ТБ

Джеки и потрошители

Лишь только новые игровые консоли добрались до прилавков, как сразу нашлись люди, пожелавшие собственноручно поковыряться в их начинке. Кем-то движут чисто исследовательские мотивы, ну а кто-то прикидывает возможные способы обхода антипиратской защиты. Xbox 360, открывший это поколение приставок, уже давно выпотрошен до основания, и вот теперь жертвой неуемного любопытства энтузиастов пали PlayStation 3 и Nintendo Wii. И несмотря на то, что технические детали, казалось бы, давно устаканились, взглянем - а вдруг производители приготовили сюрприз или решили сэкономить, используя комплектующие попроще да подешевле, чем ранее громогласно анонсировали.

Главными составляющими консолей являются процессор и графический ускоритель. Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что именно этой связке поручено отстаивать честь и традиции компании перед взыскательными геймерами. Сравнивать здесь особенно нечего, уже давно очевидно, что в этой категории изделие Sony на голову выше конкурентов. Все-таки процессор Cell и GPU nVidia архитектуры G70 дают о себе знать. Охлаждается сладкая парочка системой на основе тепловых трубок. Этому шикарному набору Wii может противопоставить Power-процессор Broadway от IBM, помноженный на графический чип ATI Hollywood. Пыл "голливудских" страстей охлаждает неказистый пассивный радиатор. Кстати, как и было обещано, PlayStation 3 имеет сразу два CPU. Второй объединяет возможности Emotion Engine и Graphics Synthesizer и установлен для совместимости с предыдущей версией игровой станции. В процессе эволюции этот чип должен "отмереть", будучи заменен программным эмулятором.

Букет интерфейсов Wii в целом аналогичен интерфейсам PlayStation 3. Правда, в приставке от преданных пиарщиков итальянского ЖКХ WiFi-адаптер и кардридер представлены в основной (и не считая цветовых вариаций, пока единственной) поставке, а конкурент может похвастаться подобной оснащенностью только в вариации Premium. Зато Sony нашла место для жесткого диска (емкостью 20 или 60 Гбайт в зависимости от комплектации), а Nintendo удалось отыскать на плате лишь клочок свободного места для flash-микросхемы на полгигабайта. Для включения в сетевую инфраструктуру обе приставки располагают Ethernet-портом (в случае PS 3 - гигабитным). Возможность использовать PlayStation 3 как продвинутый маршрутизатор так и осталась на бумаге - дополнительные LAN-разъемы за время путешествия к заводскому конвейеру бесследно исчезли. АЗ

Испорченный медовый месяц

"Хорошие новости для Linux: пакт между Microsoft и Novell трещит по швам" - выдержанными в этой тональности заголовками новостные агентства наперебой прокомментировали сыр-бор, разгоревшийся между первой державой в мире проприетарного софта и владетельницей второго по популярности дистрибутива Linux. Несмотря на извечную тягу "акул пера" к преувеличениям, против фактов не попрешь: не прошло и трех недель после торжественного объединения (см. "КТ" #662), а "молодожены" уже успели обменяться взаимными упреками, заметно понизив градус горячих чувств.

Все началось с того, что в одном из своих выступлений по поводу исторической сделки с Novell Стив Балмер позволил себе расслабиться и завел старую пластинку, обмолвившись о том, что "Linux использует интеллектуальную собственность Microsoft". Судя по всему, главной причиной заключения исторического договора между Microsoft и Novell стали патентные разногласия. Стоит ли удивляться, что подобное заявление было воспринято новелловцами в штыки. В самом деле: компания, и без того основательно подпортившая отношения со своими недавними соратниками по лагерю Open Source, нынче угодила под "дружественный" огонь нового партнера.

Стремясь расставить точки над i, глава Novell Рон Овсепян (Ron Hovsepian) обратился ко всему сообществу Open Source с открытым письмом. В нем он подверг сомнению наличие в Linux каких бы то ни было спорных технологий и попутно заметил, что при подписании соглашения со стороны Microsoft в адрес компаньонов не было высказано ни одного слова упрека на злополучную патентную тему. В заключение Овсепян поклялся в верности своей компании идеям Open Source. Несмотря на то что большинство линуксоидов отнеслось к этим заверениям скептически, речь отнюдь не стала гласом вопиющего в пустыне. Заметив назревающую трещину в отношениях, редмондцы спешно пошли на попятную, признав свою ошибку. Увы, "ложечки нашлись, а осадок остался" - похоже, былой энтузиазм в отношениях партнерам уже не светит. ДК

Чужой среди своих

Каждый новый шаг Microsoft на ниве антивирусов все больше напоминает поведение слона в посудной лавке. В прошлом номере мы уже писали, как служба Windows Live OneCare невзлюбила Gmail. На сей раз настал черед российских разработчиков. 15 ноября пользователи Dr.Web завалили службу технической поддержки компании жалобами на обнаруженную в модуле проверки электронной почты SpIDer Mail троянскую программу Hackdef.L (тревожные сообщения выдавало одно из антивирусных детищ Microsoft - утилита Malicious Software Removal Tool, MSRT).

По сути, семейство троянцев Hackdef является классическим представителем backdoor-программ для несанкционированного удаленного администрирования. Вредоносный код устанавливается в систему в виде фонового драйвера, перехватывает API различных системных сервисов и позволяет злоумышленникам управлять зараженным компьютером. Последнее грозит владельцу целым спектром неприятных последствий, включая установку зомби-робота для рассылки спама, перехват кодов доступа к онлайн-службам и банковским счетам и внедрение дополнительных вредоносных модулей по желанию вирусописателей. В общем, обвинение в адрес Dr.Web было выдвинуто очень серьезное.

С самого начала антивирусные эксперты отнеслись к вердикту MSRT прохладно, квалифицировав действие утилиты как "ложное срабатывание" (профессионалы не без юмора называют его "опаньки"). В частности, вирусные аналитики "Лаборатории Касперского" сразу заявили, что SpIDer Mail не может быть заражен, поскольку троянец Hackdef в принципе ничего заражать не умеет. И действительно, через два дня Microsoft выпустила обновленную версию MSRT, а описание Hackdef на сайте корпорации пополнилось извинениями в адрес пользователей, столкнувшихся с ложными срабатываниями утилиты. Перед разработчиками Dr.Web никто извиняться и не подумал.

В принципе, "опаньки" редко, но случаются у всех антивирусов. Можно припомнить случай, когда испанская компания Panda разместила в своих базах данных открытый код одной троянской программы, на который, естественно, набросились все остальные антивирусы. Для минимизации риска "ложного срабатывания" обычно применяются сложные автоматизированные системы тестирования обновлений на огромном объеме разного софта. Похоже, Microsoft еще многому придется учиться у старожилов антивирусной индустрии. ДЗ

Апокалипсис: бета-версия

Фантастические романы пестрят всевозможными сценариями конца света, наступившего в результате неосторожного обращения человека с техникой. Но сегодня нет необходимости верить на слово фантазерам. Всех желающих поучаствовать в генеральных репетициях высокотехнологических апокалипсисов приглашает виртуальный мир онлайновой игры Second Life, где в последние две недели развернулись поистине фантастические события.

Напомним, что проект Second Life был основан в 2003 году американской компанией Linden Labs. В отличие от классических многопользовательских онлайновых стратегий, условия в игре максимально приближены к реальным. Это, в частности, подразумевает наличие виртуальной экономики, основанной на собственной денежной единице, привязанной плавающим курсом к доллару США, и право частной собственности. Возможность тратить и зарабатывать настоящие деньги плюс полная свобода действий принесли Second Life заслуженное признание. Сегодня в игре зарегистрировано больше миллиона пользователей, часть которых зарабатывает виртуальной торговлей на свою настоящую жизнь, а совокупное перетекание средств между игроками оценивается в несколько десятков миллионов долларов ежегодно. Территории в онлайновой вселенной покупают и арендуют многие крупные компании, привлекающие таким образом дополнительных клиентов (General Motors, Reuters) или экспериментирующие с новыми методами совместной работы сотрудников через Сеть (IBM, Sun). Естественно, на SL-сообщество, как мухи на мед, слетаются и разного рода мошенники, что периодически выливается в скандалы. Впрочем, все шло более или менее спокойно, пока не появилась утилита CopyBot.

Восстановить точный ход событий не представляется возможным, но, судя по разрозненным публикациям, в начале ноября отдельные пользователи Second Life обрели способность копировать объекты виртуального мира. Буквально мановением руки в любом количестве воспроизводились одежда, автомобили, дома - все, что попадало в руки этих "волшебников" (объекты в Second Life можно создавать самому, после чего - дарить или продавать другим игрокам). Появление "репликаторов" грозило уничтожением самого смысла торговых отношений между пользователями виртуального мира и крахом всей игры. Неудивительно, что в сообществе Second Life начались массовые волнения: предприниматели, опасаясь разорения, обратились к руководству с просьбой разобраться и защитить их от мошенников, а кое-кто в знак протеста даже закрыл свои магазины.

К этому времени выяснились любопытные детали. Оказалось, что копирование виртуальных ценностей осуществляется с помощью сторонней (по отношению к программе-клиенту Second Life) программы под названием CopyBot. Создали ее отнюдь не злобные хакеры, а несколько энтузиастов, участвующих в проекте Libsecondlife. Дело в том, что Linden Labs официально приветствует разработку стороннего программного обеспечения для Second Life. Члены Libsecondlife работают над собственной программой-редактором для создания новых объектов виртуального мира. Изучая сетевой протокол игры, они и наткнулись на неожиданный побочный эффект: как оказалось, вклинившись в информационный обмен между программой-клиентом и сервером, можно создавать точные копии виртуальных объектов. Так появилась утилита CopyBot, а поскольку ее исходные тексты были открыты, программой смогли воспользоваться многие любопытствующие.

К середине ноября, в результате совместных усилий игроков и администрации, были расставлены точки над i. Пользователей Second Life уведомили, что копирование чужой виртуальной собственности является нарушением правил и, в случае обнаружения, влечет за собой немедленное исключение игрока. Создатели CopyBot удалили программу со своего сервера. А пострадавшим от деятельности репликаторов рекомендуют обращаться в настоящий суд, апеллируя к хорошо известному за пределами Сети закону DMCA. И это, к сожалению, единственный действенный рецепт защиты: как оказалось, технически предотвратить копирование виртуальных объектов в игре невозможно. Лучшее, что можно сделать, - внимательно следить за окружающими и вовремя отлавливать мошенников. Чем в ближайшем будущем и займутся добровольные виртуальные дружины.

А через несколько дней после того как улеглись страсти вокруг CopyBot, разразилась новая катастрофа. Воскресным днем 19 ноября в отдельных районах игры появились прыгающие золотистые кольца. Забавные объекты не причиняли никаких неудобств до тех пор, пока кто-нибудь не пытался изучить их вблизи: от прикосновений кольца множились, увеличивая нагрузку на интернет-канал. Новая зараза, придуманная неизвестным пользователем, получила название "серой слизи" (grey goo) - термин позаимствовали у классика нанотехнологий Эрика Дрекслера, именовавшего так вышедшую из-под контроля массу самореплицирующихся нанороботов. В расчетах Дрекслера серой слизи понадобилось менее двух суток, чтобы погубить Землю. В живом эксперименте, невольно проведенном участниками Second Life, grey goo вызвала "конец света" всего за несколько часов и задолго до того, как кольца заполонили все свободное пространство. Размножаясь, они резко повышали нагрузку на игровые серверы, так что вскоре пользователи лицезрели вместо колец десятки лоскутков с предупреждениями "missing image". Администрация была вынуждена отключить всех игроков и провести чистку почти трех тысяч серверов, образующих игровую сеть. Споры о том, можно ли назвать происшедшее вирусной атакой (первой в своем роде), ведутся по сей день - ведь компьютеры пользователей не пострадали. Но последствия для игроков все же ощутимы: чистка серверов заставила "откатить" базу данных на несколько часов назад, что стерло из памяти игры созданные за это время объекты.

Впрочем, и в этот раз спокойствие длилось недолго. Уже в понедельник таинственные обстоятельства привели к новому крушению базы данных и опять заставили ограничить доступ пользователям. Не иначе, обыгрывается новый сценарий апокалипсиса. ЕЗ

Скидка за деинсталляцию

Вы когда-нибудь задумывались о целесообразности покупки нового ноутбука с предустановленной Windows? Ведь его производитель приобретает лицензию на каждую копию у Microsoft, что, разумеется, отражается на конечной цене устройства. А что делать, если вы не любитель "форточек" и не хотите переплачивать деньги за ненужную ОС?

Поисками ответа на этот вопрос занялся Дэйв Митчелл (Dave Mitchell), программист-фрилансер из Шеффилда (Великобритания). Приверженец Linux и активный участник сообщества Open Source, Дэйв воспользовался своим правом не запускать предустановленную на свежекупленный им ноутбук Dell копию Windows. Он просто отказался от лицензионного соглашения, которое Microsoft предлагает подтвердить при первом старте системы. Внимательно изучив условия лицензии, Дэйв нашел в них пункт, гарантирующий возмещение стоимости операционной системы, если она не будет использоваться. Отправив письмо производителю ноутбука, Дэйв, к своему удивлению, выяснил, что Dell не против вернуть деньги. Перезвонивший через несколько дней сотрудник фирмы уведомил о том, что 55 фунтов стерлингов (цена Windows XP Home) перечислены на кредитную карту, которой Шеффилд расплачивался за лэптоп. Интересно и то, что, возвратив деньги, Dell не потребовала назад установочный диск с операционной системой. "Я и представить себе не мог, что это будет так просто!" - говорит удачливый программист.

Естественно, линуксоиды, уже многие годы воюющие с производителями ПК за право покупать компьютеры без ненужной им Windows (этой теме посвящено множество ресурсов, см., например, www.windowsrefund.info), запросили комментарии у пресс-службы Dell. Ответ оказался обескураживающим: у компании нет программы по возврату денег за ПО, поставляемое в комплекте с техникой. Речь идет лишь о частном случае, когда Dell, проявив добрую волю, пошла навстречу клиенту. МС

Нормальные герои всегда идут в обход

Еще до своего официального выхода плейер-первенец Microsoft Zune подвергся яростным нападкам фанатов iPod и одновременно попал под шквал критики потенциальных пользователей. Главными причинами недовольства стали "неоригинальное" ценообразование Zune Marketplace и намеренное ограничение функциональности самого плейера (в первую очередь DRM-препоны и урезанные WiFi-функции). Некоторое время спустя, когда первые энтузиасты добрались до вожделенной новинки, в и без того неполную бочку меда добавилось очередное ведро дегтя - многочисленные проблемы при инсталляции поставляемого с Zune ПО на компьютер.

Нужно отметить, что, выдавая свой продукт на тестирование "железным" обозревателям, Microsoft связывает их условиями договора о неразглашении, в том числе запрещающего разбирать устройство, а тем более публично распространяться о его начинке. Конечно, крупные издания стараются не нарушать это правило, а вот любителей-одиночек такие препятствия мало волнуют. У парня с незамысловатым ником Bunnie, очевидно, руки чесались сильнее, чем у остальных. В своем блоге он опубликовал фотографии основных компонентов, из которых состоит "убийца iPod". Среди прочего в приличном разрешении можно найти снимки WiFi-модуля, винчестера Toshiba, аккумуляторной батареи и святая святых любого электронного устройства - центрального процессора, коим на поверку оказался Freescale iMX31L, поддерживающий операционную систему Linux (о чем автор любезно намекнул в конце поста). Остается только гадать, чем руководствовалась Microsoft при выборе управляющего чипа, но у любителей реверс-инжиниринга определенно должна появиться дополнительная пища для ума.

Если вспомнить о колоссальных возможностях альтернативных прошивок для iPod (от запуска игрушек до голосового управления плейером), то вполне вероятно, что умельцы скоро доведут до ума и Zune. А там, глядишь, и альтернативные форматы файлов заработают, и нормальный беспроводной обмен музыкой наладится, а может, и до интернет-серфинга через Wi-Fi дело дойдет. МС

Гугл, фас!

Каждый веб-мастер знает, как трудно, построив сайт, включить его в индексы хотя бы самых популярных поисковых систем. Отныне решение этой задачи должно сильно упроститься: продемонстрировав редкое взаимопонимание, владельцы трех крупнейших веб-поисковиков объявили о поддержке единого стандарта, облегчающего работу и веб-мастеров, и веб-краулеров.

Стандарт, получивший название Sitemaps, предусматривает создание на каждом сайте (силами его владельца) своеобразной карты. "Сайтмэп" представляет собой XML-файл, хранящийся в корневом каталоге ресурса и содержащий список адресов всех или наиболее важных страничек. Каждый адрес сопровождается дополнительной информацией о том, как часто обновляется страница, дату последнего обновления и ее значимость по сравнению с другими страничками. В одном sitemap-файле можно описать до 50 тысяч страниц, но при необходимости возможно создание нескольких сайтмэпов, описывающих подразделы большого сайта. После создания sitemap-файла его передают поисковой машине (см. www.sitemaps.org). Помимо минимизации времени на обнаружение сайта поисковиком, sitemap помогает поисковой машине действовать более интеллектуально, что особенно важно, когда речь идет об узлах, насыщенных динамическим контентом, с трудом поддающимся индексации стандартным способом (перебором имеющихся ссылок). Механизм сайтмэпов не заменяет другие способы обнаружения и индексации контента (в частности, не исключает robots.txt), а дополняет их.

Родился Sitemaps в стенах компании Google, которая эксплуатирует этот механизм уже больше года. Но начиная с ноября и с версии 0.90, стандарт поддерживают Microsoft и Yahoo. ЕЗ

Как это будет по-детски?

Несмотря на то что сотовая связь призвана соединять людей, о влиянии повальной "мобилизации" на отношения отцов и детей этого не скажешь. В наши дни "предкам" стало как никогда трудно вникать в речь своих отпрысков, чувствующих себя в мире современных коммуникаций будто рыба в воде. Все чаще от родительского понимания ускользает важная часть подросткового "новояза" - многочисленные сленговые словечки, споро набираемые на клавиатурах "продвинутыми" чадами.

Изобретением своего языка молодежь занимается с незапамятных времен - чего стоят, к примеру, алгоритмы коверкания слов наподобие "лошадиной латыни" или классические "псевдошпионские" шифровки ("шнурки в стакане" - "родители дома"). Впрочем, с распространенем SMS и чатов это явление получило новый толчок - стремясь уместить максимум смысла в минимум набираемой информации, изобретательные подростки пустили в ход "тяжелую артиллерию" - аббревиатуры. "PAW" ("parents are watching", "родители подглядывают"), "MOS" ("mom over shoulder", "мама за плечом") - эти и тысячи других сокращений ныне прочно вошли в письменную подростковую речь. Согласно американским исследованиям, к подобному птичьему языку прибегает каждый четвертый тинэйджер страны.

Молодежные лексические "новообразования" возникают непрерывно, а самые удачные из них стремительно разлетаются по Интернету. Впрочем, и родители отнюдь не лыком шиты: на свет как грибы после дождя появляются словари "детско-английского", где знатоки обмениваются опытом по дешифровке замысловатого вокабулярия своих чад. Одним из самых популярных ресурсов на эту тему является NoSlang.com - детище Райана Джонса (Ryan Jones), 25-летнего инженера из Детройта. Наряду с обширным словарем "подросткового английского", который можно встроить в виде плагина в IE или Firefox, желающие попрактиковаться в современной лингвистике родители найдут здесь специальную проверялку орфографии и даже конкурсы знатоков "детской мовы". Несмотря на кажущуюся праздность подобных языковых занятий, часто благодаря им папам и мамам удается выведать истинную правду о жизни своих отпрысков: так, встречающиеся в строчках сообщений одиночные буквы E или X нередко означают интерес к наркотику "экстази". Неудивительно, что у родителей и самих "словотворцев" начинание Райана вызывает диаметрально противоположные эмоции: если взрослые платят за просвещение благодарностью, то их чада подвергают сайт остракизму за "разбалтывание секретов".
Как свидетельствуют психологи, "мобильное словотворчество" - преимущественно детская болезнь: переступая порог института, большинство из вчерашних "SMS-шифровальщиков" начисто забывает прежние навыки, переходя на "общечеловеческий" язык. Какими-то лингвистическими откровениями их в будущем удивят собственные дети, вооруженные коммуникаторами, которых пока нет и в проекте? ДК

Язык до клиники доведет

"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" - похоже, эти тютчевские строки пора развесить в виде кричащих баннеров по всем форумам и чат-румам. Иначе жди беды: по мере распространения "Паутины" психиатры все чаще фиксируют у завсегдатаев чатов приступы психического отклонения, квалифицируемого как Web Rage ("веб-ярость"). Что говорить о темпераментных юнцах, если онлайновые страсти способны заставить выйти из себя даже годящихся им в отцы жителей Туманного Альбиона, славящихся природной сдержанностью. Подтверждением тому - первая в истории Британских островов "интернетско-криминальная" стычка, недавно увенчанная решением суда.

На скамье подсудимых оказался безработный 47-летний житель городка Саутворк Пол Гиббонс (Paul Gibbons), поднявший руку на 43-летнего Джона Джонса (John Jones), с которым он незадолго до этого встретился в онлайне. Поначалу все шло гладко - познакомившись в аудиочате, посвященном исламу, оба интернетчика чинно обменивались мнениями по поводу войны в Ираке. Затем речь зашла о личной жизни, и тут Джон сгоряча обозвал своего собеседника "педофилом", вызвав у того смертельную обиду. В результате ссора получила "офлайновое" продолжение: поскольку Джонс выходил в чат под своим реальным именем, его оппоненту без труда удалось навести справки о месте жительства своего врага - как выяснилось, их разделяло чуть больше ста километров. Развязка произошла через пару дней после прошлогоднего Рождества. Как видно, у пробежавшей между собеседниками кошки оказались на редкость длинные когти: на "тропу войны" уязвленный Гиббонс вышел наперевес с киркомотыгой и в сопровождении приятеля, держащего за поясом мачете. В момент атаки Джонс находился дома с подругой и тремя детьми. Встретив незваных гостей на пороге с кухонным ножом, он явно недооценил их бойцовских качеств - в результате был моментально разоружен, избит и получил ножевое ранение в горло.

Суд признал Гиббонса виновным в разбойном нападении и упрятал его за решетку, так что в ближайшие полтора года британские "чатлане" смогут спать спокойно. Тем временем встревоженные местные стражи правопорядка настоятельно рекомендуют онлайновым болтунам прятать свою личность под ником и не раскрывать случайным собеседникам свой адрес - говоря словами вождя революции, "конспирация, батенька"! Увы, хранить инкогнито в "век Google" становится все труднее. Может, стоит почаще вспоминать о том, что слово не воробей? ДК

Анархия - мать порядка

Похоже, что в современной просвещенной Европе старые идеи анархизма вновь овладевают умами людей… ответственных за безопасность дорожного движения. Им видятся автострады и улицы, свободные от светофоров и дорожных знаков, на которых пешеходы и водители слились в экстазе человеколюбия и без всякой ругани решают все конфликты одним кивком головы. И первые результаты реализуемого в Европейском союзе проекта свидетельствуют, что эти надежды не лишены оснований. Во всяком случае, в семи городах и регионах, которые отважились на анархию, число автомобильных аварий резко снизилось.

Сегодня, скажем, в Германии имеется 648 различных дорожных знаков, и по всей стране их установлено около двадцати миллионов. Психологи давно понимают бессмысленность чрезмерного регулирования. Около семидесяти процентов из этого пестрого леса указателей неизбежно игнорируется. Более того, на зарегулированных дорогах водитель вынужден постоянно искать свою выгоду и вовсю жмет на педаль газа, поскольку все остальное за него уже решено. Он еще остановится перед пешеходной зеброй, но в ответ наверняка не пропустит пешехода, пересекающего улицу в любом другом месте.

Как говорит один из главных идеологов новой концепции Ханс Мондерманн (Hans Mondermann), обилие правил снимает с нас личную ответственность за происходящее. И наоборот: в условиях неопределенности пешеходам, водителям и велосипедистам приходится искать общий язык и действовать максимально корректно друг по отношению к другу.

У новых взглядов есть и ярые противники. По их мнению, отсутствие дорожных знаков превратит размеренное движение на дорогах европейских городов в хаос восточного базара. В лучшем случае, новая концепция будет работать лишь в маленьких населенных пунктах. Первые успешные эксперименты пока действительно идут в небольших поселениях, однако городок Бомт в Нижней Саксонии имеет более 13 тысяч жителей, пересекается парой больших дорог и служит перевалочным пунктом для дальнобойщиков. Его успехи заставили начать эксперимент в голландском Драхтене с 45 тысячами жителей. И уже большой Лондон проявляет интерес к идеям автомобильной анархии, наметив для начала провести эксперимент в одном из пригородов.

Наблюдая за поведением раздраженных водителей в московских пробках, с трудом верится в скорое торжество дорожного братства и человеколюбия. И тем более интересны результаты европейских экспериментов, чья философия ближе всего к идеям одного из отцов основателей социального анархизма русского дворянина Михаила Бакунина. ГА

Что имеем - не храним

Каждый компьютерный пользователь со стажем сталкивался с внезапной утерей данных, приносящей значительный моральный, а часто и материальный ущерб. Знаменитая своими программами для восстановления поврежденных и удаленных файлов компания Ontrack представила ежегодный "хит-парад" подобных происшествий. Десятка лауреатов отобрана на основе опроса экспертов фирмы, предоставляющей также услуги по спасению информации с накопителей клиентов.

Один из засветившихся растеряш, сотрудник телекоммуникационной компании, выронил рабочий лэптоп из вертолета, после чего наверняка имел задушевный разговор с начальством. Другой герой умудрился отформатировать винчестер десять раз (!), прежде чем вспомнил, что на диске были важные для него данные. Непонятно, чего хотел добиться любитель обновления файловой системы, но на его счастье специалисты Ontrack благополучно реанимировали информацию. Незадачливый турист стал жертвой рекламы, преувеличившей водонепроницаемость камеры: попытавшись запечатлеть красоты подводного мира, он залил начинку мыльницы, в том числе и флэшку, хранившую множество ранее отснятых кадров. Улыбку вызывает история профессора университета: услышав подозрительные звуки из недр своего винчестера, он не придумал ничего лучшего, чем открыть корпус диска и обработать механизм смазкой. Как иронично отмечают авторы списка, от подозрительного стука профессор, конечно, избавился, да только винчестер при этом отдал концы.

Возглавил список трагикомическихх ситуаций гражданин, решивший отправить свой забарахливший жесткий диск в сервис для восстановления файлов. Чтобы обеспечить безопасную транспортировку накопителя, невольный победитель конкурса благоразумно поместил его в упаковку, только вот в качестве контейнера он использовал более чем спорный вариант - пару бывших в употреблении носков. Как отмечают сотрудники Ontrack, дурно пахнущая "защита" не справилась с задачей, и за время доставки диску был нанесен дополнительный урон. Остальные отмеченные аварии не столь любопытны, любой сервисный центр может привести множество аналогичных примеров.

Кстати, совсем недавно произошел инцидент, достойный упоминания в рейтинге самых необычных способов расстаться с данными. Во время съемок фильма голливудская звезда Дениз Ричардс (Denise Richards) после словесной перепалки с подвернувшимся под руку папарацци запустила его лэптоп (куда сливались фотографии с камеры) с балкона. Отправленный в полет звездной рукой компьютер чуть не прибил наблюдавшую за съемками пожилую даму, поэтому история получила широкую огласку. Дальнейшая судьба пострадавшей машины неизвестна: похоже, репортер решил приберечь ее для последующей продажи фанатам актрисы. ИК

Термояд в подвале

Семнадцатилетний Тиаго Олсон (Thiago Olson) из городка Окленд, что в Мичигане, построил в подвале дома своих родителей маленький термоядерный реактор. Все, что для этого потребовалось, - 40 тысяч вольт и немного дейтерия. Правда, еще немного помог отец, но в результате способный подросток может любоваться "маленьким светящимся шариком энергии".

Олсон-младший согласно данным сайта www.fusor.net является восемнадцатым любителем, добившимся ядерного синтеза. У него хорошие амбиции - был полуфиналистом исследовательского конкурса Siemens и собирается участвовать в мае будущего года в инженерной выставке Intel в Нью-Мексико.

Естественно, детали для машины, которая состоит из вакуумной камеры, куда впрыскиваются пары дейтерия и подается напряжение от останков старого маммографа, были куплены через Интернет. У других любителей экспериментальной физики Тиаго получал консультации в Сети. С расценками вроде 10 долларов за миллилитр тяжелой воды конструкция обошлась не так уж дорого. Комментаторы, восхищаясь сметкой подростка, говорят, что в научном плане достижение не бог весть какое. Термоядерный синтез получить не проблема. Проблема - сделать реакцию самоподдерживающейся.

В 1995 году тоже семнадцатилетний Дэвид Ган (David Hahn) уже построил в сарайчике на задах дома матери в пригороде Детройта некое подобие атомного реактора, используя доступные радиоактивные материалы и "Золотую книгу химических экспериментов" 1960 года издания. Местность пришлось тщательно обеззараживать команде в защитных комплектах, пугая соседей инопланетным обликом и бочками с яркими знаками "Осторожно, радиация!". Теперь в Мичигане идут удачные опыты с термоядом… Тут главное - не переборщить. ИП

Электронная усушка

Оригинальный метод "вытяжки" углеродных нанотрубок до нужных размеров разработали физики из Калифорнийского университета в Беркли. Метод позволяет изготавливать нанотрубки точно "на заказ" и контролировать их электронные свойства. Сегодня при изготовлении экспериментальных электронных устройств из углеродных нанотрубок ученым слишком часто приходится надеяться на удачу. Дело в том, что электронные свойства нанотрубок сильно зависят от их диаметра, количества слоев углерода, а также наличия в трубках дефектов и примесей. А основные технологии получения нанотрубок - метод осаждения паров углерода или возгонки и перекристаллизации графита - не свободны от недостатков. Химические методы изготовления нанотрубок позволяют добиваться нужных диаметров, но в таких трубках образуется слишком много дефектов. А в трубках, полученных из чистого графита, мало дефектов, но их диаметр, как правило, непредсказуем.

Теперь ученые научились уменьшать диаметр нанотрубок до заданного. Для этого раствор нанотрубок помещают на кремниевую пластину, с помощью электронного микроскопа отбирают из них подходящую и присоединяют ее концы к золотым контактам. Эту нанотрубку затем обстреливают быстрым пучком просвечивающего электронного микроскопа. Электроны пучка выбивают атомы углерода со своих обычных мест в углах регулярной структуры стенок нанотрубки и заставляют их мигрировать вдоль трубы, собираться в кучи, выстраиваться в другом порядке. При этом форма трубы заметно меняется, и труба даже может совсем разрушиться. Но если одновременно через присоединенные к трубке золотые контакты пропускают электрический ток, то он заставляет атомы углерода вновь выстраиваться в регулярную структуру, быть может, меньшего диаметра. Этот процесс, который удивляет даже видавших виды специалистов, позволил в экспериментах постепенно уменьшить диаметр нанотрубки от 16 до 3 нанометров.

К сожалению, новый метод плохо приспособлен для массового производства наноустройств и даже в лабораторных условиях его реализовать пока не просто. Однако сама возможность подогнать диаметр нанотрубки позволит ученым решить массу экспериментальных проблем. А там и приемлемая модификация метода для массового производства, быть может, отыщется. ГА

Взрывной микроскоп

Исследователям из Института ядерной физики Макса Планка в Гейдельберге впервые удалось проследить за квантовыми колебаниями и вращением атомов в молекуле тяжелого водорода, состоящей из пары атомов дейтерия. Атомы в этой молекуле колеблются так часто и они такие мелкие, что ни одна из существующих технологий микроскопии не позволяет за ними уследить. Поэтому ученым пришлось изобрести новый хитроумный метод, чтобы косвенно увидеть, что же в ней происходит.

Молекулу, находящуюся в основном невозбужденном квантовом состоянии, обстреляли парой лазерных импульсов длительностью 6–7 фемтосекунд, разделенных промежутком всего в 0,3 фемтосекунды. Первый импульс отрывал от молекулы электрон и превращал ее в положительно заряженный ион, одновременно заставляя вращаться. В ответ на возмущение ядра дейтерия начинали двигаться, чтобы занять новое положение равновесия. И в этот миг следующий лазерный импульс отрывал от иона второй и последний электрон, заставляя молекулу "взорваться" за счет отталкивания положительно заряженных ядер. Ядра разлетались, и по их следам можно было определить, на каком расстоянии были ядра в молекуле в момент взрыва. Ведь чем ближе друг к другу находились ядра, тем сильнее они отталкивались и тем быстрее разлетались. "Взрывая" молекулу много раз с разным промежутком между импульсами, ученым удалось восстановить квантовую картину колебаний и вращения ядер в молекуле.

Такая разрушительная "взрывная" микроскопия обладает беспрецедентным пространственным и временным разрешением. С ее помощью ученые собираются изучать более сложные молекулы, следить за протеканием химических реакций, управлять квантовыми процессами… К новой серии экспериментов с молекулой метана исследователи уже приступили. ГА

Берегитесь лифта

Несколько команд изобретателей продолжают гонку за призом от NASA, обещанным создателю космического лифта. Было бы здорово сообщать о прорывах на этом фронте, однако по большей части приходится принимать к сведению все новые и новые проблемы.

Нет пока материала, из которого можно было бы сделать трос нужной прочности длиною в десятки тысяч километров, нет четко продуманной схемы электропитания лифтовой кабины беспроводным способом, а ведь лифт должен поднимать в космос не только себя и быть гораздо рентабельнее, чем традиционные способы борьбы с гравитацией. Недавно всплыл новый вопрос, связанный с защитой от радиации.

Кабине лифта придется добираться до геостационарного спутника, к которому будет прикреплен внешний конец троса, минуя радиационные пояса Земли. При этом лифт не сможет преодолеть опасные слои магнитосферы нашей планеты со скоростью ракеты, движение по тросу займет десятки часов, поэтому гипотетическому пассажиру гарантирована многократная смертельная доза облучения в кабине без серьезной защиты. Андерс Йоргенсен (Anders Jorgensen) из Лос-Аламосской национальной лаборатории в журнале New Scientist рассказал о своих исследованиях в этой области и, в частности, рассмотрел возможные решения.

Трос можно прикрепить не вблизи экватора, как предполагает классическая схема, а значительно ближе к полюсу, ведь над высокими широтами толщина радиационных поясов меньше. В этом случае трос потянется не перпендикулярно поверхности Земли, а под углом, ведь внешний конец все равно будет находиться над экватором. Такой способ породит проблему устойчивости троса в атмосфере, а путь лифта значительно возрастет.

Есть и другой вариант: на определенном участке троса перед поясами разместить устройство, защищающее от радиации - своеобразный щит, который могла бы подобрать по пути кабина. Однако размещение щита сильно усложнит конструкцию всей системы и опять-таки приведет к ее неустойчивости.

Третий вариант самый простой: можно изначально защитить саму кабину либо толстыми непроницаемыми для опасных частиц стенками, либо магнитным полем. В первом случае это существенно увеличит массу лифта и энергозатраты на подъем, а во втором - сравнимая энергия будет тратиться на создание защитного поля.

В любом случае, лифтовый космический туризм пока представляется самым экстремальным способом выбраться за пределы атмосферы. И хотя пассажирская кабина должна быть оснащена всеми удобствами для путешествия в несколько дней, на особые радости рассчитывать вряд ли придется, учитывая стремление инженеров к уменьшению общей массы. Если же применительно ко всей конструкции вспомнить про связанные с лифтом понятия "застрял", "лифтер" и, не дай бог, "обрыв троса", то мероприятие такого рода представится предельно мрачным. АБ

Родственный взгляд из скорлупы

Недавно ("КТ" #649) автор этих строк, назвав морских ежей нашими близкими родственниками, должен был специально убеждать редактора, что это не ошибка. Тогда сработала ссылка на сходство наших (человека и морского ежа) ранних этапов эмбрионального развития. Новый довод подарил в этом месяце журнал Science. В статье двухсот двадцати восьми (!) авторов приведены результаты расшифровки генома морского ежа Strongylocentrotus purpuratus. Самый яркий вывод заключается в том, что еж - на 30% человек (и, кстати, человек - примерно на столько же морской еж).

Как это может быть, мы же так непохожи! Морской еж - существо, заключенное в яйцеобразную или дисковидную скорлупу, усаженную более или менее развитыми иглами. Главное заполнение скорлупы - половые железы. Самый сложный орган этого животного - конструкция из 35 подвижно соединенных известковых пластин, которая называется аристотелевым фонарем. На вершине аристотелева фонаря находятся пять зубов, которыми еж скоблит пищу. Передвигаются ежи, перебирая, как ходулями, своими иглами. На противоположной рту стороне тела находятся несложные глазки и пигментные пятна… Тем удивительнее, что значительная часть генов у нас и у этого животного совпадает.

Но что означают эти совпадения? Неужели в еже действительно "заперта" часть человеческой сущности?

Не все так просто. Те гены, которые у нас "отвечают" за зрительное восприятие, есть и у морского ежа. Значит ли это, что еж имеет сходные с нами механизмы анализа визуальной информации? Конечно, нет! Гены - это совокупность переключателей, которые, наряду с прочими факторами, влияют на ход индивидуального развития. В ходе эволюции механизма управления развитием функции генов могут перепрограммироваться. Кнопочки на пульте управления телевизором и на мобильном телефоне могут быть очень похожи (даже цифирь на них бывает одна и та же), но это не значит, что эффект от их нажатия идентичен. Дело в том, что эффект зависит не от кнопочек-переключателей, а от устройства самой системы. У человека и ежа "системы" разные, и результаты включения сходных генов оказываются непохожими. На самом-то деле, суть не в генах!

А как хорошо все начиналось… Только вспомните победные реляции молекулярных генетиков, когда они приступали к расшифровке генома человека. Вот доведем нашу работу до конца, узнаем, как управляется наше развитие, и сможем его менять, как захотим! Довели. Получили массу информации. Значение ее подавляющей части непонятно. Узнали, что кроме генных текстов есть и иные инструменты управления развитием, которые не поддаются линейному описанию. Убедились, что возможности вычислительной техники принципиально недостаточны для описания взаимодействия даже в генных (и не только генных) сетях средней сложности. И дело не только в технике. Наша логика, сами особенности нашего мышления не приспособлены для решения таких задач. По происхождению наша психика - одно из приспособлений животного африканской саванны, которому надо было спасаться от врагов, находить пищу и соблазнять партнера. Наш мозг плохо адаптирован к количественному анализу взаимодействий в сложной сети переплетенных причин и следствий!

Но что делает нас - нами, а морского ежа - морским ежом? Конечно, в первую очередь - устройство яйцеклетки. А еще системная сложность множества механизмов управления развитием, задающая эпигенетический ландшафт - набор допустимых траекторий развития, равно как и непредсказуемая случайность, приводящая к выбору той или иной из этих траекторий. А в чем же наша истинная суть? Хотелось бы понять. Но искать нужно не на уровне генов. ДШ

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.