Критическая масса
АрхивСтатьиДве нашумевшие недавно истории похожи. В обоих случаях была опубликовано собрание легально полученных данных, которые были безопасны по отдельности, но при компиляции приобрели новое значение.
Две нашумевшие недавно истории доказывают, как быстро меняется отношение к понятию "частная информация". С виду они похожи - в обоих случаях была преднамеренно опубликовано собрание легально полученных данных. По отдельности такие данные не представляли особой опасности или интереса, но при компиляции быстро набрали критическую массу.
Об одной из них мы подробно рассказывали неделю назад. Эксперимент Форчуни продемонстрировал, как легко подорвать доверие к публичным информационным службам, если задаться такой целью. Пострадали без малого две сотни человек, чьи персональные данные были опубликованы в компрометирующем их контексте.
Другой пример подрыва доверия к массово распространяемой информации - события вокруг поисковых запросов AOL, опубликованных в исследовательских целях. Результатом необдуманного действия стал скандал, разгоревшийся из-за оказавшейся неожиданно легкой идентификации пользователей по их запросам.
В случае Форчуни катализатором выступает наличие четко сформулированных имен и других социальных идентификаторов. Просто фотографий и контекста, в котором они были размещены, было бы явно недостаточно. В случае с запросами AOL контекстная составляющая была сильно расширена. На каждый из порядковых номеров, под которыми значились пользователи, приходилось достаточное количество запросов, чтобы составить довольно четкое представление о соответствующем номеру в списке человеке.
Скандал с Джейсоном Форчуни оказался более ярким и публичным - в нем были задеты совершенно конкретные люди. Однако в перспективе гораздо более мощные и непредсказуемые последствия могут повлечь за собой эксперименты с публикацией больших массивов относительно приватных сведений, пусть и не привязанных к конкретным людям. Из них не составляет труда скомпилировать подборки, способные сильно облегчить жизнь маркетологов и прочих шакалов от рекламы.
Неплохо знаком этот метод многим людям, принимавших участие в социологических исследованиях, проводимых по методике глубокого интервью. Помимо профильной части, то есть самих вопросов по сути исследования, подобные анкеты включают в себя "паспорт" респондента - весьма подробную информацию о социальной, профессиональной и финансовой жизни опрашиваемого вплоть до списка масштабных покупок, сделанных в последние годы, или запланированных на обозримое будущее.
Без этой информации анкетные данные будут объективно неполными: мало иметь ответы на основные вопросы, нужно знать, кто дает каждый конкретный ответ. Разумеется, подобная информация не может не представлять интереса для тех, кто занимается рекламой и продажами: на опросы, в которые входят только вопросы "рыночного" характера, люди отвечают куда неохотнее. Если же вопрос "собираетесь ли Вы приобретать новый телевизор в течение года?" задается после нескольких десятков вопросов по узкоспециализированной теме, он не вызывает устойчивого отвращения.
Так или иначе, можно контролировать себя, отвечая на вопросы при заполнении анкеты, или во время интервью тому или иному служащему, но гораздо сложнее делать это постоянно. Что можно узнать, если эти данные скомпилировать с информацией, разглашенной вами ранее? Продумать всё очень тяжело.
Особенно интересно выглядит проблема в контексте неуклонно развивающейся сетевой экономики. Люди всё реже могут позволить себе никак не соприкасаться с электронными деньгами, не иметь банковских карт, не пользоваться онлайновыми службами вроде поисковых машин или интернет-магазинов.
Получение таких маркеров неизбежно означает, что частная информация попадёт в некоторую базу, дальнейшую судьбу которой человек никак не контролирует. Даже при попытках камуфлировать информацию и не допускать ее распространения в открытом доступе, вероятность утечек возрастает пропорционально распространению подобных сервисов и росту числа их пользователей.
Количество накапливаемой в подобных источниках информации постепенно переходит в качество. Анализ достаточно большой совокупности оставленных следов интересен и перспективен, поскольку позволяет составить весьма точный портрет как конкретного, так и усредненного пользователя того или иного сервиса или набора сервисов.
Пути для распространения инсайдерской, коммерчески пригодной информации находились и в доцифровую эпоху. Теперь эти данные не просто доступны - понятие коммерческой актуальности информации расширилось до околокосмических пределов, и информация, неинтересная содержательно, но применимая к большому числу объектов, стала представлять интерес.