Пройден ли пик добычи нефти?
АрхивСтатьиВсё чаще слышится мнение, что это уже произошло, и вскоре объёмы добычи нефти уже не будут удовлетворять потребности человечества. Обоснованны ли такие опасения?
На проходившем недавно в США съезде Ассоциации изучения пиков добычи нефти и газа председатель инвестиционного банка Simmons & Co International Мэтью Симмонс объявил, что судя по данным Управления информации о энергоресурсах США, мировая добыча нефти прошла через пик в декабре 2005 года. В четвёртом квартале 2005 года добыча составляла 84,35 миллионов баррелей в сутки, а в первом квартале 2006 года - 83,98 миллионов баррелей в сутки. По мнению Симмонса, скоро человечество начнёт испытывать нехватку нефти.
Все знают, что нефть и природный газ - это важнейший источник энергии и материалов используемых ежедневно миллиардами людей по всему миру. Однако начиналось всё достаточно скромно в XIX веке, когда единственным продуктом нефтепереработки был осветительный керосин, а бензиновая фракция сжигалась в ямах.
Первая нефтяная компания под названием Pennsilvania Rock Oil была основана в США. Первая скважина была также пробурена в Америке в 1859 году около Тутсвиля. Первый нефтеперерабатывающий завод открылся в 1865 году в Нью-Йорке.
Начало бурного роста нефтяной отрасли во многом связано с именами людей, которые не имели к ней прямого отношения. Прежде всего это Николас Отто, Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, а также Карл Бенц, создавшие первые двигатели внутреннего сгорания. Первый самолёт братьев Райт, положивший начало авиации, и конвейер Генри Форда, на котором началось производство автомобиля "Форд-Т", создали постоянный спрос на бензин. С развитием авиационной и автомобильной промышленности большая часть нефти начала перерабатываться в бензин.
Рост уровня добычи и переработки нефти продолжался почти весь XX век. Исключением стал промежуток между 1974 и 1985 годами, когда в мире царил нефтяной кризис. Нехватка нефти заставила основные страны-потребители ввести политику энергосбережения. Гражданам США, где пик добычи нефти пришёлся на 1971 год, пришлось пересесть на более экономичные автомобили. Впрочем, после кризиса рост добычи нефти продолжился. Богатые страны за годы кризиса привыкли экономить, зато развивающимся странам нефти требовалось всё больше год от года.
Достигнут ли пик?
Цифры Симмонса кажутся убедительными, но не всё так просто. Очевидны и другие причины, которыми можно объяснить уменьшение объёмов добычи нефти в 2006 году. Во-первых, многолетний рост цен на нефть неожиданно прекратился, и нефть начала дешеветь. После этого странам ОПЕК пришлось сократить объёмы добычи. Такое же решение приняла Венесуэла. Кроме того, нигерийской нефти тоже стало меньше из-за постоянных захватов в заложники сотрудников нефтяных компаний.
Даже если Симмонс и поспешил с выводами, то рано или поздно пик всё же будет пройден. Максимум в добыче нефти в 2006 году предсказывал специалист из Института энергии и человека в Сиэтле Ричард Данкен. Помимо этой, он предлагал еще две даты наступления пика: 2003 и 2016 год. Во мнении, что пик придется на середину следующего десятилетия, сходятся большинство экспертов отрасли. Истощение известных запасов нефти прогнозируется к середине этого века.
Пока еще есть источники прироста добычи. При нынешних ценах на нефть выгодной становится разработка высоковязких нефтей, а также применение к известным залежам традиционных нефтей различных методов обработки платса с целью увеличения его продуктивности. В мире остаётся много всё ещё не обследованных мест с возможными залежами нефти. За последние полтора года акции крупнейших компаний, осуществляющих разведку месторождений и сервисное обслуживание эксплуатируемых скважин выросли в цене почти в два раза, а прибыль в сравнение с предыдущим годом увеличивется на 30-40% в зависимости от региона.
Альтернативы
Большая часть нефти перерабатывается в бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. В развитых странах глубина переработки нефти на НПЗ превышает 90%, то есть на долю выработки мазута приходится менее 10%. Тем не менее, использование углеводородного топлива приводит к загрязнению окружающей среды вредными веществами и парниковыми газами. Поэтому необходимость снижения потребления нефти в качестве топлива возникает не только из-за её высокой цены и исчерпания запасов.
В качестве альтернатив производители автомобилей предлагают различные решения. GM и Toyota вывели на рынок гибридные автомобили, снабжённые двигателями внутреннего сгорания и электромоторами. Honda намерена через 3-4 года начать серийный выпуск автомобилей на топливных элементах, а BMW недавно объявила о начале серийного производства автомобилей седьмой серии с двигателями внутреннего сгорания, работающими на водороде.
Однако, потребители не спешат пересаживаться на более экономичные автомобили. Эксперты считают, что их отпугивает маломощность гибридов. Вдобавок, гибридные автомобили стоят куда дороже, чем машины с традиционной силовой установкой, а их окупаемость наступает только через пять лет.
Россия
В нашей стране разработка нефти началась в 60-70 годы XIX века. Максимум добычи пришёлся на 1988 год, когда из недр было извлечено 624 миллиона тонн нефти (565 миллионов тонн - на территории России). В последние десятилетие XX века в РФ добывалось не более 350 миллионов тонн. Только с началом роста цен на нефть в начале XXI века начался рост добычи и переработки. В 2005 году было добыто 469,6 миллиона тонн нефти. Россия и дальше собирается продолжать небольшое наращивание добычи нефти.
В последние годы российские компании начали увеличивать объёмы разведочных работ, что приводит к наращиванию доказанных запасов и применению современных технологий добычи нефти. Тем не менее, большинство эксплуатируемых месторождений - это наследие СССР. Обводненность некоторых скважин превышает 90%, поэтому себестоимость добычи в России в несколько раз больше, чем в ОАЭ. Помимо этого, в российской нефти содержится относительно мало бензина и много серы, что тормозит её экспорт в Европу или США: их заводы рассчитаны на легкую и малосернистую нефть.
Переработка нефти в России находится на уровне середины XX века. Отсталость российской промышленности связана с тем, что в середине прошлого века в СССР были найдены крупнейшие в мире месторождения. Вместе с малым количеством автомобилей и изоляцией от нефтяного кризиса это привело к наращиванию мощностей по первичной переработки нефти.
Сейчас глубина переработки по информации Министерства промышленности и энергетики РФ составляет около 70%, её рост в последние годы был связан с увеличением загруженности заводов за последние 6 лет с 60% до 70%. Единственным предприятием с глубиной переработки более 90%, который также может вырабатывать качественные бензины, является московский НПЗ.
Российские компании планируют проводить модернизацию своих заводов. Однако сейчас бензина в России вырабатывается в два раза меньше, чем мазута. Последний является основным экспортным нефтепродуктам РФ, который на технологически новых иностранных заводах может перерабатываться в светлые нефтепродукты. Такое положение связано с немногочисленностью установок каталитического крекинга, основного процесса по увеличению глубины переработки. Ввод в эксплуатацию установок крекинга в последние годы не осуществлялся. Это придает заявлениям о нехватке мощностей по переработки нефти, делавшимся по телевидению в начале периода рост цен на бензин в России, не очень корректный вид. В 2006 году продолжился рост загруженности НПЗ.
Пик добычи нефти и дальнейшее снижение этого показателя приведёт к росту цен на неё. Однако, скорее всего, резкого уменьшения уровней добычи не произойдёт, а параллельное увеличение цен на нефть сделает заставит многих предпочесть экономичные гибридные решения или машины, использующие альтернативные источники энергии. С каждым годом альтернативные процессы получения жидкого топлива и продуктов нефтехимии из газа и других видов ископаемого сырья и биомассы будут становиться всё актуальнее. По мнению некоторых специалистов, развитие альтернативных источников энергии к середине XXI века уменьшит роль нефти в мировом энергетическом балансе до 25%.