Всему свету по секрету
АрхивСтатьиОбществу предстоит осознать, насколько изменились принципы распространения информации. Скандальный эксперимент компьютерщика из Сиэтла ещё раз подтверждает это.
Проблема внезапности перехода количества в качество давно волновала людей. Всем известен "парадокс кучи": как решить, в какой именно момент несколько зерен, лежащих рядом, превращаются в кучу зерна. Неуловимость разницы между незначительным "несколько" и существенным "много" подавить удалось лишь в милитаризованном военном и милицейском сознании, порождающем максимы вроде "больше трех не собираться".
Впрочем, вряд ли подобные определения подходят к информационному обществу. Свободный, насколько это возможно, обмен различной, в том числе и приватной информацией - неотъемлемая часть такого социума. Использовать же такой потенциал можно как с целью социализации и общения, так и для других, не столь приглядных целей.
Не далее как в сентябре этого года обратную сторону массовых горизонтальных коммуникаций продемонстрировал дизайнер и системный администратор из Сиэттла Джейсон Форчуни. Суть его "эксперимента" проста: он сочинил и опубликовал на популярном городском сервере знакомств объявление. Текст был составлен от лица женщины, ищущей развлечений сексуального характера, и проиллюстрирован подходящей фотографией (её Форчуни позаимствовал из чужого объявления).
В сущности, такое поддельное объявление почти ничем ни отличается от ПТУшного развлечения - нацарапать на стенке телефон приятеля с подходящей непристойной подписью. Разница становится ощутимой в информационном обществе, где интернет общедоступен, компьютером умеет пользоваться каждый школьник, а фломастер стоит едва ли не дороже часа доступа к Сети. Если надпись не вызовет доверия ни у кого, то "эксперимент" Форчуни получил немалый резонанс.
На объявление откликнулись 178 мужчин. Они сообщили Форчуни свои имена и фамилии, телефоны и адреса. Некоторые ответы были весьма откровенны, и подкреплены не слишком приличными фотографиями. Многие отвечали со своих рабочих почтовых адресов, так что не составило труда выяснить и место работы многих ответивших.
Получив информацию обо всех этих людях, Форчуни незамедлительно опубликовал ее в интернете.
В этом примере количество перерастает в качество даже дважды. Первый момент - наличие информации сразу о большом количестве людей, который неизбежно приводит к большему интересу со стороны общества. Вряд ли кого-то заинтересует единичная публикация кем-то откровенных фотографий вкупе с информацией, либо прямо указывающей на личность публикующего, либо с данными, позволяющими экстраполировать такую информацию. Публикация же массы данных о разных людях привлекает внимание к этой информации, у нее стремительно повышается индекс цитирования, о сотне "подловленных" на подобной шалости узнает гораздо большее количество людей, чем о десятке. А чем больше людей вникнут в подробности ситуации, тем выше шанс, что это пагубно и необратимо отразится на жизни каждой из жертв розыгрыша.
Второй переход касается количества и качества самой информации. Объявления подобного рода можно было публиковать и двадцать лет назад, но отсутствие многочисленных горизонтальных связей сдерживало распространение информации. Чтобы выяснить данные по каждому "респонденту", последователю Форчуни пришлось бы затратить неоправданное количество усилий.
Самостийные борцы за нравственность, коих достает в любой более-менее традиционной культуре, наверняка оценят возможность ведения информационной войны с неверными. Многие носители альтернативного взгляда на нравственность и законность уже вовсю пользуются современными коммуникациями, блоги и форумы давно перестали быть прибежищем интеллигентов-социопатов, а сервисы, помогающие публиковать информацию в любом формате одинаково доступны для размещения как обычных дневников, так и откровенных провокаций любым желающим, как частным лицам, так и компаниям или сообществам, успешно маскируясь друг под друга.
Предотвратить подобные ситуации фактически невозможно. Джейсон Форчуни не сделал ничего, что можно охарактеризовать как преступление: он разместил в открытом доступе информацию, предоставленную ему совершенно добровольно. Моральные нормы общества, пусть даже и в урезанной версии для потенциальных пользователей сайтов знакомств, подразумевают соблюдение некоторой конфиденциальности между случайными партнерами, но такая норма вряд ли может быть зафиксирована законодательно.
Одно показательное нарушение общественного спокойствия вполне способно показать этот путь другим людям, действующим с самыми разными целями, и самым интересным неизвестным здесь оказывается реакция сообщества на такое изменение контекста.