Секреты большие и не очень
АрхивВ фокусеВ сентябрьском потоке сообщений проскочило несколько колоритных новостей "из жизни шпионов". Каждый из этих эпизодов примечателен и сам по себе, однако в общем букете они смотрятся еще выразительнее...
В сентябрьском потоке сообщений проскочило несколько колоритных новостей "из жизни шпионов". Каждый из этих эпизодов примечателен и сам по себе, однако в общем букете они смотрятся еще выразительнее...
Итак. Новость номер один непосредственно связана с крупнейшей на планете радиоразведывательной и криптографической спецслужбой, Агентством национальной безопасности США, и с тайными делами этого сверхсекретного ведомства. В мае 2003 года американец Майкл Равницки (Michael Ravnitzky) послал в АНБ официальный гражданский запрос на основании FOIA, закона о свободе доступа к информации. В запросе содержалась просьба о предоставлении ему копии оглавлений периодических изданий, под разными грифами секретности издающихся в АНБ для своих сотрудников. Особенность FOIA в том, что госучреждение обязано предоставлять гражданам информацию, если в их запросе точно указаны атрибуты интересующего документа. А Равницки точно знал, чего хотел, потому что сам факт существования ежеквартального сборника Cryptographic Quarterly и журнала NSA Technical Journal под грифом Top Secret Umbra, а также еще трех менее засекреченных изданий уже давно не является секретом. И вот теперь, три с половиной года спустя, АНБ отреагировало на запрос и предоставило исследователю то, что его интересовало - действительно очень любопытную информацию, которую Равницкий тут же выложил на сайте-коллекторе подобных документов Memory Hole.
Названия статей в специализированных секретных журналах разведки - это, конечно, далеко не то же самое, что сами статьи. Но и они дают внятную картину того, чем занимаются аналитики ведущей в мире спецслужбы (а также дают гражданам основания для запроса текстов и самих статей). Вот лишь кратенькая выжимка из длинного перечня, охватывающего публикации с 1956 по 1996 годы: "Спутники радиоразведки - космическая проблема", "Самые ранние приложения компьютеров в АНБ", "Сигнально-разведывательные аспекты военной океанографии", "Сбитый [южнокорейский Боинг] KAL 007: взгляд с точки зрения [вымарано цензурой]", "Что каждый криптолог должен знать о Пирл-Харборе", "АНБ: как много мы в действительности знаем о возможностях программного обеспечения наших контракторов". Особого интереса, безусловно, заслуживают и такие статьи в секретных сборниках криптоспецслужбы: "Инопланетный разум", "Ключ к инопланетным посланиям", "Коммуникации с инопланетным разумом".
Созвучная новость номер два - тоже о рассекречивании документов на основе закона о свободе информации - пришла из Великобритании. И тоже по занятному совпадению связана с очевидным, но тщательно скрываемым интересом спецслужб к НЛО.
В Англии "героями-разоблачителями" стали Дэвид Кларк (David Clarke), преподаватель журналистики из университета Sheffield Hallam, и его коллега Энди Робертс (Andy Roberts). Точно установив факт существования в составе британской военной разведки суперсекретного подразделения DI55, занимающегося добычей и анализом информации о НЛО, Кларк и Робертс запросили в правительстве отчеты о работе этого подразделения. И в ответ недавно получили около пятисот страниц рассекреченных документов.
В бумагах, конечно, нет никаких сенсационных признаний относительно контактов с инопланетным разумом. Выводы аналитиков DI55 тщательно вымараны цензурой при рассекречивании. Что же осталось содержательного в этих документах, так это неоспоримое и очень сильное желание военных скрыть свой интерес к НЛО. Сильное до того, что в отчетах предлагается изъять и уничтожить - в нарушение законов страны - всю информацию о деятельности DI55 в документах Министерства обороны, подлежащих автоматическому рассекречиванию и передаче в открытый госархив по истечении тридцатилетнего срока закрытого хранения.
Новость номер три - тоже о чрезвычайно секретном некогда проекте разведчиков и военных США, ныне ставшем настолько обременительной и дорогостоящей обузой, что его готовы отдать любому желающему. Речь идет о примечательной паре кораблей под названиями "Морская тень" и "Бурильная баржа Хьюза" ("Sea Shadow", "Hughes Mining Barge"), от которых стремятся избавиться американские ВМС - но только обязательно не поодиночке, а в комплекте.
Связка эта неслучайна, ибо один корабль рождался, можно сказать, во чреве другого. Первой на свет появилась "Бурильная баржа", построенная в начале 1970-х годов эксцентричным миллиардером Говардом Хьюзом по секретному заказу ЦРУ. Этот гигантский плавучий док с крышей был сооружен для подъема советской атомной подводной лодки, затонувшей в Тихом океане. Затея, правда, оказалась неудачной, ибо при попытке подъема субмарина развалилась на части.
В начале 1980-х годов Hughes Mining Barge нашли другое применение, когда в США при освоении стелс-технологий решили строить не только самолеты, но и корабли, невидимые для радаров противника. Экспериментальный стелс-катер Sea Shadow имеет длину 50 метров и по внешнему виду не похож ни на один другой корабль, а напоминает скорее опущенный в воду бомбардировщик B2. Проект по созданию Sea Shadow был засекречен настолько, что судно строили и постоянно держали внутри "баржи Хьюза", а для испытаний на открытой воде выходили в море по ночам - чтобы новый корабль не засекли советские спутники видовой разведки. В 1995 году один из гражданских инженеров-судостроителей был арестован и осужден за продажу секретов Sea Shadow.
Теперь же, судя по всему, и эта затея окончилась ничем. На дорогостоящую охрану (а также очистку, покраску и т. д.) ставших ненужными секретов государство тратить деньги не хочет. А потому уникальную пару кораблей ВМС готовы задаром отдать под аттракцион кому угодно - властям какого-нибудь штата, муниципалитету прибрежного города, частным предпринимателям, наконец. Лишь бы забрали.
- Из журнала "Компьютерра"