Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
11.10.2006

Дым не без огня -  Трудно быть Подом - Ну как сломал… починил! - Ангар–98 - Блеск и грохот - .mobi идет в массы - GIF: продолжение следует? - Yahoo хакнули!.. - Помирать - так с музыкой - Внимание, мотор! - Экономим на зубах - Парадоксы безопасности - Очень страшное кино - Вокруг света за $22 000 000 - "А" упала, "Б" пропала - Последний звонок Siemens

Дым не без огня

Эпопея с дефектными аккумуляторами для ноутбуков и не думает заканчиваться. После череды отзывов лэптопов различных брэндов о намерении провести аналогичную акцию уже от своего имени объявила Sony - производитель пожароопасных элементов питания.

Напомним, что эта история началась еще в июне, когда ноутбук производства компании Dell самопроизвольно загорелся прямо на столе во время конференции в Осаке. Реакция последовала быстро: в августе Dell запустила программу по отзыву 4,1 млн. батарей (а получив в конце сентября дополнительные сведения от японцев, расширила ее еще на 100 тысяч лэптопов). Беда не миновала и других партнеров Sony. Спустя несколько дней примеру Dell последовала и Apple, отозвавшая 1,8 млн. батарей. Официальные лица Sony уверяли, что на этом инцидент исчерпан, продукция, поставлявшаяся другим брэндам, вроде бы не опасна. Однако в конце сентября последовала новая волна отзывов: Toshiba (830 тысяч аккумуляторов), Lenovo и IBM (526 тысяч) и Fujitsu (287 тысяч). HP и Acer пока не видят причин для подобных акций, хотя и проводят консультации с японцами.

Подробности общей программы отзыва Sony пока неизвестны, ожидается, что они будут обнародованы в течение месяца. По предварительным подсчетам, эта кампания обойдется в 250 млн. долларов, однако эксперты считают, что сумма, названная Sony, занижена минимум вдвое. Но деньги здесь не главное. Для столь крупной корпорации, как Sony, потеря нескольких сотен миллионов хоть и неприятна, но не опасна. Куда хуже - удар по репутации: в этом деле задействовано слишком много хорошо известных потребителю брэндов, и восстанавливать подмоченное реноме придется долго. Не случайно историей озаботились даже японские власти, которые опасаются, что скандал может повредить доброму имени всей электронной продукции из Страны восходящего солнца.

Казалось бы, в этом месте можно поставить точку, так как история подошла к логическому завершению, но не тут-то было. Американская Комиссия по безопасности потребительских товаров (CPSC) оказывает посильную помощь Sony в идентификации потенциально пожароопасной продукции. Как сообщило издание ConsumerReports, CPSC полагает, что отзыв может коснуться не только ноутбуков, но и других портативных устройств - DVD-плейеров, видеокамер и даже игровых консолей. Позже, правда, официальные лица Комиссии заявили, что их неправильно поняли. Но после череды обещаний Sony в духе "теперь уж точно в последний раз" в оптимистичные заверения верится плохо. МС

Трудно быть Подом

Минувшим летом на весь мир прогремела попытка компании Google отстоять права на собственное имя, грозящее превратиться в общеупотребительное слово (см. "КТ" #650). Однако этот скандальчик обещает померкнуть на фоне другого, раздуваемого еще одним ИТ-гигантом, Apple. Юристы компании решили напомнить общественности и бизнесу, откуда есть пошли столь модные нынче "pod-содержащие" термины.

В Apple считают, что словечко "pod" в сознании обывателя сегодня прочно ассоциируется с другим популярным словом, "iPod", которое является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей Apple. Следовательно, прочим компаниям неплохо бы добровольно отказаться от использования корня "pod" в торговых марках и названиях своих продуктов и сервисов. Таково примерно содержание письма, рассылаемого Apple на протяжении последних шести месяцев. Единичные предупреждения были сделаны еще весной и летом, к настоящему моменту их поток заметно увеличился.

Среди "попавших на карандаш" - сервис Mypodder, продавец цифрового устройства Profit Pod (предназначено для быстрой инспекции торговых и игровых автоматов), портал PodGolfFitness, рекламное агентство Podvertiser и даже производитель сумок для ноутбуков TightPod. Этим и некоторым другим фирмам предложено отказаться от регистрации соответствующих торговых марок и в короткие сроки переименовать свою продукцию. Кто-то решил не идти на конфронтацию с гигантом и уже сменил имя (к примеру, TightPod на TightJacket; справедливости ради стоит отметить, что Apple помогла компенсировать затраты). Другие пока оценивают свои силы на предмет возможной встречи с Apple в суде (многие, впрочем, уверены: яблочники не станут обращаться в суд, ибо сравнение pod и iPod явно притянуто за уши).

Вы спросите, а как же быть с "подкастами", в популяризации которых заслуга Apple несомненна? Увы, это выгодное дельце в Apple проморгали и сейчас наверняка кусают локти. Термин podcast родился в 2004 году в результате слияния слов iPod и broadcasting. Но поскольку сам феномен сетевого вещания возник за несколько лет до того, как ему дали хорошее название, podcast стремительно "натурализовался" и сегодня, по крайней мере в США, официально причислен к списку общеупотребительных выражений. Так что прямых возражений против эксплуатации термина podcast, в том числе и в торговых марках, у Apple вроде бы нет. ЕЗ

Ну как сломал… починил!

Йон Йохансен, после взлома защиты DeCSS более известный как DVD Jon, снова отличился - и вновь на том же поприще. На сей раз жертвой взломщика-виртуоза пала эппловская DRM-защита FairPlay.

Впрочем, теперь Йон ведет себя совсем иначе, чем в предыдущих делах, - видимо, остепенился (ведь ему уже 22). Во-первых, сегодняшним Йоном движет не дух идеализма, а банальное желание подзаработать: его технология "взлома" предназначена для проигрывания "чужого" медиаконтента на Apple iPod, и в планах хакера - лицензировать технологию производителям контента - разумеется, не бесплатно. Во-вторых, Йон не намерен лезть на рожон (в смысле - нарываться на судебные преследования): по его словам, он уже проконсультировался с самим Стивом Джобсом и получил от него неофициальное обещание не подавать в суд. Дело в том, что новое изделие Йона ничего не ломает - наоборот, добавляет поверх чужого контента дополнительный "слой", чтобы этот контент можно было скормить iPod’у. Такой "взлом" может благоприятно сказаться на продажах iPod’ов - что в свете появления Microsoft Zune весьма актуально. Может, именно потому Apple столь снисходительна.

А вот Microsoft к "своим" взломщикам строга: на автора FairUse4WM (утилита для снятия защиты PlaysForSure, см. "КТ" ##652, 654) таки подали в суд. Редмондцы, в течение нескольких недель безуспешно пытавшиеся прикрыть дырки в защите и даже начавшие терять поставщиков контента, решили разрубить гордиев узел. Правда, этот вариант решения осложнен тем, что автор FairUse4WM, в отличие от DVD Jon, известен пока только под ником Viodentia - так что, прежде чем засудить, его предстоит еще найти.

Однако корпорация сделала хитрый маневр. Вместо того чтобы преследовать автора раздражающей программы за обратный инжиниринг (и, видимо, помня об исходе дела Дмитрия Склярова), Microsoft выступила с обвинением в краже программного кода защиты Windows Media. А это совсем другое обвинение, и реагировать на него правоохранительные органы обязаны гораздо серьезнее. Сам Viodentia угроз не испугался и заявил, что никакой код не крал, а написал его самостоятельно. ВШ ИП

Ангар–98

Что и говорить, трогательный подарок к восьмилетию Google преподнесли его отцы-основатели Сергей Брин и Ларри Пейдж. С их легкой руки в ведение "поисковика номер один" перешла его "колыбель" - коттедж в калифорнийском городке Менло Парк. Из гаража при этом коттедже в сентябре 1998 года приятели "выкатили" новорожденную Google Inc, чья стоимость ныне оценивается в одну восьмую триллиона долларов!

Любопытно, что за эти годы легендарное сооружение так и не уходило "на сторону": как-никак, его бывшая хозяйка Сьюзан Войцицки (Susan Wojcicki) работает вице-президентом Google (а в те годы была подругой девушки, с которой встречался Брин). Остро нуждаясь в деньгах для платы за ипотеку, предприимчивая Сьюзан сдала свой гараж и несколько комнат в доме подающим надежды выпускникам Стэнфорда за 1700 "зеленых в месяц". Как свидетельствуют очевидцы, на пять месяцев эта "конура" стала вторым домом Брина и Пейджа, а следующим по важности после компьютеров электроприбором в "офисе" считался холодильник, набитый коробками замороженной пиццы.

Сколько уплачено за коттедж, не сообщается (как видно, исторические раритеты бесценны); однако известно, что подобные особняки в округе котируются в пределах миллиона "зеленых". По словам пресс-службы, здание будет сохранено в нынешнем виде как историческое наследие. Правда, как использовать новый "офис" компании, пока не решено - возможно, со временем он превратится в своеобразный "гараж-музей". Что ж, стремление вернуться к истокам присуще не только "гугловцам" - так, шесть лет назад HP приобрела гараж в Пало-Альто, в котором в далеком 1939 году неизвестные миру Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт основали свою компанию.

Несмотря на отсутствие мемориальной таблички "Сергей и Ларри здесь были", легендарный особняк уже успел стать местом массового паломничества поклонников хайтека, наперебой желающих сфотографироваться рядом с "гугловским гаражом". Дошло до того, что отцы поисковика настоятельно рекомендовали представителям информационных агентств не публиковать адрес дома, дабы не создавать лишней угрозы для его сохранности. Впрочем, тщета этих усилий очевидна: ведь в "эпоху Google" шила в мешке не утаишь… ДК

Блеск и грохот

Все социальные сети очень похожи друг на друга: они построены по одному принципу и отличаются лишь мелкими деталями. Такое положение дел должен изменить открывшийся 28 сентября проект под названием Wallop.

Многие популярные сервисы так называемого "нового веба" были созданы небольшими группами энтузиастов, которым приходила в голову какая-нибудь идея; они ее быстро реализовывали в наполовину готовом продукте, после чего наступала долгая стадия его доработки. Таким образом появились на свет и социальная сеть MySpace, которая сейчас насчитывает около 100 млн. пользователей и, по оценкам аналитиков, может стоить до 20 млрд. долларов, и сеть Facebook, очень популярная среди американских студентов (см. "КТ" #656), и Digg.com, один из лучших сервисов, позволяющих пользователям публиковать ссылки на новости, и Del.icio.us, сервис социальных закладок, и Livejournal, и YouTube - всех не упомянешь.

История Wallop интересна и нетипична для отрасли. Проект начал развиваться в 2002 году исследовательским подразделением Microsoft, а год назад выпорхнул из гнезда и стал воплощаться в жизнь новой независимой компанией, сумевшей уговорить несколько инвестиционных фондов дать ей на развитие 13 млн. долларов. Условия, на которых Wallop использует наработки Microsoft, неизвестны; по некоторым данным, стартап будет перечислять корпорации какую-то часть прибыли.

Сервис целиком построен на технологии Flash, что и обуславливает его отличия от других социальных сетей. Самое главное из них - модульная архитектура. На свою личную страничку можно помещать окошки с фотографиями, музыкальные треки, записи блога, и при этом все элементы можно перетащить куда угодно, расположить их так, как хочется, - абсолютная свобода действий, привычный drag-and-drop, ничего общего со статичными html-страницами. Модули работают по принципу виджетов, каждый из них можно "переодеть", используя какую-нибудь "тему".

"Единственное, чем можно заниматься на MySpace или Friendster, - коллекционировать "друзей", ваш статус определяется их количеством, - говорит глава Wallop Карл Джейкоб (Karl Jacob). - В реальном же мире дела обстоят совершенно иначе: нам важно не количество друзей, а наши с ними особые отношения". Для определения этих "особых отношений" в Wallop существует специальный "радар", который в графической форме представляет сеть ваших знакомых. Чем ближе пользователь к центру круга, тем больше вы с ним общаетесь и тем теснее связи между вами.

Помимо всего прочего, от других социальных сетей Wallop отличается еще и выбранной бизнес-моделью: зарабатывать собираются не посредством рекламы, а продавая пользователям за небольшую плату "темы" для аккаунтов и дополнительные модули (можно вставлять на свою страничку даже Flash-игры). Для этого создан специальный магазин, а разработчиком новой темы или функционального модуля может стать каждый желающий. Таким образом вокруг Wallop должно образоваться сообщество разработчиков и дизайнеров, которые смогут подзаработать - им будет перечисляться 70% прибыли от продаж.

Пока Wallop не открыл свободную регистрацию, вступить в ряды его пользователей можно только по приглашению. Эксперты считают, что разработчики пошли на это, дабы придать своему детищу имидж элитарности.

Конечно, "дитя Microsoft" не сможет переманить к себе всех пользователей MySpace, Facebook, Blogger или Livejournal - привычка и "наработанный" материал будут удерживать потенциальных перебежчиков. Но свою нишу новый сервис определенно займет. АХ

.mobi идет в массы

Компания Mobile Top Level Domain (mTLD) начала открытую регистрацию доменных имен в зоне .mobi. Это означает, что период, отведенный для привилегированных корпораций на регистрацию своих торговых марок, завершен и теперь имя в этой зоне может купить любой желающий.

Приоритетная регистрация в .mobi началась 22 мая и проводилась в несколько этапов. Первыми возможность зарегистрировать домены в новом сегменте получили компании-члены отраслевых ассоциаций и крупные игроки рынка мобильной связи. Затем настал черед владельцев различных товарных знаков: заветные домены получили более 13 тысяч компаний - правообладателей известных брэндов, в том числе такие гиганты, как BMW и Microsoft. Столь сложную процедуру пришлось устраивать из-за киберсквоттеров, покупающих "красивые" доменные имена для последующей перепродажи.

Напомним, что новый сегмент адресов позиционируется как "мобильный". Сайты, размещенные в этой зоне, должны будут удовлетворять особым нормам оформления, дабы комфортно отображаться на большинстве мобильных устройств. В свет уже выпущен dotMobi Switch On! Guide - специальное руководство, которое содержит ряд правил и рекомендаций по разработке mobi-сайтов. Кроме особого стиля оформления, каждая страница должна будет иметь упрощенную структуру и минимальный "вес" для обеспечения более высокой скорости загрузки.

Открытие зоны .mobi вызвало небывалую критику со стороны консорциума W3C, отвечающего за развитие веб-стандартов. Представители этой организации, в частности директор Тим Бернерс-Ли, считают, что сайты в Интернете не должны разделяться по принципу: часть для компьютеров, часть - для мобильных устройств. С точки зрения W3C, идеальным было бы автоматическое определение типа устройства на сервере и выдача уже оптимизированных для этого клиента страниц.

С W3C согласен и Джеймс Энк (James Enck), аналитик из Daiwa Securities. "Проблема некомфортного использования "традиционного" Интернета связана с веб-дизайном, а не с доменной зоной, - говорит он. - Возьмите, к примеру, Google Mail, - служба самостоятельно подстраивается под клиентское устройство. На телефоне ее страницы отображаются идеально".

В то же время нельзя забывать, что мобильников в мире примерно в четыре раза больше, чем компьютеров, и для многих жителей развивающихся стран именно сотовый может стать первым окном в Сеть. В свете этих аргументов затея mTLD с созданием "мобильного веб-архипелага" выглядит уже не столь надуманной. МС

GIF: продолжение следует?

Похоже, вписана последняя страница в толстенный том скандальной истории формата GIF. Наконец-то истекли сроки действия всех известных патентов, более десяти лет не дававших спокойно жить разработчикам программного обеспечения, так или иначе связанного с GIF.

Созданный в 1987 году программистами компании CompuServe, GIF удачно подоспел к появлению WWW и стал первым популярным цветным графическим форматом в Сети. Тогда никто еще не знал, что свободный де-факто GIF совсем не свободен де-юре. К концу 95-го юристы Unisys обнаружили, что основу GIF составляет алгоритм компрессии данных LZW, и патент США на него за номером 4 558 302 принадлежит их фирме. Так началась вторая глава истории GIF, в которой Unisys пыталась содрать деньги буквально со всех, начиная от крупных компаний, выпускавших продукты, позволявшие создавать GIF-файлы, и заканчивая рядовыми пользователями, рискнувшими разместить GIF-изображения на веб-страничках. Летом 2003 года срок действия американского патента истек, а годом позже "сдулись" смежные патенты в других странах мира, после чего энтузиасты отпраздновали День освобождения GIF (см. "КТ" #500). И, как оказалось, поторопились: выяснилось, что другой патент, касающийся того же алгоритма, принадлежит корпорации IBM. Последняя, к ее чести, не делала никаких громких заявлений и, по общему мнению, вряд ли когда-нибудь уподобилась бы Unisys, опустившись до сбора отчислений с программистов. Но и факта наличия у нее патента хватило, чтобы, к примеру, сообщество Open Source не стало включать полноценную поддержку GIF в свои инструменты.

Время шло, и недавно истек срок действия патента IBM. Перерыв патентные базы США, Европейского союза, Канады и Японии, эксперты известных организаций Free Software Foundation и Software Freedom Law Center подтвердили: после 1 октября в этих странах не остается каких-либо значимых патентов, которые могут помешать свободной эксплуатации формата GIF. Таки все?

Увы. Самое смешное, что десятилетняя сага GIF-формата, может быть, еще не завершена! Словно в голливудском триллере, где монстр погибает, лишь отложив яйца на случай хороших кассовых сборов, Unisys оставила лазейку. На веб-страничке компании, посвященной LZW и GIF, сразу после уведомления об истечении срока действия патента 4 558 302 упоминаются некие находящиеся в стадии патентования его доработки. Так что очередная серия, возможно, не за горами. ЕЗ

Yahoo хакнули!..

…Причем с разрешения самой же Yahoo. Действо происходило в рамках ежегодного Yahoo Hack Day - сборища программистов-энтузиастов, желающих "поиграться" с технологиями фирмы, обменяться опытом и вволю попрограммировать в течение суток.

"День хака" впервые стал открытым для всех желающих, раньше это был просто "междусобойчик" для многочисленных работников компании. На нынешнее собрание съехалось более полутысячи человек со всего мира - и было зачем! 29 сентября десятки именитых разработчиков (вплоть до Расмуса Лердорфа, создателя языка PHP) прочитали множество докладов и провели бесчисленные тренинги, в основном посвященные использованию библиотеки для построения веб-интерфейсов YUI, выпущенной (как open source) совсем недавно, но уже успевшей завоевать множество почитателей. 30 сентября прошел собственно hack day - 24-часовой шабаш программирования, плавно перетекающий в музыкальный фестиваль с участием поп-звезд локального масштаба. Не обошлось и без раздачи слонов: звание "лучшего хака" получила команда из трех дам, скрестившая мобильный телефон с шагомером и Flickr в проекте Blogging in Motion (подробнее о разработанных в течение hack day проектах можно прочитать в блоге на hackday.org).

Сами яховцы не преминули воспользоваться таким скоплением заинтересованных лиц и анонсировали несколько новинок. Как оказалось, новыми API для разработчиков обзавелись многие сервисы Yahoo - Flickr, Upcoming и свежевыпущенный почтовик (см. "КТ" #655). Последний и стал самой большей сенсацией - во-первых, это крупнейший сервис Yahoo (257 млн. пользователей); во-вторых, почта была недавно сильно обновлена; и наконец, со слов руководителей портала не вполне понятно - будет ли только опубликован API к почте или все исходники серверных приложений (что было бы странно). Как бы то ни было, яховцы поспешили заметить, что "желают того же" (в смысле - разрешить всем свободный доступ к почтовым API) и своим конкурентам Google и Microsoft - мол, тогда можно будет создать один удобный почтовик-в-браузере и читать письма сразу на всех трех аккаунтах. ВШ

Помирать - так с музыкой

Если, бродя по тихим улочкам Лондона, вы ни с того ни с сего услышите душераздирающий вопль, не торопитесь звонить в полицию. Не исключено, что голос подает не несчастная жертва разбоя, а потерявшийся сотовый телефон, подключенный к новому сервису Remote XT, который позволяет владельцу аппарата нанести ответный удар похитителю.

Крестным отцом системы стало британское Национальное подразделение по борьбе с преступлениями в мобильной сфере (NMPCU), стремящееся искоренить черный рынок ворованных и перепрограммируемых аппаратов. По словам представителей этой организации, необходимость в активных действиях против "мобильных воришек" назрела давно: каждый год на берегах Туманного Альбиона у законных владельцев "уводится" свыше 700 тысяч мобил. Как считают представители "сотового Скотланд-Ярда", если новый сервис и не является панацеей от кражи, то создать проблемы преступнику ему удается вполне. В момент, когда злоумышленник включает мобильник с новой SIM-картой, телефон издает громкий писк, прекратить который можно лишь вытащив батарею. Правда, к тому времени бдительный аппарат уже успевает полностью очистить свою память от приватных данных прежнего хозяина. Тем, кому по жизни приходится менять "симы", как перчатки, придется заблокировать эту возможность и включать механизм самоуничтожения через сотовую сеть, заявив о пропаже аппарата. Восстанавливать в муках многочисленные "адреса и явки" прежнему владельцу не придется: поскольку вся его приватная информация хранится на сервере сотового провайдера, она в любой момент готова к "реинкарнации" в новом аппарате.

Для того чтобы научить любимый мобильник постоять за себя, необходимо ежемесячно вносить абонентскую плату в 10 фунтов. В настоящий момент на "курсы самообороны" принимаются лишь смартфоны на базе операционок Windows Mobile, а также Symbian S60 и S80. Если эксперимент пройдет удачно, то "вокальные мастер-классы" откроются и для других моделей. Как на новый "писк мобильной моды" отреагирует криминальная публика, пока сказать трудно. Впрочем, уставшие от розысков пропавших смартфонов полисмены надеются, что вопли украденных "мобил" станут похоронным маршем черному рынку ворованных аппаратов. ДК

Внимание, мотор!

Продолжается битва двух стандартов носителей нового поколения - HD DVD и Blu-ray. Учитывая, что рождественско-новогодний ажиотаж не за горами, производители плейеров и контента из кожи вон лезут, чтобы завлечь под свои знамена как можно больше покупателей. Компания Universal Studios выпустила HD DVD-версию фильма "The Fast and the Furious: Tokyo Drift", известного в российском прокате под названием "Тройной форсаж: токийский дрифт". На одной стороне диска размещен двухслойный HD DVD емкостью 30 Гбайт, на другой - два слоя обычного DVD. Диск интересен в первую очередь не превосходным качеством изображения и звука, а набором дополнительных материалов и функций. В отличие от традиционных DVD-дисков, на которых тоже частенько размещается бонусный контент, представленный релиз расширяет возможности по управлению довеском к фильму, а также имеет ряд уникальных особенностей.

В первую очередь отметим функцию просмотра дополнительных материалов без прекращения воспроизведения самого фильма: например, заинтересовавшись какой-нибудь сценой, зритель с пульта может вызвать в режиме "картинка-в-картинке" режиссера, который поведает, как снимался этот эпизод. Правда, пользоваться такой возможностью имеет смысл, только когда смотришь кино повторно, а во время первого просмотра отвлекаться на рассказы о съемочном процессе явно не с руки. Специфика выбранного "автомобильного" фильма позволила создателям реализовать дополнительные необычные штучки. Например, когда в кадре появляется новая машина, зритель может посмотреть ТТХ железного коня - мощность, время разгона до сотни и т. д. Особое удивление, граничащее с восторгом, вызывает следующая фишка. Пока на экране идет очередная сумасшедшая гонка, можно "в стиле GPS" увидеть положение машин на карте города в виде разноцветных точек! Другая подобного рода функция - отображение шкалы повреждения автомобилей в реальном времени. Эти и некоторые другие интерактивные элементы доступны только на HD DVD-стороне диска, так как основаны на технологии iHD, являющейся одной из составных частей нового формата. За это великолепие Amazon просит чуть меньше 28 долларов, тогда как "просто DVD" стоит около 15 баксов.

Несмотря на заманчивые перспективы, многие киноманы считают, что дополнительные материалы и функции довольно забавны, но отвлекают от главного - просмотра фильма. Весьма раздражает, когда, собравшись устроить себе киносеанс и поместив диск в плейер, смотришь сначала заставку, затем предупреждение правообладателей, потом сталкиваешься с навороченным меню, так что к началу фильма забываешь, "зачем пришел". Надо полагать, в споре двух форматов, как и в случае с VHS, большое значение будет иметь выбор производителей фильмов для взрослых. Уж кто-кто, а создатели клубнички найдут достойное применение всей этой интерактивности. ИК

Экономим на зубах

Nokia объявила о создании нового стандарта беспроводной передачи данных - Wibree. Начало этой разработке было положено еще в 2001 году, сейчас компания работает над окончательной спецификацией вместе с фирмами CSR, Broadcom, Epson и Nordic Semiconductor, которые уже лицензировали новый стандарт. Первые устройства с Wibree, вероятно, появятся на прилавках в конце 2007 года.

Главным преимуществом Wibree перед широко распространенным Bluetooth является малое энергопотребление - экономия заряда аккумулятора портативного устройства может быть десятикратной. Правда, приспособлен новый стандарт для тех случаев, когда поток передаваемых данных не очень велик: он подойдет для коммуникации с беспроводными клавиатурами, мышками, детскими игрушками или разнообразными миниатюрными сенсорами (а вот музыку или голос нормально транслировать уже не удастся).

Как и "Голубой зуб", Wibree работает на частоте 2,4 ГГц, данные передаются на расстояние до десяти метров с максимальной скоростью 1 Мбит/с (втрое медленнее, чем Bluetooth 2.0). По словам разработчиков Nokia, технологию Wibree несложно добавить в Bluetooth-модули, после чего они смогут работать в обоих стандартах. Расчетная же стоимость самостоятельного Wibree-решения составляет меньше одного доллара, что, в сочетании с невысоким энергопотреблением, открывает заманчивые перспективы для оснащения беспроводным интерфейсом богатого спектра электронных устройств.

Nokia рассматривает Wibree как дополнение к Bluetooth и рассчитывает на его широкое распространение. С другой стороны, комментаторы указывают, что новый стандарт отчасти претендует на нишу давно существующего ZigBee, и у многих вызывает сомнение необходимость очередного "изобретения велосипеда". АХ

Парадоксы безопасности

Как влияют надувные подушки безопасности и антиблокировочная система тормозов на количество автомобильных аварий и травм? Оказывается, никак. К таким неожиданным выводам пришли ученые из Университета Пэдью, детально проследившие судьбу 1300 водителей из штата Вашингтон.

С 1992 по 1996 год эти водители попали в 614 аварий, шестнадцать из которых привели к увечьям. За это время 270 человек сменили автомобиль на новый, оборудованный системой ABS, которая на скользкой дороге укорачивает тормозной путь и не дает потерять управление из-за юза. Примерно столько же было куплено автомобилей с надувными подушками безопасности. Причем безопасные автомобили приобретали в первую очередь те водители, которые и так ездили аккуратно.

Неумолимая статистика свидетельствует, что число аварий и телесных повреждений не уменьшилось, несмотря на прогресс техники. Но надежные тесты, проводимые автомобильными компаниями, достоверно свидетельствуют о существенном снижении риска аварий и увечий при использовании ABS и подушек. В чем же дело? Парадокс можно объяснить только тем, что уверенные в своем "безопасном коне" водители начинают ездить более рискованно, сводя на нет все достижения инженеров. Это объяснение даже получило название "гипотезы компенсации" (offset hypothesis). На некоторый рост числа аварий с более безопасными автомобилями давно жаловались страховые компании, и теперь сей парадокс объяснило детальное научное исследование.

Пока трудно сказать, применима ли аналогичная модель к компьютерной отрасли. Хотя первые страховые полисы от компьютерных преступлений были разработаны еще в восьмидесятые годы, тут страхование пока менее развито. Впрочем, недавно компания CA (бывшая Computer Associates) пообещала выплатить американским покупателям ее пакета Internet Security Suite 2007 страховку в размере до полутора тысяч долларов в случае заражения вирусами, несмотря на правильную эксплуатацию программы (эта сумма покрывает возможные издержки на консультации, техобслуживание и т. п.). При краже личности максимальная страховая сумма составляет уже пять тысяч долларов. Руководство фирмы считает, что платить по этой страховке придется редко или вообще не придется. Получается прекрасный рекламный ход для продвижения своего продукта, теснимого бесплатными антивирусами. Но возможно, на сей раз менеджеры CA ошибаются. ГА

Очень страшное кино

Отечественные спецслужбы, похоже, освоили искусство римейков голливудских блокбастеров про хакеров. В начале октября российские новостные агентства распространили заявление УФСБ по Новосибирской области, в котором говорится, что сотрудники управления предотвратили хищение некой "приоритетной научной разработки" некими хакерами из некоего секретного НИИ Сибирского подразделения РАН. Слишком много "неких", не правда ли? Именно так обычно начинаются все заокеанские ужастики: мутный туман недосказанности возбуждает любопытство, а затем на сцену выскакивает перетянутый витой парой кибер-ковбой на белом "бентли" и лихо рубит головы всем плохим парням.

Но, как обычно бывает с первым блином, и этот оказался комом. Скудное информационное сообщение вызывает больше вопросов, чем дает ответов, из-за чего начинаешь сомневаться в правдивости инцидента. По словам представителя УФСБ, жертвой компьютерного андеграунда чуть было не стал "один из институтов химического направления", имевший опять-таки "некие" перспективные разработки. Зарубежные хакеры, действовавшие в интересах иностранных научно-исследовательских организаций, то ли из Китая, то ли из Кореи или США взломали институтский сервер и проникли в локальную сеть. Но не тут-то было (сцена с кибер-ковбоем)! Подготовленные для копирования материалы были уничтожены сотрудниками УФСБ при попытке сделать копию! Вот так-то - знай наших! Благодаря оперативным действиям был предотвращен возможный ущерб в 100 млн. долларов, поскольку научные материалы еще не были запатентованы.

Однако у столь насыщенного сценария слишком много нестыковок. Вчитаемся в хронику событий. Прежде всего вызывает сомнение "зарубежность" хакеров - установить источник атаки в современном Интернете весьма затруднительно. Тем более если это профессиональные преступники, выполняющие заказ "научно-исследовательских организаций". Соответственно, заказная природа взлома тоже сомнительна и более похожа на вымысел в целях создания законченного сетевого триллера. Дальше интереснее.

Согласно Указу Президента РФ №611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере международного информационного обмена", секретные НИИ в принципе нельзя подключать к Интернету, из которого, собственно, и произошел взлом. Тут, похоже, кто-то, кто обязан следить за сохранностью непатентованных перспективных разработок, извините, облажался. Но любопытнее всего выглядит описание контрмер: "материалы были уничтожены при попытке сделать копию". Зачем хакерам делать копию?! Почему материалы были уничтожены?! А как же перспективные разработки?! Похоже, 100-миллионный ущерб все же не удалось предотвратить… ДЗ

Вокруг света за $22 000 000

После того как на прогулку в космос потянулись и представительницы прекрасного пола, в Роскосмосе, видимо, почувствовали наступление ажиотажа. Возможно, именно этим вызвано объявление, сделанное в конце сентября начальником пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексеем Красновым о скором подорожании популярной услуги. Тем, кто еще не успел вкусить прелестей экзотического путешествия, придется изыскивать лишние два миллиона долларов. Что тут скажешь? Очевидно, отрасль будет развиваться в двух независимых направлениях.

Эксклюзивные экскурсии на МКС или другую станцию, которая рано или поздно заменит нынешнюю, обойдутся в копеечку, что соответствует известному принципу: качественно и дорого. И хотя представитель Роскосмоса ссылается на удорожание комплектующих и вездесущую инфляцию, скорее всего про возросшую финансовую заинтересованность "туроператора" скромно умалчивается.

В то же время устроители суборбитальных полетов будут снижать цены, так как их задача состоит в том, чтобы короткий визит в космос сделать обыденным. От внимательных посетителей будущих космических турагенств, конечно, не укроется, что разница между обоими предложениями такая же, как между прыжком на парашюте с высоты 4 тысячи метров и кувырком с вышки в парке аттракционов, но различие цен на два порядка, пожалуй, будет производить большее впечатление.

Что касается цен, то они зависят и от конкуренции. Организацию путешествий на МКС может пока позволить себе только Space Adventures, и это своего рода естественная монополия. Финансовый порог вхождения на неподеленный рынок суборбитального туризма гораздо ниже, и тут следует ожидать битвы за клиента, сезонных скидок и специальных предложений. В последние дни сразу две конкурирующие фирмы напомнили о себе. Сначала компания Virgin Galactic выставила на всеобщее обозрение макет кабины ракетоплана SpaceShipTwo, в котором для прессы с удовольствием позировал вдохновитель проекта британский миллиардер сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson, на фото).

Если при полете на МКС подчеркивается, что турист становится полноценным членом экипажа со своими обязанностями, то в SpaceShipTwo главный принцип - все для человека. Каждый отдыхающий будет лицезреть космос через личную пару иллюминаторов, один их которых позволит смотреть вперед, а другой - вбок. Для создания дизайна кабины был привлечен Сеймур Пауэлл (Seymour Powell), человек, который вряд ли много понимает в космонавтике, зато умеет сделать вещь приятной и удобной, чем уже воспользовались Hewlett-Packard, Nokia, Ford и другие известные фирмы.

Чуть позже ответный ход сделала компания SpaceDev, владелец которой Джим Бенсон (Jim Benson) объявил о скором начале продажи билетов на суборбитальный полет по цене 100–300 тысяч долларов. Шестиместный космический корабль, названный Dream Chaser, был спроектирован в NASA около пятнадцати лет назад, но нынешние шаттлы так и не заменил: программу свернули в середине прошлого десятилетия. SpaceDev самостоятельно разработала новый двигатель, который, кстати, стоял на SpaceShipOne, и собирается построить и испытать несколько аппаратов. Облик корабля роднит его с Discovery и Atlantis, но "охотник за мечтами" будет вчетверо меньше и в восемь раз легче. Остается ждать исхода противостояния, ведь неизвестно, что больше привлечет туристов: полет на "настоящем" шаттле или дизайн от Сеймура Пауэлла.

Тем временем Роскосмос подписал очередной контракт. Малайзийский космонавт Шейх Мушафар Шукор или его дублер Фаиз Халид отправятся на МКС весной 2007 года. Вероятно, у представителей Роскосмоса просто не было выбора, ведь еще до подписания соглашения будущие космонавты дали обет безбрачия, который они будут соблюдать до тех пор, пока один из них не слетает на орбиту. Оставить их на Земле было бы попросту негуманно. АБ

"А" упала, "Б" пропала

Великие дела никогда не остаются безнаказанными. Высадка американцев на Луну в 1969 году по-прежнему будоражит публику. Многие наверняка знают, что первыми словами командира Apollo 11 Нила Армстронга, ступившего на лунную поверхность, были: "That’s one small step for man, one giant leap for mankind" ("Один небольшой шаг для человека - гигантский прыжок для человечества"). Во всяком случае, так услышали свидетели исторического события, и такое же впечатление остается при прослушивании записи переговоров, которые выложены на сайте NASA и некоторых других ресурсах.

В приведенной фразе есть грамматическая ошибка, которая делает все высказывание практически бессмысленным. Правильный вариант должен содержать артикль "a" перед словом "man": "…small step for a man…". Без него фраза переводится как "Один небольшой шаг для человечества - гигантский прыжок для человечества", что, конечно, звучит нелепо. Многие специалисты списывали пропуск артикля на помехи в эфире и несовершенство техники того времени. С момента возвращения на Землю знаменитый астронавт подвергается критике со стороны самых разных людей, не берущих в толк, как можно было так бездарно "запороть" великую фразу. Армстронг не раз заявлял, что все произнес правильно, что артикль находился на месте и ошибки не могло быть в принципе. Суета вокруг одной фразы началась неспроста - для американцев "лунные" слова Армстронга значат не меньше, чем для нас знаменитое гагаринское "Поехали!".

Австралийский программист Питер Форд (Peter Ford) решил раз и навсегда покончить с многолетними кривотолками. Он скачал упомянутую запись и провел ее анализ с помощью специального программного обеспечения. И нашел-таки злосчастный артикль между "for" и "man", полностью подтвердив версию астронавта. Согласно результатам его изысканий, артикль был произнесен слишком быстро, чтобы быть услышанным. С помощью историка и, кстати, биографа Армстронга Джеймса Хансена (James Hansen) находчивый программист подготовил доклад о проделанной работе и представил его в Аэрокосмическом музее в Вашингтоне. Почему никто раньше не догадался проанализировать спорную запись - вопрос для отдельного исследования.

Впрочем, для NASA пропустить одну-единственную букву в предложении явно не составило труда, учитывая, что, как недавно выяснилось, американские космические чиновники умудрились потерять оригинальную видеозапись высадки на Луну ("КТ" упоминала об этом в #651). ИК

Последний звонок Siemens

Цыплят по осени считают не оттого, что их в это время года становится больше, а оттого, что за лето некоторых не досчитываются. В ИТ-бизнесе конец осени знаменует начало предрождественских продаж, к которому любая компания стремится подойти во всеоружии. Неготовность к этому пику потребительского спроса может стоить фирме места на рынке. В этом году мы не досчитаемся Siemens.

Нет, с самой корпорацией все в порядке, и ко дну она пойдет вряд ли. Ее позиции, скажем, в тяжелом машиностроении и на рынке оборудования для сетей связи достаточно крепки. Речь идет о подразделении Siemens, разрабатывавшем сотовые телефоны. В 2005 году оно было преобразовано в отдельную фирму и отдано корпорации BenQ. Отдано не за деньги, а, наоборот, еще и с приплатой: Siemens должна была внести в общей сложности 300 млн. евро за то, что расстается со своим убыточным бизнесом. Так появилась BenQ Mobile и торговая марка BenQ-Siemens. BenQ, лелеявшая мечты о завоевании ключевых позиций на мировом рынке сотовых телефонов, надеялась сделать предприятие прибыльным. С того момента, когда материальная и интеллектуальная собственность Siemens Mobile перешла к BenQ, минул почти год. И вот руководство тайваньской корпорации объявило о скором банкротстве немецкого подразделения.

Собственно, банкротом станет не вся BenQ Mobile, а только ее унаследованная от Siemens европейская составляющая, которую так и не удалось сделать рентабельной. Как только в Тайбэе поняли, что доставшийся даром груз проблем может потопить всю корпорацию, от балласта сразу решили избавиться. Последней каплей послужила неготовность германского подразделения выдать к рождественскому сезону новую линейку продуктов, а это означало новые финансовые потери и совсем не радужные перспективы на 2007 год (по оценке BenQ, задержки выпуска продукции стоили компании за год миллиарда долларов). Тем не менее тайваньский концерн намерен выпускать телефоны и дальше, но главным образом для азиатского рынка, не привлекая для этого европейские производство и менеджмент (о котором тайваньцы отзываются весьма негативно).

Кого же винить в нерадивости? BenQ, отхватившую кусок не по зубам, или Siemens, подложившую собаку своему партнеру? С одной стороны, если Siemens избавилась от некогда процветающего бизнеса, понятно, что никакие внутренние резервы делу помочь уже не могли. Похоже, что в BenQ понадеялись на авось: мол, проблема как-нибудь рассосется. По мнению генерального директора группы компаний "Связной" Максима Ноготкова, такая развязка оказалась вполне ожидаемой из-за того, что в BenQ не было предпринято никаких антикризисных мер: на момент передачи мобильное подразделение Siemens уже было убыточным, причем с отрицательной тенденцией. Если исходить из этого, можно констатировать: BenQ своих сил не рассчитала, а основными посылами в ее действиях стали бесплатность приобретения мобильного бизнеса Siemens, ставка на известный брэнд и обещанные немецкой корпорацией 300 млн. евро (которые, кстати, так и не были выплачены даже наполовину).

С другой стороны, валить все на нынешнего владельца тоже несправедливо. Возможно, специалисты тайваньской компании не сумели верно рассчитать эффективность сделки, но, безусловно, проблема зародилась еще в те времена, когда у Siemens все было благополучно и ни о каких договоренностях с BenQ даже не могло идти речи. Чтобы разобраться с тем, когда произошел перелом, мы обратились к пожелавшему сохранить инкогнито сотруднику службы сервиса МТС. Наш выбор обусловлен тем, что у корпорации Siemens и МТС всегда были очень тесные отношения. Их сотрудничество простиралось от оборудования для базовых станций до совместных рекламных акций при продаже мобильных телефонов. Среди главных достоинств старых телефонов 35-й и 45-й серий Siemens наш собеседник отметил надежность и открытость для различного рода исследований пользователем (работа с файловой системой, подключение NetMonitor и т. п.). А вот с появлением двумя годами позже телефонов 55-й серии началось постепенное "падение". Довольно долго Siemens находился выше типичных "азиатов", не поставляя новые телефоны с откровенно сырыми прошивками, но в последних моделях все изменилось. Тот же момент отметил и Максим Ноготков, по словам которого "у некоторых моделей BenQ-Siemens наблюдался так называемый "корейский синдром": для ускорения вывода модели на рынок программное обеспечение не доводилось до ума, и телефоны из первых партий давали сбои, что негативно сказывалось на восприятии брэнда в целом".

В Европе в те же переходные годы доля Siemens на рынке мобильных телефонов неуклонно снижалась. Не помогли и новые модели, в которых менеджеры не хотели видеть своих же ошибок, и даже эксклюзивная линейка Xelibri стала провальной. Все это привело руководство компании к мысли, что с мобильной связью им не по пути.

В России же Siemens прижился не только благодаря хорошим телефонам начала века. Модель А35 и подобные ей простейшие и недорогие трубки сделали свое дело в период бурного развития сотовой связи у нас в стране, хотя безупречными эти аппараты не назовешь. Сопоставить популярность марки BenQ-Siemens с популярностью прежних моделей немецкой компании нам помог руководитель одного из московских офисов МТС, тоже пожелавший остаться неназванным. По его наблюдениям, за последние годы объемы продаж телефонов Siemens существенно не изменились. Возможно, сказывается кредит доверия, заслуженный в прошлом. Покупателю по-прежнему хочется получить телефон европейского производителя, а о тяжелых временах BenQ Mobile знают немногие. В то же время такое громкое событие, как банкротство, наверняка повлияет на распределение ролей. Доверие к брэнду снизится, а масла в огонь подольет традиционная нелюбовь приверженцев "старого доброго Siemens" к моделям азиатского происхождения. Однако упавшее знамя подхватят Nokia и Sony Ericsson, так что серьезных потрясений на рынке сотовых телефонов ждать не следует. С такой оценкой согласен и генеральный директор "Связного", который, впрочем, в качестве "преемников" Siemens назвал Nokia и Samsung.

Если отделаться от ностальгии, то единственное, за что действительно стоит переживать, так это за уровень сервисного обслуживания. На территории Европы и, в частности, России за это отвечало попавшее в немилость немецкое предприятие, поэтому в работе центров обслуживания BenQ-Siemens возможны сбои. И хотя BenQ продолжит использовать двойной брэнд, последний звонок Siemens уже прозвенел. АБ

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.