Повелители судеб
АрхивЧитателям "КТ" не нужно рассказывать, что такое гипертекст, однако гипертекст Марии Кормиловой посвящен не технологической, а литературной составляющей гипертекста.
Читателям "КТ" не нужно рассказывать, что такое гипертекст, однако гипертекст Марии Кормиловой посвящен не технологической, а литературной составляющей гипертекста. Задолго до появления первого драфта HTML возможностями нелинейного письма пользовались писатели.
Поэтому последовательность финалов автор определил, бросив монетку. В одном варианте влюбленные оказались счастливы, в другом - несчастны. Сравнив в романе моральные нормы девятнадцатого и двадцатого века, Фаулз выбрал ультрановую форму, подчеркивая, что уж автор-то точно живет в век разнузданных нравов и "свободной любви".
Гипертекст - это произведение, части которого выстроены не в линейной последовательности, а как система сложных переходов и ссылок. Следуя расставленным указателям, можно читать этот нелинейный материал в любом порядке, самостоятельно создавая различные линейные тексты. Фактически, в гипертексте реализован старый сказочный принцип: налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь… и так далее. По такому же принципу, когда на распутье персонажу предлагается несколько запрограммированных вариантов действия, работают компьютерные игры в жанре "квест" (бродилка), герой которых постоянно оказывается перед выбором: налево - волшебный меч, направо - пропасть, прямо - тупик. Так же построены и некоторые литературные гипертексты с разветвленными сюжетами. То есть вековая диктатура автора, наконец, отменена. Командовать судьбами героев будет читатель, примеряя на себя лавры творца и одежды богов. Захочет - герои полюбят друг друга, не захочет - расплюются.
В 1965 году программист Теодор Нельсон придумал понятие "гипертекст". Оно уже тогда означало текст, состоящий из фрагментов, которые можно читать в разном порядке. В начале 1990-х Тим Бернерс-Ли и его коллеги создали современный Язык Гипертекстовой Разметки (HTML), с помощью которого можно, нажав на выделенное слово в тексте, перейти на другую страницу, как по ссылке в бумажной книге.
Несколько лет назад в Москве живой классик Умберто Эко встречался с российскими студентами - читателями будущего. Объясняя им, что такое гипертекст, он разрешил каждому сесть за компьютер и описать бесчисленное множество ситуаций, в которые могли бы попасть герои хорошо всем известной "Войны и мира" Льва Толстого. К примеру, Андрей Волконский не умрет, женится на Наташе Ростовой, и все будут счастливы. Повернуть реки вспять? - пожалуйста! Что там про сослагательное наклонение в истории? Захотите - в вашем собственном романе "Война и мир" Наполеон победит Кутузова, а не наоборот.
Изобретателями гипертекста, как ни странно, считают себя и технари, и гуманитарии. Истина, как всегда, где-то рядом. В период с 1940-х по 1990-е годы гипертекст параллельно развивался и в программировании, и в литературе, пока в конце ХХ века эти течения не слились воедино.
Только издав "Хазарский словарь" на CD, Милорад Павич с радостью узнал от компьютерщиков, что его роман можно читать 2,5 миллионами способов! К Павичу приклеился ярлык "первый писатель XXI века". А сам пожилой классик понял, что мышление файлами - как раз для него, и очень полюбил на досуге играть в компьютерные игры со своей супругой, литературным критиком Ясминой Михайлович. Но этим успехи гипертекста не ограничились.
Во всех этих литературных фокусах виноват, как ни странно, атеизм ХХ века. Фридрих Ницше еще в 1883 году, не обольщаясь насчет религиозности современников, отрезал: "Бог умер". В тон ему Ролан Барт в 1968 году написал знаменитое эссе "Смерть автора", предсказывая, что писателей не всегда будут обожествлять. И действительно, в насквозь христианском Средневековье никто бы не осмелился считать художника "творцом" собственного мира: и иконы, и житиях святых создавались по установленному канону. Отступления от него и гениальные находки не то что не поощрялись, а преследовались.
В течение года около трехсот авторов - обычных пользователей Интернета - добавляли свои фрагменты и сюжетные линии к "РОМАНУ". Потом в компьютере Лейбова что-то сломалось, к тому же роман стал таким запутанным, что его стало почти невозможно читать, и проект остановили. Но главное, чего добился Лейбов - каждый смог стать писателем.
Однако постепенно ситуация изменилась. Начиная с эпохи Возрождения, художник начинает выступать в роли демиурга, творца собственных миров. В последнее время автору позволяется еще больше: читать мысли героев, знать их судьбы…
Отсюда всего один шаг до гипертекста, теоретики и практики которого рассуждают примерно так. Если нет божественных заповедей, значит, можно пробовать разные варианты своей судьбы. К примеру, кинуть невесту и уйти к другой женщине, как сделал герой Фаулза. Если нет божественного предопределения - значит, можно решать, убить или быть убитым, именно такой выбор делает в саду расходящихся тропок герой Борхеса. Милорад Павич однажды открыто взбунтовался против небес, заявив, что гипертекст - это борьба с роком и даже со смертью. В нелинейной литературе все можно поправить и в любой момент вернуться на ход назад, как и в компьютерной игре. Если нет единой божественной истины, никто уже не установит, какую религию принял в романе Павича исчезнувший хазарский народ. По какому праву писатель будет навязывать кому-то свое мнение? Читатель гипертекста - это почти соавтор, он сам разберется, что к чему. А иногда не постесняется и в интерактивном произведении допишет свой вариант, как у Лейбова.
В 1962 году Владимир Набоков опубликовал роман "Бледное пламя", состоящий из поэмы и расширенного подстрочного комментария к ней. Книгу нужно читать, постоянно перелистывая туда-сюда. Сложно сказать, что тут первично - поэма или комментарий. В 1963 году Хулио Кортасар написал роман "Игра в классики", главы которого велел читать не подряд, а по определенной схеме. При правильном чтении должны чередоваться сюжетные и описательные фрагменты. Читатель перескакивает из одной части книги в другую, как будто прыгая через клеточки, нарисованные на асфальте. Это одно из объяснений к названию книги.
Разделив с читателем ответственность за происходящее в книге, нелинейщики уже совершили революцию. Но какое же будущее ждет гипертекст?