Beggarman Blues - Блюз уличного попрошайки
АрхивСегодня у нас ущербно-посусечная "Голубятня", навеянная убожеством коммуникационной жизни, кою живописал на прошлой неделе. Культур же повидло посвятим замечательной теме, не дающей мне покоя последние лет так… двадцать!
Сегодня у нас ущербно-посусечная "Голубятня", навеянная убожеством коммуникационной жизни, кою живописал на прошлой неделе. Культур же повидло посвятим замечательной теме, не дающей мне покоя последние лет так… двадцать!
Речь пойдет об одной категории современной эстетики, о которой знает полтора процента профессионалов (филологов, литературоведов, кинокритиков) и вообще ничего не знают широкие народные массы. А жаль. Потому что категория "ауры в искусстве" вывела бы нескончаемые разговоры "о…" (фильмах, книгах, спектаклях), которые так любят вести все нормальные люди и даже программисты, на совершенно иной уровень и глубину. Проиллюстрирую мысль на примере фильма Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" - так уж вышло, что по оказии на днях еще разок насладился незабываемым зрелищем. Но сначала о самой "ауре".
Термин "Аура искусства" принадлежит Вальтеру Беньямину, еврейскому философу-марксисту первой половины XX века. Классическое определение "ауры" в искусстве (в отличие от мистики и философии) - это "неповторимое явление далекого так близко, как только возможно". Аура - это особое свечение художественного мира, когда книга не просто доставляет эстетическое удовольствие, но в какой-то момент начинает магически завораживать читателя, вызывать состояние трепетного восторга по почти необъяснимым причинам.
Аура - штука столь неуловимая, что бесполезно заниматься ее описанием - проще продемонстрировать в непосредственном действии. В книге Саши Соколова "Школа для дураков" мальчик-шизофреник Нимфея придумывает слово "скирлы", которое ассоциируется в его сознании с чем-то сексуально-ужасным, когда "медведь уносит в берлогу девочку и что-то там с ней делает, неизвестно, что именно, в сказке не объясняется".
Новый эротический язык Нимфеи запускается в сознание читателя и затем исчезает со страниц романа. И вдруг, уже в финале, мы встречаем следующий пассаж: "Поверь, мне совершенно все равно, чем вы там с ним занимаетесь, там, в башенке, на втором этаже, занимайтесь, а я - я буду разучивать чардаш. А когда вы спуститесь обратно по скирлучей лесенке (!!!), я вам сыграю. Секстеты, или даже гаммы". Это удивительный, мистический момент в книге! Внезапно новый эротический язык начинает функционировать в своем собственном, состоящем в заговоре в читателем, поле. И хотя сама проблема эротической экспрессии в русском языке не снимается, однако именно в этот миг художественный мир Нимфеи обретает ауру, то неуловимое "чуть-чуть", которое и составляет сущность искусства.
Как все сказанное соотносится с "Бойцовским клубом"? Самым непосредственным образом: рядовой триллер превращается в гениальное культовое кино исключительно на уровне художественной ауры: того неуловимого внутреннего желания и горения, которое возникает при просмотре фильма и выталкивает зрителя на улицу ради совершения Действия - например, дать неизвестному прохожему в неприятную рожу. Просто так дать, без повода, и проследить за реакцией. Если повезет, то схлопотать в ответ и порадоваться, что не все в мире еще потеряно.
Это внутреннее горение - ауру "Бойцовского клуба" - и надлежит продуктивно обсуждать на блогах, форумах и ЖЖ. Вместо этого мы наблюдаем тягомотное пережевывание "мозгами нации" своих вечно зеленых сопель типа: "Бойцовский клуб" не особо впечатлил, "Семь" у Финчера лучше. Посмотрите "Поговори с ней" Альмодовара, вот это класс, ну а "Скромное обаяние буржуазии" - штука посильнее, чем "Бойцовский клуб" Финчера".
"Посильнее", "послабее", "впечатлил", "не впечатлил" - кому интересны суждения человека, которого в детстве медведь утащил в берлогу и надругался?! Не прошла искра, не спровоцировала аура на Действие - и замечательно! Шагай мимо. Не об том кино-то, сердешный! И совсем уж на скирлучем уровне пребывает иная, не менее популярная реакция потребителей киноискусства: "Посмотрели с другом "Бойцовский клуб" и решили создать такой же в нашем рабочем поселке!"
Теперь, как обещано, ущербно-посусечный софтверизм. Эпитет возник от отчаяния, вызванного необходимостью работать в сети на скорости 9600 кбит/с - причем не от случая к случаю, а постоянно. Как я и боялся, на десятый день использования GPRS от "Киевстара" CommTraffic прокукукал об исчерпании отмерянного по тарифу трафика - 300 мегабайт. Дальше, как говорили классики, либо бандитский счетчик 1 Мбайт = 1 американскому еноту, либо альтернативный канал GSM-Data (CSD) - да-да, тот самый, технически ограниченный возможностями протокола на скорости 9600 кбит/с (примерно три с половиной мегабайта в час). Для сравнения: GPRS дает 10 мегабайт, московский ADSL-"Стрим" - 200 мегабайт. Зато полная халява - качай не хочу.
Было б дело в одной скорости - все бы срослось, как в добром старом анекдоте про Раскольникова: "Почто бабку-процентщицу зазря жизни лишил?" "Ну так уж и зазря: процентщица - пятак, три процентщицы - уже пятиалтын!" Аналогично: ставим мобилу качать на ночь, глядишь - к утру 30 мегабайт и накапало - аккурат уникальная книжка Эдварда Гиббона "История упадка и крушения Римской империи", притаившаяся в закромах "Наташиной Избушки".
Не тут-то было! "Киевстар" внимательно следит, чтобы жизнь малиной не казалась, и каждые 20–30 минут связь GMS-Data обрывает. Просто так, для профилактики.
И что же? Служивший мне исправно последние годы Reget Deluxe после множественных передозвонов и докачек файл таки выбирает, однако получается он непременно коцанным и читаться не желает. Дважды загружал по каналу GSM-Data книжку Гиббона и дважды получил нечитаемый PDF. Пришлось озаботиться на предмет подходящей софтины для лечения и восстановления PDF’ок. Поиск вывел на Advanced PDF Repair от DataNumen (рис. 1).
Философия программы впечатляет: Advanced PDF Repair сканирует поврежденный файл, игнорирует любые флаги (в первую очередь - несовпадение CRC), констатирующие ошибку формата и требующие немедленного закрытия файла, и пытается восстановить хотя бы малую толику, подлежащую восстановлению. Задействованные технологии Advanced PDF Repair полагает кнов-хавом и не афиширует, ограничиваясь лишь констатацией возможностей: обработка PDF всех версий, восстановление как текста, так и изображений, ремонт файлов PDF, созданных с нарушением строгой спецификации формата, восстановление PDF на испорченных носителях - флоппи- и компакт-дисках, работа в поточном режиме (batch).
По мышце и ценник - за полную версию Advanced PDF Repair (размер программы - 1 мегабайт) робяты хотят 149 долларов 95 центов. И это правильно: хотение - двигатель прогресса!
Работает Advanced PDF Repair очень быстро: с толстенной книжкой Гиббона справился минут за десять. Невероятно, но факт: программа восстановила примерно две трети, казалось бы, вконец убитого талмуда, продемонстрировав тем самым свою профпригодность и право на поминание в "Голубятне".
Все, конечно, замечательно, если бы не маленькое "но", которое не относится к замечательной программе Advanced PDF Repair, а порождается зудящей днем и ночью папилломой моего перфекционизма. И тут выходит полюбэ, что мне не нужно две трети Гиббона! Мне нужен весь Гиббон! Целиком - от корки до корки. Что делать? Подкрутить в консерватории? Подкрутил и сменил даунлоудер на давнего приятеля, которым пользовался до ReGet Deluxe, - на FlashGet. И что же? FlashGet Гиббона скачал так же, как и ReGet, - по частям, натужно, с растяжкой до третьих петухов. НО! Скачал без ошибок, выверенно соединив разрозненные пэдээфьи ошметки в лучших традициях сексуальной жизни лилипутов [В смысле - тютелька в тютельку]. И что показательно: в отличие от Advanced PDF Repair, FlashGet с весны текущего года обрел статус freeware!
Наш рассказ продолжает программа, хоть и принадлежащая к ущербно-посусечному софтверизму, но совсем уж с причудливого бока. Знакомьтесь: SEA Anti-MoSquIToes XP 2.0 - творение рук человека по имени - прости господи! - Сарунью Пуньяратабундху. Из далекого Таиланда. Что же такое залудил Сарунью? Сарунью залудил программу, которая… убивает комаров (рис. 2)!
Мне вот что непонятно: почему, с учетом обилия летающей заразы на бескрайних российских просторах да в незалежных скифских степях, для реализации такой, в общем-то, простой идеи понадобилось напряжение сумрачной тайской мысли? Ведь хорошо известно, что комары (мухи, тараканы, крысы и прочие гады) не переносят звуков определенной частоты (находящихся, слава богу, за пределами восприятия человеческого уха). Теоретически программа такого рода лудится за один вечер, однако сподобился лишь тайский мухобой.
Что же вышло из попытки Пуньяратабундху? Anti-MoSquIToes имеет четыре параметра: частоту в герцах, Duration в миллисекундах, Value Change в ударах (Beat) и Time Change опять в миллисекундах. Если с частотой все понятно на интуитивном уровне, то значение остальных параметров доступно пониманию разве что тайским комарам. Никаких хелп-файлов к программе не прилагается, что, наверное, даже к лучшему: надписи на кнопках (Go Tray, Select Pest) наводят на мысль, что подсказка была бы написана на аналогичной поросячьей латыни, расшифровка которой лишь способствовала усилению стресса от кровососущих насекомых. Поиск на сайте Пуньяратабундху тоже не увенчался успехам - даже не потому, что там все по-тайски, а потому, что там начисто отсутствует какое-либо содержание. Ну разве что телефон в Бангкоке и улица, в названии которой - не поленился посчитать! - 18 букв [Кому интересно: Moobanprayoonnives].
К чему я так распинаюсь насчет хелпа и параметров? К тому, что тайские комары очевидно заточены под другую частоту, нежели малоросские гады, а сибирские москиты наверняка предпочитают романсы на балалайке. Посему программа Anti-MoSquIToes, при своем несомненном потенциале, оказалась бесполезна без научно-популярного обоснования и инструкции. В самом деле: не стану же я сканировать весь ультразвуковой диапазон частот, подгоняя отпугивающий генератор под вкусы Aedes trisseriatus [Одна из широко распространенных разновидностей комариных гадов (лат.)]? Кончилось тем, что я поджег проверенную спиральку и задышал гарью, ища утешение в агонии паразитов, медленно, но верно растворяющихся в Валгалле.
Под занавес обращаюсь к реликтовым программерам, читающим вражескую колонку: программа Anti-MoSquIToes пользуется всемирной известностью. Как вы теперь понимаете, не в силу внутренних достоинств, а по причине своей уникальности: других разработок на тему умерщвления летучих гадов я не обнаружил ни на одной поисковой машине. С учетом того, что Anti-MoSquIToes реализована из рук вон по-тайски, было бы неплохо задуматься над созданием отечественной альтернативы - во всю мощь наших баллистических ракет. При правильной реализации коммерческий успех антикомариной программе обеспечен. Дерзайте!