Бортовой самодержец
АрхивВ 70-е годы прошлого века компьютеры в массовом сознании представлялись этакими шкафами, усеянными бесчисленными лампочками. Для их размещения выделялись просторные комнаты, а для питания строились отдельные подстанции.
В 70-е годы прошлого века компьютеры в массовом сознании представлялись этакими шкафами, усеянными бесчисленными лампочками. Для их размещения выделялись просторные комнаты, а для питания строились отдельные подстанции. Идея же установить это хозяйство на колеса ничего кроме беспокойства о душевном здоровье "рационализатора" не вызывала. А если все же приходилось размещать компьютер в автомобиле, то такой монстр смущал своими размерами даже карьерные самосвалы. Владельцы же легковушек довольствовались ручкой подстройки радиоприемника, и о компьютерах узнавали только из новостей.
Однако в 1983 году появились первые переносные персоналки (в частности, Compaq Portable), которые теоретически уже можно было поселить на борту обычного авто. Наверное, именно тогда и овладела умами энтузиастов идея интегрировать недорогой ПК в серийную легковушку.
Но в те времена не совсем было понятно, кому же нужен персональный компьютер в машине (кроме как сами-знаете-каким-службам). Да и возможности тех ПК не слишком превосходили современные бухгалтерские калькуляторы, и применялись они в первую очередь для работы с базами данных. Но прошло полтора десятка лет, и компьютер, наконец, обрел мультимедийные возможности, перенос каковых на борт автомобилей оставался уже делом техники. И к началу нынешнего века только самый ленивый автопроизводитель не имел в своем модельном ряду автомобиля с интегрированным мультимедийным компьютером. С другой стороны, цена этой интеграции до сих пор заставляет хмурить брови даже "серьезных господ". Но это не умаляет желания простых парней, вроде редакторов нашего журнала, смотреть DVD-фильмы на стоянке или пользоваться навигацией в узких переулках незнакомого города…
Мобильный или автомобильный?
На самом деле, возможность установить персональный компьютер почти стандартной конфигурации в легковой автомобиль существует довольно давно. Как только появились ПК, стали появляться и их так называемые "промышленные" или "мобильные" версии, которые предназначались главным образом для работы в тяжелых условиях промышленного производства. Так как условия на борту среднестатистического легкового автомобиля тоже можно назвать экстремальными, делаем вывод, что промышленным компьютерам сюда и дорога. Но цены на такие устройства начинаются от 900 долларов[В частности, примеры можно посмотреть на www.micromax.ru и www.ipc2u.ru и на массе других сайтов] (если говорить о нормальной конфигурации с процессором Intel или AMD, HDD- и DVD-приводами и приличным объемом оперативной памяти). В итоге вместе с монитором и стоимостью установки набежит сумма, сравнимая со стоимостью иного автомобиля. К тому же промышленные версии практически не поддаются апгрейду, используют дорогие нестандартные комплектующие и обладают очень низкой "бытовой" ремонтопригодностью [Что, правда, компенсируется солидными гарантийными сроками, но для активных путешественников не очень актуально, так как гарантийные мастерские расположены лишь в крупных городах]. Наконец, при желании сменить такой компьютер на новую модель вам вряд ли удастся продать предыдущую.
Поэтому большинство автолюбителей предпочитают идти по иному пути - подвешивают на торпедо КПК с GPS-приемником. Может даже показаться, что это единственное решение, не заставляющее трещать семейный бюджет по швам. Но оно (как любой компромисс) имеет и массу недостатков: начиная с микроскопического экрана низкого разрешения (VGA-экраны только-только стали доступными для дорогих КПК, а этот параметр очень важен с точки зрения удобства навигации) и кончая ограниченной возможностью модернизации, нестандартной ОС и проистекающей отсюда невозможностью установки привычных (и что немаловажно - бесплатных) PC-программ. Кроме того, карманные компьютеры трудно нагрузить новыми функциями вроде управления DVD-проигрывателем, снятия показаний с датчиков двигателя (особенно это актуально для спортивных автомобилей) или использования в качестве зеркала заднего вида…
В общем, КПК на роль центра управления полетом - извините, автомобилем - не годится.
Удобство или жлобство?
Некоторые автомобилисты, ознакомившись с базовыми возможностями встроенных бортовых компьютеров, часто задаются вопросом: а зачем огород городить, когда и так уже все реализовано? На самом деле, интеграция стандартной PC-платформы несет массу неочевидных преимуществ автовладельцу.
Системы навигации с большим экраном
Встроенные системы навигации большинства автопроизводителей очень дороги. Например, только диск с картой Москвы для навигатора автомобилей компании BMW стоит около 600 евро, не говоря уже о стоимости самой системы. Использование же КПК+GPS ограничивает пользователя амбразурой его малюсенького экрана. Для ПК же разработана масса программного обеспечения (в том числе и бесплатного), позволяющего на основе данных о координатах не только прокладывать маршрут по незнакомой местности, но и отображать звездную карту или сообщать о близлежащих достопримечательностях.
Воспроизведение фильмов
Большинство современных, даже очень дорогих автомагнитол не могут сравниться с PC по возможностям работы с различными форматами сжатого звука и видео. К тому же программные проигрыватели обладают средствами обработки звука для создания объема в непростых условиях автоакустики. Не забывайте и о поддержке русскоязычных тегов и названий файлов. В качестве бонуса - возможность подключения ТВ-тюнера для цифрового телевидения.
Огромное количество музыки
Объем современных жестких дисков позволяет записать на них сотни часов музыки с самым высоким качеством. Если же и этого покажется мало, кто мешает установить второй диск?
WiFi-доступ в Интернет и к своему домашнему компьютеру
Если к автомобильному компьютеру подключить WiFi-адаптер, то можно прямо из дома (или с работы) скинуть на его диск новую музыку, чтобы послушать ее в дороге. К тому же адаптер можно использовать для доступа в Интернет.
Использование флэш-карточек, в том числе и от фотоаппарата
Наличие стандартного USB-порта дает возможность переносить данные из фотоаппарата на диск компьютера, освобождая место на карточке. Для путешествующего автолюбителя эта возможность явно не будет лишней.
Управление сотовым телефоном, включая отправку SMS
Существуют программы, управляющие через COM- или USB-порт практически всеми основными моделями сотовых телефонов. Трудно переоценить удобство чтения и отправки SMS-сообщений, набора номера или редактирования телефонной книги с помощью большого сенсорного экрана (не говоря уже о таких банальных вещах, как приглушение звука или постановка фильма на паузу во время звонка).
Из универсальных программ можно посоветовать Phone-Control.NET (в числе поддерживаемых языков имеется и русский), пробную 30-дневную версию которой вы можете скачать отсюда: zoran-horvat.de/PhoCoWeb2/default.aspx.
ТВ-тюнер и другие USB-устройства
Если стандартных возможностей компьютера будет недостаточно, то наличие большого количества USB-разъемов позволяет подключать к нему практически любое современное мультимедийное устройство, вроде ИК-порта с универсальным пультом ДУ, джойстика или мыши.
Запуск любой PC –программы, от игр до презентаций
Запуск любых PC-игр - замечательный способ отвлечь детей во время поездки, а возможность запустить в любой момент PowerPoint-презентацию может оказаться большим подспорьем для коммивояжера, впаривающего очередной автомобильный пылесос по тройной цене…
На самом деле, свобода в выборе ПО, наверное, и есть главное преимущество при использовании PC-платформы в автомобиле.
Подключение недорогой веб-камеры
Цена набора для установки камеры заднего вида превышает сотню долларов. Для PC достаточно приобрести 20-долларовую веб-камеру и использовать стандартное Windows-приложение ввода изображений.
Кстати, как ни удивительно, у такого решения обнаружилось неожиданное преимущество перед обычными системами "заднего вида". Дело в том, что транслируемое сзади изображение необходимо переворачивать по горизонтали, чтобы водитель не путал право/лево, и большинство автомобильных камер требуют наличия такой опции у дисплея. В данном случае это можно сделать программно.
Встроенное или неустроенное?
Идея разместить в бардачке или на пассажирском сиденье (для автоэгоистов) обычный ноутбук тотчас же приходит в голову любому задумавшемуся на эту тему автомобилисту. Но мысль о том, что придется все время таскать ноут с собой, даже на бензозаправке, плюс сомнительное удобство следить за навигацией в пол-оборота от дороги, заставляет сделать вывод, что альтернативы встроенному автопроизводителем бортовому компьютеру не существует.
Конечно, встречаются различные "гаражные" решения, когда обычный ноутбук разбирается, его экран различными путями "интегрируется" в торпедо, а в качестве управления используется либо цифровая клавиатура (есть специальные модели, лишенные "алфавитной" части), либо универсальный ИК-пульт. Но такое управление не назовешь эргономичным, особенно для GPS-навигации.
Кроме того, до последнего времени было трудно найти недорогой инвертор питания с 12 В на 220 В, который бы при при своей большой мощности обладал высоким КПД, низким токопотреблением на холостом ходу [Имеется в виду не когда двигатель работает в режиме ХХ, а когда к самому инвертору ничего не подключено], умел бы управлять кнопкой ATX ноутбука и реагировать на включение/выключение зажигания автомобиля..
Так что же - "все не так и все не то"?
Сложно или можно?
Первая "спасительная" для концепции недорогого автомобильного ПК ласточка появилась со стороны американской компании Saturn Hi-Tech в виде сенсорного 7” монитора Prology PCM-700 c VGA-входом и с почти идеальными спецификациями для ПК-интеграции (поддерживаемое разрешение вплоть до 1024х768 [Большинство пользователей сошлись на том, что оптимальным разрешением для монитора такого размера является 800х600, иначе становится слишком трудно прочитать название улиц во время движения]). Во-первых, подключаясь через USB, он имитирует работу обычной мыши. Во-вторых, имея два дополнительных RCA-разъема, он позволяет подключить и другие источники сигнала (например, уже имеющийся DVD-ресивер). В-третьих, он предполагает питание именно от автомобильных 12 В.
Но главное его достоинство - это невысокая цена! Сегодня его можно купить в Москве менее чем за 400 долларов, что практически вдвое дешевле сенсорных экранов других производителей (во многом это объясняется и его небольшими размерами, в то время как основное предназначение его полноразмерных LCD-конкурентов - работа в POS-терминалах магазинов и кафе). Кроме того, недавно появилась модель PCM-800, имеющая на 15 мм большую диагональ, при соотношении сторон 4:3 (у 700-й серии 16:9), плюс вход S-Video. Она на 30–40 долларов дороже.
По свидетельству энтузиастов, уже установивших такие мониторы в свои автомобили, LCD прекрасно выдерживают российские морозы. Конечно, при сильном минусе экраны тускнеют и теряют контрастность, но лишь до тех пор, пока лампа подсветки их не прогреет; работа же сенсорного управления вообще не страдает. Будучи рассчитаны на установку в автомобиль, эти устройства выдерживают тряску и нетребовательны к стабильности питания.
Разумеется, появились и другие подходящие мониторы. Среди них отметим Xenarc In-dash 7” K-500 [Описание можно посмотреть на www.odm.cn/viewproc.asp?id=103] стоимостью около $600. Обладая теми же характеристиками, что и PCM-800, он не требует специальной интеграции в торпедо (выполнен в виде выезжающей панели), при лучшей контрастности поддерживает большее разрешение (до 1600х1200), к тому же имеет FM-приемник на борту (ТВ - опционально; на мой взгляд, лучше купить ТВ-тюнер под USB).
Тем не менее появление подходящих LCD-панелей не решило всех проблем установщиков. И снова мы возвращаемся к блоку питания. Как уже было сказано, использование автомобильного инвертора не годится из соображений энергосбережения, а специализированные 12-вольтовые блоки питания ATX довольно дроги.
Одна из простейших идей - использовать схему от ИБП, подключив вместо его аккумуляторной батареи бортовые 12 В, но это порождает новые проблемы. Как показал опыт применения различных преобразователей напряжения, появление переменных 220 В на борту автомобиля часто приводит к помехам при воспроизведении музыки [Если только не принять специальных мер, что в нашем случае нивелирует выигрыш в цене у специализированных БП], не говоря о том, что наличие высокого напряжения в машине нежелательно в принципе.
Итак, самый дешевый из предлагаемых на рынке 12-вольтовых блоков питания, это M1-ATX, который на первый взгляд отвечает всем требованиям (управление кнопкой питания, задержка выключения и мониторинг бортового напряжения). Но поскольку он рассчитан в первую очередь на интегрированную PC-платформу компании VIA, то в силу своей маломощности [Обычно 90 Вт, или 160 Вт у модели M2-ATX стоимостью уже около $140] не вполне годится для обычного PC (особенно на основе высокопроизводительных процессоров Intel). Да и цена в 120 долларов тоже не кажется маленькой.
Поэтому стали появляться самодельные БП, которые превосходят вышеупомянутое изделие американской компании Ituner Networks [www.mini-box.com. Тут можно найти немало интересных устройств для автомобильных PC] не только по функциональности, но и по мощности. В частности, они умеют не только управлять питанием компьютера, но и включать/выключать LCD-экран и реагировать на положение ключа зажигания. Причем цена таких самоделок не превышает двух с половиной тысяч рублей. Ну а если запах хлористого железа "вам сладок и приятен", то на одном из форумов разработчик предлагает скачать схему [См. по всему треду в прикрепленных файлах: forum.mp3car.ru/showthread.php?t=264&page=4] и собрать БП самому (правда, этот вариант без микроконтроллера).
Остается лишь найти подходящий корпус. Многие ограничиваются стандартным micro-ATX. Кто-то гнет железо самостоятельно, что порой не самое плохое решение, а через форум даже можно найти умельцев, которые сделают это для вас за умеренную плату. В конце концов, можно просто купить готовый корпус, хотя он совсем недешев (до 600 долларов, а то и больше). Некоторые остановили свой выбор на ультратонких micro-ATX (в прайс-листах они называются slim) как на наиболее стандартизованном и недорогом решении.
Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время на рынке имеются все необходимые компоненты для установки в автомобиль достаточно мощного персонального компьютера, не выходя при этом за рамки скромного бюджета.
Рекламный иль программный?
Тем не менее, чтобы жизнь с ПК на борту медом не казалась, нашлось место и ложке с дегтем. И главное содержимое этой ложки - программное обеспечение. Как-то так сложилось, что Windows XP (а именно эту систему чаще всего устанавливают на "мобильные" компьютеры энтузиасты) не воспринимается разработчиками ПО в качестве бортовой системы автомобиля (компания Microsoft для этого предлагает Windows Mobile for Automotive). Поэтому необходимых программ для работы с GPS, мобильными телефонами и датчиками двигателя не так уж много, особенно таких, какие так любят наши пользователи, то есть бесплатных.
Во-первых, выложена бесплатная (по утверждению разработчиков, в ближайшее время таковой и останется) версия неплохой программы PocketGIS для GPS-навигации по Москве и ее ближайшим окрестностям (также есть карта Петербурга, но без функции прокладки маршрута). Пусть вас не смущает ее название, будучи написанной на Posix C и не требующая специализированных библиотек, она была легко перекомпилирована и под Windows 2000/XP. Карты и схема движения обновляются раз в квартал, указаны бензозаправки, реализована автоматическая перестройка маршрута, если вы сбились с пути. Контуры домов, к сожалению, разработчики приберегли для коммерческой версии. Главное достоинство - изначальный расчет на работу с сенсорными экранами. Кроме того, можно упомянуть OziЕxplorer ($60) - для него легко найти огромное количество карт для разных городов России; и, пожалуй, "Киберсо МосГИС" ($30, есть расширенная версия и за $60), но эта программа [Существует способ подгрузки карт от PalmGIS, кроме того, учитывается информация о пробках] не так популярна. Запускать же такие известные программы, как PalmGIS или PocketGPS, через эмуляторы под Windows XP не слишком хорошая идея, так как в этом случае теряются преимущества "большого" экрана.
Среди программ отображения параметров двигателя можно порекомендовать OBDTOOL [Дополнительную информацию и ссылку на ПО можно найти на cou.hanty.usi.ru/honda/obd], но для ее работы требуется специальный адаптер (для подключения к контроллеру двигателя), который можно собрать самому (продаются специальные наборы для радиолюбителей за 450 рублей) или купить готовый (от $30). Для любителей экстремального тюнинга существуют специализированные приборы, которые не только могут читать большее количество параметров двигателя, но и позволяют многие из них менять прямо на ходу (от $1000). Такие устройства поставляются уже со своим ПО под Windows и, кроме того, нередко содержат специальную среду разработки для своего программирования.
Что же касается различных мультимедийных программ, то их завалы можно найти на бесплатных софтоотстойниках, а многим оказывается достаточно и возможностей самой Windows XP.
Итак, пока автопроизводители, соревнуясь друг с другом в консерватизме, выпускают "новейшие" модели бортовых компьютеров, скромность мультимедийных и навигационных возможностей которых удивила бы даже персоналки середины 90-х, энтузиасты уже вовсю ищут способы интеграции компьютерных технологий XXI века.